Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:00, дипломная работа
Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и отсутствие методических разработок вопросов самооценки как фактора психологического здоровья студентов определила выбор темы дипломной работы «Самооценка как фактор психологического здоровья студентов».
Цель исследования – изучение особенностей самооценки как фактор психологического здоровья студентов Северо-Восточного федерального университета.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности самооценки как фактор психологического здоровья студентов………………………………………...……....…8
1.1.Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования……………………………………………………………………………………8
1.2.Факторы, влияющие на психологическое здоровье студентов……….22
1.3.Самооценка как фактор психологического здоровья студентов..………………………………………………………………………………...…....33
Выводы по первой главе……………………………………………………….……45
Глава 2. Изучение самооценки студентов как фактор психологического здоровья студентов………………………………………………….………………….……46
2.1. Описание методов исследования………..………………………..…….…..46
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………..……….....
2.3. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗ-а в целях формирования устойчивой положительной самооценки студентов………........
Выводы по второй главе
Заключение……………………….………..………………………………….……….
Литература………………………………..……………………………….…….……..
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………
Глава
1. Психологические особенности самооценки
как фактор психологического здоровья
студентов………………………………………...…….
1.1.Здоровье
человека как предмет комплексного междисциплинарного
исследования………………………………………………
1.2.Факторы, влияющие на психологическое здоровье студентов……….22
1.3.Самооценка
как фактор психологического здоровья
студентов..…………………………………………………
2.1.
Описание методов исследования………..………………………..……
2.2.
Анализ и интерпретация
2.3. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗ-а в целях формирования устойчивой положительной самооценки студентов………........
Заключение……………………….………..
Литература………………………………..…
Приложения………………………………..…
ВВЕДЕНИЕ
В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. Очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья —и не только со стороны представителей психологической науки —дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза [62].
Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33. Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов), в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы — 47%, а эндогенные психозы — 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эти цифры говорят сами за себя [15, с.23].
Психология здоровья особое внимание уделяет определению ≪цены≫, которую платит человек в ситуациях повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Несомненно, студенческая среда относится к таким, в которых эти перегрузки и требования выступают во всем многообразии.
Молодежный и студенческий период в жизни человека, когда личностные ресурсы студента кажутся неисчерпаемыми, а оптимизм по отношению к собственному здоровью преобладает над заботой о нем. Однако, сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания студента возможные опасения, связанные с последствиями длительного стресса.
Студенческий
возраст характеризуется
Период активного вхождения в новую социальную среду студента сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников, самоутверждение в данной среде. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего место среди ровесников у студента часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.
С
другой стороны, именно в этот период
формируется будущий
Многочисленные исследования в области стресса первоначально были сконцентрированы на описании его факторов, особенностей реакций на стресс, стратегий его преодоления. И одной из главных среди них является самооценка студента как фактор психологического здоровья студента.
Несмотря на то, что тема психологического здоровья в последние годы активно исследуется (Н.Е. Водопьянова [18], И.Н. Гурвич [20], Г.С. Никифоров [43], Н.В. Ходырева [62]), а студенческая молодежь является объектом активно исследуемым отечественными психологами (Ананьев Б.Г. [3], Смирнов С.Д. [55]), мы не нашли работ посвященных самооценке студентов как фактора психологического здоровья. К числу основополагающих вопросов теоретических основ психологии здоровья относятся раскрытие с системных позиций самой сущности понятия здоровья, а также критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. Первые попытки осмысления этих вопросов были представлены, в ряде публикаций Н.Е. Водопьяновой и Я.В. Ходыревой[17, 62].
Таким образом, актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и отсутствие методических разработок вопросов самооценки как фактора психологического здоровья студентов определила выбор темы дипломной работы «Самооценка как фактор психологического здоровья студентов».
Объектом исследования является психологическое здоровье студентов Северо-Восточного федерального университета.
Предметом исследования является самооценка как фактор психологического здоровья студентов Северо-Восточного федерального университета.
Цель исследования – изучение особенностей самооценки как фактор психологического здоровья студентов Северо-Восточного федерального университета.
Гипотеза исследования: уровень самооценки студентов взаимосвязан с особенностями психологического здоровья студентов: при адекватном уровне самооценки отмечаются позитивные личностные характеристики, такие как адаптация, оптимизм, ответственность и наличие смысла жизни.
Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
Нами использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседы, анкеты по выявлению самооценки студентов, тесты, методика «Мотивация учебной деятельности», методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)», тест смысложизненных ориентаций (СЖО) и тест Лири, методика «Измерения уровня личностной адаптации Тейлора».
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые самооценка студентов анализируется во взаимосвязи с психологическим здоровьем студентов. В работе также определены основные факторы, влияющие на психологическое здоровье студентов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выбранный ракурс исследования позволяет оценить влияние самооценки на психологическое здоровье студентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы дипломной работы могут быть использованы руководителями образовательных учреждений при реорганизации практики вузовской жизни; преподавателями, кураторами учебных групп в осуществлении учебно-воспитательного процесса, а также органами студенческого самоуправления, общественными организациями при разработке молодежной политики в вузе и регионе. Мы полагаем, что использование методических разработок проведенного исследования будет также способствовать повышению самооценки и саморазвитию студентов СВФУ.
Методологической основой исследования явились: гуманистическая концепция здоровья (В.М. Бехтерев [8], О С. Васильева [12], Н.Е. Водопьянова [16], Л.В. Куликов [30], А.Маслоу [38], Г.С. Никифоров [41], Э.Фромм [60], К.Г. Юнг [69]), теория социализации личности (Э.Дюркгейм [23], И.С. Кон [28], и др.).
База исследования: Исследование проводилось на базе Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова. Были исследованы студенты психологического факультета и отделения иностранных языков.
Структура
исследования: дипломная работа состоит
из введения, двух глав, заключения, библиографии,
приложений.
Глава
1. Психологические особенности
В «Толковом словаре русского языка» Даля мы можем прочесть общеизвестное, расхожее определение: «Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма» или «правильная, нормальная деятельность организма» [21, с.675]. Подобное определение предельно точно отражает специфику предмета, поскольку оно легко согласуется со здравым смыслом и оперирует далекими от научной сложности общеупотребимыми понятиями, в таком случае от науки требуется лишь предельно четко определить эти понятия, т. е. прояснить, как следует понимать «нормальное» и «правильное». Однако исключительно нормоцентрированный подход в научном отношении мало продуктивен и ограничен, поскольку выявляет в качестве показателей здоровья лишь те черты и свойства личности, которые могут содействовать выполнению определенных социальных функций, но не охватывают весь диапазон психических явлений. Поэтому идентичные феномены душевной жизни трактуются по-разному в контексте различных социально-исторических условий.
«Здоровье» и «болезнь» относятся к числу тех диалектических, взаимодополняющих понятий, которые в принципе не могут быть однозначно определены, и их постоянное осмысление, переоценка приводит к становлению нового знания, к формированию более целостного взгляда на феномен человека. Здоровье — явление самостоятельное и многоаспектное, требующее глубокого, непредвзятого исследования, поэтому представляется необходимым разработать современную концепцию здоровья и создать гипотетическую модель здоровой личности, которая стала бы ориентировочной основой для изучения особенностей как здорового (полноценного), так и патологического функционирования психики. Уже Ибн Сина (Авиценна) подчеркивал необходимость не только изучения и лечения болезней, но и научного постижения основ здоровья, тщательного исследования “режима (образа жизни) здоровых людей” [1, с. 660].
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить, что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше.
Информация о работе Самооценка студентов как фактор психологического здоровья