Самооценка студентов как фактор психологического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:00, дипломная работа

Описание

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и отсутствие методических разработок вопросов самооценки как фактора психологического здоровья студентов определила выбор темы дипломной работы «Самооценка как фактор психологического здоровья студентов».
Цель исследования – изучение особенностей самооценки как фактор психологического здоровья студентов Северо-Восточного федерального университета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности самооценки как фактор психологического здоровья студентов………………………………………...……....…8
1.1.Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования……………………………………………………………………………………8
1.2.Факторы, влияющие на психологическое здоровье студентов……….22
1.3.Самооценка как фактор психологического здоровья студентов..………………………………………………………………………………...…....33
Выводы по первой главе……………………………………………………….……45
Глава 2. Изучение самооценки студентов как фактор психологического здоровья студентов………………………………………………….………………….……46
2.1. Описание методов исследования………..………………………..…….…..46
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………..……….....
2.3. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗ-а в целях формирования устойчивой положительной самооценки студентов………........
Выводы по второй главе
Заключение……………………….………..………………………………….……….
Литература………………………………..……………………………….…….……..

Работа состоит из  1 файл

Д Самооценка студентов как фактор психолог здоровья судентов.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

     Анализируя  литературу по психологии здоровья, можно  выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторы (рис. 1.1).

     К факторам психического здоровья студентов относятся установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями.

     Обобщенно их можно разделить на положительные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности [11, с.28].

     В случае отрицательных установок  эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые генерализированные ожидания, независящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида. Ожидания индивида занимают одно из центральных мест в исследованиях стресса и его последствий, таких, например, как феномен психического выгорания (burnout).  

     

     Рис. 1.1. Факторы, влияющие на болезнь и/или здоровье 

     По  отношению к результатам деятельности их можно разделить на три группы:

     - низкие ожидания положительного подкрепления;

     - высокие ожидания наказания;

     - низкие ожидания собственного влияния на результаты деятельности.

     Потеря  контроля над результатами своей  деятельности снижает мотивацию индивида, вызывает чувство страха и неопределенности и тем самым ведет к раннему развитию симптомов выгорания. Кратко- и долговременные последствия неконтролируемого окружения проявляются как пассивность и выученная беспомощность. В повседневном поведении человек до тех пор стремится найти эффективные стратегии преодоления стрессовых ситуаций, пока не убедится в бесполезности этих усилий, т. е. придет к выводу о том, что ситуация не имеет выхода.

     Удовлетворенность результатами своей деятельности. Следующий важный фактор психического здоровья студентов — удовлетворенность результатами своей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятностью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положительная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т. е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности (теория эффективности собственных действий Бандуры).

     Идентификация со средой деятельности. В исследовании причин студенческого стресса часто отмечается, что одна из них — недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Особенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новыми, отличными от школьных, требованиями. Анонимность студента-первокурсника особенно остро ощущается иногородними студентами, оторванными от дома и семьи, переживающими трудный процесс приспособления к новым условиям жизни [11, с.29].

     Таким образом, к факторам психического здоровья студентов относятся установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями. Обобщенно их можно разделить на положительные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности.

     В случае отрицательных установок  эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые  генерализированные ожидания, независящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида. Ожидания индивида занимают одно из центральных мест в исследованиях стресса и его последствий, таких, например, как феномен психического выгорания.  

      1.3.Самооценка  как фактор психологического  здоровья студентов  

     Чтобы рассмотреть  самооценку как фактор психологического здоровья студентов нам нужно  раскрыть гуманистическую концепцию здоровья, связанную напрямую с самооценкой человека.

     Признанный  лидер гуманистической психологии А.Маслоу провозгласил основным критерием здоровья “полную актуализацию возможностей человека”, или “самоактуализацию”[38, с.430].

     Согласно  его точке зрения, “высочайшие  порывы человеческой души практически всегда недооценивались”, а “человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают” [38, с.431]. Он был убежден, что человечество не сможет ответить на вопрос: “Что такое психическая болезнь?”, если не ответит на вопрос: “Что такое психическое здоровье?”. “Немного упрощая, — пишет Маслоу, — можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью” [38, с.432]. С этой целью он предлагал “исследовать высшие проявления человеческого духа на примере наиболее ярких и одаренных представителей человеческого рода” [38, с.433]. Именно те люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

     Психически  здоровый индивид, в понимании А. Маслоу, может быть охарактеризован как “зрелый, с высокой степенью самоактуализации”. “Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, к которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это некое человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями” [38, с.8]. Здоровый человек, согласно такому подходу, должен рассматриваться во всей совокупности его биологических, психологических и духовных проявлений, которые равноправно представлены в мотивационной сфере личности. Как считает Маслоу. “Большинство психиатров, а также многие из психологов и биологов сейчас вынуждены признать, что практически все болезни, а может статься, все без исключения, можно отнести к разряду психосоматических, или организмических, т.е. если серьезно и глубоко заняться изучением “соматического” заболевания, то неизбежно всплывут его интрапсихические, интраперсональные и социальные детерминанты” [38, с.34].

