Роль социально-педагогической помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростков.
Объект исследования: процесс влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности у подростков.
Предмет исследования: проявление уровня агрессивности подростков, в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).

Содержание

ВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Понятие СМИ, их классификация 6

1.2. Ученые о позитивных и негативных тенденциях влияния

СМИ на агрессивное поведение подростков 9

1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков 15

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 19

2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков 19

2.2. Анализ результатов исследования 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ЛИТЕРАТУРА 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа состоит из  1 файл

Роль социально-педагог.помощи по снижению влияни. СМИ на агрессивное поведение подростков.doc

— 344.50 Кб (Скачать документ)

     Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.

     Видеокультура обладает мощным потенциалом знакомства с другими культурами и жизненными стилями, отличными от собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками.

     На  смену «авторитарности» в этом аспекте, пришла подвижная множественность развивающих, образовательных программ коммерческого телевидения.

     Однако  в последние годы, передачи ТВ структурировались, в соответствии с различными параметрами - возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало, как ценностным структурам социума, так и его стратификации.

     Картина, которую представляют собой отечественные медиа, сегодня аморфна, расплывчата и, к сожалению, во многом вторична (приоритеты во многих случаях следует искать в Западном телевидении).

     Если  ранее существовал четкий образ-модель подростка, на который ориентировалась  вся структура масс медиа, то с потерей идентичности исчезает и образ «идеального потребителя продукции видеокультуры», совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации.

     Только  при создании адекватной воспитательной модели, возможен выход из этого кризиса. Исчезновение «железного занавеса», «шоковая терапия» в экономике, т.е. «сексуальная революция», привели к серьезнейшим последствиям и для отечественной культуры в целом и для видеокультуры в частности.

     Разрыв  преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей, приводит к трансформации имиджа насилия, как наиболее эффективного социального инструмента для достижения реальной жизненной цели.

     В развитых странах Запада, послуживших  моделью для наших отечественных масс-медиа, тема насилия, давно вызывает серьезное беспокойство, как со стороны институтов государства, так и широкой общественности. Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости.

     К моменту окончания школы дети становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике видеокультуры.

     Статистика  телевизионных программ свидетельствует: специальных образовательных программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 5 лет назад их было 30%. В основном, ребята смотрят те же программы, что и взрослая аудитория.

     Вполне  естественно, что социальные аспекты, связанные с телеинформацией, не могут не затрагивать и чисто  психологических аспектов.

     Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение  ими подростков, вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими [10, с.104].

     В зависимости от физического состояния, психика подростка находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше он тратит энергии за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.

     Огромное  желание общения притягивает  подростка к своему домашнему «другу – вампиру». Не имея обратной связи, подросток представляет собой приемник идей. Анонимность подростка, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему в той или иной мере, удовлетворять свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений.

     Бессознательно, в состоянии гипноза, он добровольно  передает телевидению управление своими психическими процессами. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит  для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних подростков - это смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других — политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п.

     Своему идеалу он полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводит в некое гипнотическое состояние).

     Подросток, сидящий перед телеэкраном, постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Помимо этого, телевизор как таковой, предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет, за одним кадром следует другой, они и «ведут» подростка, не оставляя ему возможности осознать увиденное.

     Общение со сверстниками становится формальным, подростку не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. Происходит негативное влияние на подростка, он становится агрессивным.

     Однако, бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания подростка, но родители должны регулировать отношения подростка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. Видео - компьютерные спецэффекты мгновенно вторгаются в психику, вызывая ее частичное разрушение с целью внушения или изменения психических процессов.

     Убийство  и насилие не вызывают у них  чувств страха или отвращения, потому что они, в результате привыкания к телевизионным передачам, для них естественны и реальны. [26, с.30] Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение подростков, ещё не в полной мере выяснена.

     Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в ползу того, что СМИ, безусловно влияют на психику подростка, в частности, провоцируют его агрессивное поведение.

     ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 

     2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков 

     Цель исследования эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростков.

     Эмпирическая  база исследования: 6 «А» класс школы № 15 г. Орска. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 12-13 лет.                           

                                                                                                                Таблица 2.1

     Количество  подростков 6 «А», участвующих в эксперименте

                             Ф.И. ребёнка
1.                              Костя А.
2.                              Аня Б.
3.                              Рустам Г.
4.                              Дима Г.
5.                              Артём К.
6.                              Катя Л.
7.                              Коля Л.
8.                              Антон М.
9.                              Никита П.
10.                              Феликс П.
11.                              Кирилл Р.
12.                              Лера С.
13.                              Аня С.
14.                              Герман Х.
 

     В эксперименте нами были использованы следующие четыре методики:

  1. Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 1);
  2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) (Приложение 2);
  3. Структурализированное наблюдение, проводимое социальным педагогом (методика диагностики агрессивного поведения подростков, разработанная Лаврентьевой Г.П.) (Приложение 3);
  4. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.) (Приложение 4).

     1. Анкета для родителей  Лаврентьевой  Г.П. и Титаренко Т.М.

     Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный  ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего, делается вывод об уровне агрессивности подростка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности подростка).

     Шкала оценок результатов:

     - Повышенный уровень агрессивности – 16-20 баллов

     - Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.

     - Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.

     - Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.

     2. Беседа с подростками на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).

     Возраст испытуемых – 12-13 лет.

     Испытатель (психолог или социальный педагог) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым подростком четыре тестовых испытания, на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней).

     Если  вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, подросток должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности.

     Балл 0 ставится при выборе ответов с  литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае, подростком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности).

     В случае, если подросток придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего, делается вывод об уровне агрессивности подростка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности подростка).

     Шкала оценки результатов:

     - Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

     - Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

     - Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

     - Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

     3. Структурализированное наблюдение, проводимое педагогом (методика диагностики агрессивного поведения ребят Лаврентьевой Г.П.)

     Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у подростков.

     Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в школе, наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

     Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

     Каждый  «+» соответствует 1 баллу (ответ  «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании  чего, делается вывод об уровне агрессивности подростка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности подростка).

     Шкала оценок результатов:

     - Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

     - Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.

     - Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

     - Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

     4. Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.)

     Цель: оценить уровень агрессивного поведения подростка.

     Инструкция: «Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!».

Информация о работе Роль социально-педагогической помощи по снижению влияния СМИ на агрессивное поведение подростков