Роль социально-педагогической помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростков.
Объект исследования: процесс влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности у подростков.
Предмет исследования: проявление уровня агрессивности подростков, в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).

Содержание

ВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Понятие СМИ, их классификация 6

1.2. Ученые о позитивных и негативных тенденциях влияния

СМИ на агрессивное поведение подростков 9

1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков 15

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 19

2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков 19

2.2. Анализ результатов исследования 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ЛИТЕРАТУРА 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа состоит из  1 файл

Роль социально-педагог.помощи по снижению влияни. СМИ на агрессивное поведение подростков.doc

— 344.50 Кб (Скачать документ)

                                                     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ 3

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

ВЛИЯНИЯ СМИ  НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 6

     1.1. Понятие СМИ, их классификация 6

     1.2. Ученые о позитивных и негативных  тенденциях влияния 

СМИ на агрессивное поведение подростков 9

     1.3. Влияние СМИ на агрессивное  поведение подростков 15

     ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ  СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  ПОДРОСТКОВ                                                  19

     2.1. Диагностика агрессивного поведения  подростков 19

     2.2. Анализ результатов исследования 23

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

     ЛИТЕРАТУРА 32

     ПРИЛОЖЕНИЯ 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    

                                                    ВВЕДЕНИЕ 

     Информационный  бум охватил все слои общества, включая и подростков. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает.

     Гораздо чаще в этой сфере, подросток предоставлен сам себе, самосознание еще недостаточно сформировано, поэтому подростки, как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (средства массовой информации).

     Ценностные  установки подростка, также, еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко, явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате, грань между добром и злом у подростка стирается. Вся последующая продукция, с использованием подобных персонажей, закрепляет в ребятах устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

     Большинство ребят, в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего, какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими знания, могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения, ребятам достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку телевизора. Пагубное воздействие агрессивных тенденций на подростков, в первую очередь ощущают их родители. Порою, именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.

     Как сделать так, чтобы в этой непростой  ситуации не замутить сознание подростка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы, послужили началом для выбора темы исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна.

     В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Роль социально-педагогической помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков». Подросток, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду этого, не случайно данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

     Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростков.

     Объект  исследования: процесс влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности у подростков.

     Предмет исследования: проявление уровня агрессивности подростков, в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).

     Задачи  исследования:

  1. Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
  2. Рассмотреть классификацию средств массовой информации и  представить её характерологический анализ;
  3. Подобрать диагностический инструментарий;
  4. Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
  5. Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности в зависимости от телеинформации;
  6. Разработать рекомендации для родителей.

     Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности подростков, во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

     Методы  исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование и др.

     Опытно-экспериментальной  базой исследования явилось МОСШ № 56 г. Орска. В эксперименте участвовал 6 «А» класс, в количестве 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 12-13 лет.                           

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

     Во  введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и  задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования, база исследования.

     В первой главе «Теоретические аспекты проблемы влияния СМИ на поведение подростков» рассматривается понятие СМИ, их классификация, анализируется мнение ученых о позитивных и негативных тенденциях влияния

СМИ на агрессивное поведение подростков, изучено влияние СМИ на агрессивное поведение подростков.

     Вторая глава «Особенности организации процесса социальной помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков» содержит опытно-экспериментальную часть работы. Нами была проведена диагностика уровня проявления агрессивности подростков, в зависимости от влияния средств массовой информации.

     В заключении изложены основные выводы по приведенному исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего  изучения данной проблемы.

     Общий объем курсовой работы составляет 33 страницы машинописного текста. Список литературы включает 27 наименований.

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 

     1.1. Понятие СМИ, их классификация 

     Средства  массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [18, с.17].

     К СМИ, в частности, относятся:

     1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

     2) электронные (радио, телевидение,  Интернет, видео – и аудиозаписи,  кинематограф;

     3) информационные агентства.

     Основными функциями СМИ являются:

     1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;

     2) непосредственно-организаторская (в которой, наиболее наглядно проявляется роль СМИ, как «четвертой власти» в обществе);

     3) идеологическая (социально-ориентирующая), связанная со стремлением оказать  глубокое влияние на мировоззренческие  основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

     4) культурно-образовательная, заключающаяся,  в том, чтобы, будучи одним  из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и  распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым  способствуя всестороннему развитию человека;

     5) рекламно-справочная, связанная с  удовлетворением утилитарных запросов  в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

     6) рекреативная (развлечения, досуг, снятия напряжения, получение удовольствия).

     Отличительные черты СМИ – это:

     1) публичность, т.е. неограниченный  круг пользователей;

     2) наличие специальных технических  приборов, аппаратуры;

     3) непостоянный объем аудитории,  меняющейся в зависимости от  проявленного интереса к той  или иной передаче, сообщению  или статье.

     Возможность наглядно – образного восприятия, а как следствие и более сильного эмоционального влияния на человека оказывает телевидение. Оно является мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Под телевидением (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается:

     1) собирательное название ряда  областей науки и техники, связанных  с передачей и изображения  и звука на расстояние;

     2) средство массовой аудиовизуальной коммуникации;

     3) вид искусства.

     Благодаря возможностям приобщения огромной аудитории  к одновременному восприятию информации, телевидение стало колоссальной силой, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ формирует, в частности, эстетическое сознание масс. Основными жанрами телевидения являются:

     - репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т.д.);

     - информационные программа; 

     - аналитические программы;

     - развлекательные программы (в  т.ч. концерты, шоу);

     - кино, сериалы, анимация;

     - образовательные и научно-познавательные  программы;

     - игровые программы и др.

     Человек XX-XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.

     Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур человека. Общепризнанным является тот факт, что в большинстве стран мира телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению, как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей. Современными исследователями телевидения выделяются следующие основные проблемы и аспекты этого СМИ:

Информация о работе Роль социально-педагогической помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков