Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – сконструировать технологию сказкотерапии как метода адаптации детей к детскому саду.
Задачи работы:
1. Дать определения понятиям «адаптация», «социальная адаптация», «социальная терапия», «сказкотерапия»;
2. Описать формы и принципы работы по организации процесса адаптации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ 5
1.1 Характеристика понятия «адаптация» 5
1.2 Соотношение понятий «социальная терапия» и «социальная адаптация» 6
1.3 Социальная дезадаптация 8
1.4 Формы и принципы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям 9
ЧАСТЬ 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 13
2.1 Понятие «сказкотерапия» 13
2.2 Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками 15
2.3 Эффективность сказкотерапии в процессе социальной адаптации 21
ЧАСТЬ 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ 23
3.1 Индивидуальная работа при использовании метода сказкотерапии 23
3.2 Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии 24
3.3 Особенности проведения сказкотерапии 27
3.4 Куклотерапия как разновидность сказкотерапии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

технологи социальной работы.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)
  1. Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика, и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка  успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).

  1. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации можно взять приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у  детей и оказывают положительное  влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

  1. Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.
  2. Игровые методы взаимодействия с ребенком. В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.
  3. Сказкотерапия - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Метод сказкотерапии направлен  на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное  состояние.

Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.

Сказкотерапия – один из самых  нестандартных и наиболее эффективных  способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими  те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Рассмотрим этот метод более подробно в следующей главе.

 

ЧАСТЬ 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ  КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

2.1 Понятие «сказкотерапия»

По определению Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. [5, С.6]

Основные задачи сказкотерапии:

  • расширение ролевого диапазона формирующейся личности ребенка;
  • стабилизация психических процессов, развитие эмоциональной сферы;
  • отработка саморегуляции и самоконтроля, развитие гибкости и произвольности поведения;
  • устранение страхов, тревожности, неуверенности в себе, чрезмерных сомнений в правильности своих действий;
  • повышение самооценки ребенка, обретение веры в себя;
  • усвоение общепринятых норм общения с другими людьми;
  • развитие фантазии и воображения, образного мышления.

Результаты сказкотерапии:

  • повышается гибкость и подвижность нервных процессов;
  • развивается мелкая моторика и координация движений;
  • снимается физическое и психическое напряжение;
  • увеличивается работоспособность;
  • совершенствование волевых качеств;
  • тренировка дыхания;
  • преодоление барьеров в общении;
  • улучшение и активизация выразительных средств общения: пластика, мимику, речь;
  • пробуждение фантазии и образного мышления;
  • освобождение от стереотипов и шаблонов – путь к творчеству;
  • развитие психических процессов;
  • формирование социальных навыков.

Возможности работы со сказкой: [15, С.10].

1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные  ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов  действия персонажа. Прочтение  сказки служит поводом к обсуждению  ценностей поведения клиента,  выявляя его систему оценок  в категориях «хорошо - плохо».

4. Проигрывание  эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

5. Творческая работа по мотивам сказки:

  • Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.
  • Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
  • Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, некоторый поворот событий. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
  • Сочинение сказки. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. У сказок должен быть счастливый конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительного положения, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому своей особенной сказки. [15, С. 12]

2.2 Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками

Сказкотерапия безусловно является очень  ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого - через сказку. При работе с ребенком педагог, как правило, не использует "психологического" языка анализа внешне, но постоянно сохраняет способность "выхода" в аналитическое пространство для понимания того, что нужно ребенку и как именно ему это можно дать. То есть сказка представляет собой двоякий инструмент - вначале диагностического характера, а потом как способ воздействия на ситуацию. При этом она очень легка в обращении, растворяет и обходит многие формы психологических защит, приятна и многомерна по форме подачи (рассказ, игра, театр и тому подобное)

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью  ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.

У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс  эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Проигрывание  сказок расширяет диапазон адаптивных черт личности, как нельзя лучше способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях.

Сказкотерапия – естественный способ социализации детей, научение их распознавать опасности  и справляться с ними.

При сказкотерапии  даже те дети, которые в вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе ее благотворное влияние на подсознательном уровне. Одна и та же сказка по – разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что- то свое, необходимое ему в данный момент,  для решения его проблемы.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказу, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.

С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных  образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Происходит  это не потому, что дошкольник так  хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что  положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Метафора  обеспечивает контакт между левым  и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. [16, С. 32] 

Применение сказки при работе над  страхами ребенка может прослеживаться следующее: на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.

Существует два подхода к  сказкотерапии, которые отличаются с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности применяемого подхода. [15, С. 54]

Директивная (направленная) и не директивная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога  в работе с детьми.

При директивном подходе психолог – главное лицо, он активно участвует  в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает  за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений.

Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются  индивидуально для каждого ребенка  в соответствии с его проблемами и целями работы. Сама структура  сказки должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка.

Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается особое значение. В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными.

Для того, чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания истории.

Использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть выходы из сложившейся ситуации.

Техника рассказывания сказок и  их специфический язык имеют принципиальное значение. Один из способов облегчить восприятие сказки и идентификацию с ее персонажем – это использование неопределенных, не конкретизированных слов и выражений. При этом ребенку дается возможность самостоятельно вообразить, представить себе ситуацию. Например, фраза: «Девочка испуганно шла по лесу» позволяет каждому человеку создать в воображении тот образ, который ему ближе и понятней, и придумывать свои причины такой ситуации. Необходимо оставлять ребенку возможность собственного творческого поиска и максимальной идентификации себя с героем в процессе восприятия сказки. [5, С. 49]

Информация о работе Роль сказкотерапии в социальной адаптации ребёнка к детскому саду