Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:40, курсовая работа
Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростков.
Объект исследования: процесс влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности у подростков.
Предмет исследования: проявление уровня агрессивности подростков, в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ВЛИЯНИЯ СМИ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие СМИ, их классификация 6
1.2. Ученые о позитивных и негативных тенденциях влияния
СМИ на агрессивное поведение подростков 9
1.3. Влияние СМИ на агрессивное поведение подростков 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 19
2.1. Диагностика агрессивного поведения подростков 19
2.2. Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
1. Способ организации звуков и образов.
2. Природа телевидения, как мощного экономического и социального института.
3.
Взаимоотношение между
1.2.
Ученые о позитивных и негативных тенденциях
влияния СМИ на агрессивное поведение
подростков
До сих пор, идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Так, статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах, на каждый час вещания, приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии.
Поэтому подросток, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии. Ввиду этого, не случайно, данная тема представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей [10, с.117].
Одни ученые считают [11, с.39], что в видеофильмах подросток подражает образам героев фильмов. Поэтому, чрезмерное увлечение видео и телевидением, возникает только у тех ребят, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.
В рамках теории социального научения [10, с.121], существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения [10, с.123], а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение опирается на данные о том, что подросток проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает.
В частности указывается [10, с.127], что простое ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. Было, в частности, установлено [10, с.135], что подростки с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео насилием, в то время как мало агрессивные, поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах насилия.
Кроме того, ребята из семей, использующих различные способы социального подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания.
Ребята, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию [12, с.38].
В этой области, различные психологи проводили различные исследования [10, с.122]. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на человеческое поведение, были проведены А. Бандурой и его коллегами.
В исследованиях утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных самим А. Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле – и кинофильмах, способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в межличностных отношениях.
Столкнувшись с подобной критикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели. Во-первых, экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности. Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия.
И, наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства, между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии.
Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору провоцирует подростков на аналогичное поведение.
С учетом этих критических замечаний, был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами насилия на развитие агрессивного поведения. В этих исследованиях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий.
Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно.
Не верно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, ребята готовы сорваться и накинутся на любого, кого угораздило встретиться у них на пути.
Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее, всего, невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мола.
«Мне кажется, - писал К. Бюттер, - совсем непонятной, вера многих представителей профессиональных кругов в то, что влияние видеоигр и телевидения, вообще можно считать единственной причиной агрессивного и насильственного поведения.
Ведь перед лицом обострения жизненных проблем (безработица, нет социальной поддержки, одиночество) более убедительным мне кажется прямо противоположный вывод, что внутренняя агрессивность является следствием возрастающей агрессивности внешних, реальных отношений здесь и теперь.
Кроме того, многие просто игнорируют индивидуальную историю жизни подростка, смотрящего телевизор: как будто до этого он никогда не сталкивался с реальным насилием, как будто он такой податливый человек, что достаточно лишь раз подвергнуть его соответствующим раздражителям с экрана, чтобы превратить в чудовище!» [11, с.56].
Что же касается проведения лонгитюдных исследований, необходимых для строгого доказательства наличия и отсутствия влияния телевидения, К. Бюттер придерживается мнения, что никогда, даже самый детальный анализ биографии не сможет полностью раскрыть взаимосвязь между индивидуальной судьбой и насилием в обществе [11, с. 63].
Во всяком случае, Улла Джонсон-Смарагди эмпирически подтвердила прописную истину [23, с.48], что родители все еще представляют собой основную модель для поведения детей, то есть в плане потребления (в данном случае – выбор телепрограмм) поведение детей зависит от соответствующего поведения родителей (выбора ими телепрограмм).
Овчарова Р.В. выделяет, в свою очередь, четыре круга проблем, порождаемых показом агрессивных действий на кино- и телеэкране.
1) Эффект научения: проявляется ли эффект обучения новым формам агрессивного поведения при наблюдении подростком сцен насилия с помощью средств массовой информации (кино, телевидение, видео)? Какие условия, если они есть, поощряют реальное проявление агрессивных актов, которым они обучены посредством СМИ?
2) Эмоциональное следствие: ведёт ли повторение сцен насилия средствами массовой информации к снижению эмоциональной чувствительности к насилию? Имеет ли снижение эмоциональной чувствительности отношение к вероятности актуального агрессивного поведения в реальной жизненной ситуации?
3) Проблема катарсиса: ведёт ли наблюдение за агрессией к агрессивному катарсису – истощению агрессивной энергии? Ведёт ли к катарсису наблюдение боли, ужаса, страданий?
4) Проблема условий: имеются ли какие – либо условия при наблюдении сцен насилия, которые могут служить как подавлению (торможению), так и усилению агрессии?
Среди большинства исследователей агрессивного поведения, практически нет расхождений при ответе на первый вопрос. Как показали многочисленные исследования, подростки действительно поражают агрессивному поведению героям в кино и по телевидению.
Ответы на другие вопросы позволяют выделить три основных подхода или модели изучения отношения кино и телевидения к последующему агрессивному поведению.
Первую модель можно условно назвать «способствующей». Среди исследователей данной модели существуют разногласия по вопросу о том, какие психологические механизмы и процессы способствуют тому, что просмотр сцен насилия облегчает (повышает вероятность) реальное агрессивное поведение.
Одни авторы акцентируют роль обучающе-моделирующих процессов, другие – «ключевого» процесса, когда реальное агрессивное поведение вызывается «ключевыми» стимулами, совпадающими с виденными ранее в кино и по телевидению; третьи подчёркивают то, что наблюдаемая в фильмах агрессия становиться узаконенной.
Вторую модель активно разрабатывают С. Фешбах и Д. Сингер. Её можно назвать «моделью катарсиса». Центральным постулатом данного исследования является наличие у каждого индивида врождённого агрессивного влечения, которое варьирует лишь по степени интенсивности и уменьшается при участии в актах насилия.
С. Фешбах утверждает, что «врожденная агрессивная фантазия служит способом контроля над открытым выражением агрессии, и те, кто испытывает недостаток во внутренних ресурсах фантазии, могут использовать внешнюю фантазию агрессивного телевидения для этой цели».
Третья модель – «возбуждающая» (С. Шехтер). Согласно ей, если некоторой возбуждающей процедурой вызывается усиление какого – либо влечения, то индивид объясняет это возбуждение определёнными социальными и личностными причинами, т.е. опирается на взаимодействие между физиологическим состоянием и когнитивными процессами. В данной модели существуют два механизма связи наблюдаемого с агрессией:
а) эмоциональное возбуждение, которое зависит от контекста наблюдаемой программ;
б) возбуждение, связанное с неопределённостью стимулов.
Отметим следующее. «Модель катарсиса» часто используется защитниками показа сцен насилия. Однако, большинство исследователей получают результаты, опровергающие концепцию катарсического действия просмотра сцен насилия.
В настоящее время, нет доказательств того, что наблюдения насилия, боли, ужаса и страданий приводят наблюдателя к катарсису. «Способствующая» же модель продвинула вперёд знание о том, при каких условиях возникают или не возникают агрессивные последствия.
Так, в рамках этой модели показано, что СМИ помогают ребятам определить своё отношение к другим людям, способствуют образованию у них представлений о вероятном поведении других людей.
В результате просмотра кинофильмов и передач у подростков формируются представления относительно того, каким способом, лучше всего решать проблемы, возникающие между людьми.
Известна также модель Хьюстона, описывающая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения. Чрезмерное увлечение подростками телепередачами с показом насилия и жестокости развивает у них агрессивные фантазии, способствует копированию агрессивных реакций в их собственном поведении.
С
другой стороны, отождествляя себя с
героями агрессивных
1.3.
Влияние СМИ на агрессивное
поведение подростков
Пресыщение информацией, стало одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик ребёнка, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.
С первых лет своей жизни, он попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Однако, возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности видеокультуры, как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения как социального агента.
Данное отношение среды и субъекта, имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.