     Отличительной чертой концепции Маслоу является постоянное акцентирование взаимосвязи между здоровьем самоактуализирующейся личности и основными (базовыми) потребностями и ценностями, исконно присущими человеческой природе. Маслоу утверждает, что невозможность удовлетворить базовые психологические потребности, такие как потребность безопасности, любви, уважения, самоуважения, идентичности и самоактуализации, приводит к болезням и разного рода расстройствам, которые принято называть неврозами и психозами. Однако даже люди, в полной мере удовлетворяющие свои базовые психологические потребности, люди, которых с полным основанием можно отнести к разряду самоактуализирующихся личностей, которыми движет стремление к истине, добру, красоте, справедливости, порядку, законности и прочим высоким ценностям, — даже эти люди могут испытывать депривацию на метамотивационном уровне.

     Рассмотрев  наиболее значительные гуманистические  модели здоровой личности, выделим  общие характеристики гуманистической  модификации антропоцентрического эталона.

     К устойчивым характеристикам здоровой личности, согласно гуманистической модели, могут быть отнесены следующие:

  1. Самоактуализация, направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала.
  2. Полноценное развитие, динамизм и личностный рост. — Здесь подразумевается готовность к жизненным переменам и внутренней трансформации, способность активно преодолевать трудности и препятствия на пути к целостности, восходя на более высокие уровни осознания и интеграции (данные качества прямо противоположны психической ригидности личности).
  3. Открытость опыту и изначальное доверие к процессу жизни. — Данная характеристика указывает на то, что сохранение самости и личностной целостности не требует от субъекта отказа от полноты переживания и жизненного опыта, что личность способна ассимилировать, принять негативные аспекты опыта, вместо того чтобы вытеснять их, и, наконец, что базовое доверие к миру сохраняется при любых невзгодах и испытаниях.
  4. Способность к подлинному диалогу. — Как и предыдущая характеристика, это личностное качество предполагает преодоление защит; однако это условие необходимое, но недостаточное. Установление диалога неосуществимо без принятия Другого как безусловной ценности и уникальной целостности, без признания в Ты такого же подлинного и полноправного Субъекта, как и собственное Я. Это основа глубинного понимания, сопереживания и сотрудничества.
  5. Свобода в переживании, самовыражении и самоопределении, без которой невозможно ни подлинное творчество, ни самостоятельная личностная позиция и которая непосредственно связана с такими качествами, как ответственность, искренность, конгруэнтность и самопринятие.
  6. Осмысленность существования — поиск жизненного смысла или стремление жить осмысленно (“Когда есть ради чего жить, можно вынести любое “как”).
  7. Целостность — это скорее высшая цель личностного развития и постоянно проявляющаяся тенденция к интеграции, нежели достигнутое и окончательное состояние. Здоровый человек всегда потенциально целостен, т. е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства [38, с.42].

     Личность  стремится к полноте самореализации, однако избирает такой способ самоопределения, который оказывается неприемлемым для ее социального окружения, поскольку  нарушает принятые в обществе нормы  и эталоны. Это приводит к социальной дезадаптации личности. Конфликт между ее целями и устремлениями, с одной стороны, и социальными нормами, с другой, будет порождать хроническое внутрипсихическое напряжение, которое может перерасти в невроз, если индивид не окажется в более благоприятных социальных условиях или не изберет более адекватную стратегию. Нередко противоречия между индивидуальностью и социумом обостряются настолько, что социальная адаптация означает для индивида конформизм, в котором аннигилируется и обесценивается его индивидуальность. Такая утрата личностной ценности или индивидуальной значимости при самой успешной адаптации к социуму становится причиной глубокого жизненного кризиса, который внезапно обрушивается на внешне благополучного и преуспевающего человека.

     В результате индивид переживает мучительную переоценку всех ценностей и потерю смысла жизни, или, пользуясь выражением Виктора Франкла, погружается в “экзистенциальный вакуум”, что является симптомом так называемого “ноогенного невроза” [61, с.55].

     Это означает, что стремление оптимально приспособиться к условиям социальной жизни блокировало творческую активность личности, и достижение социального успеха далось ценой нивелирования собственной индивидуальности. Добиваясь материального благополучия и престижа, человек выбирает высоко оплачиваемую, но не интересную для него работу, отказываясь от собственного призвания, которое, увы, не позволяет “прокормить семью”. Исход может оказаться очень плачевным: человек, с точки зрения окружающих достигший всего, совершает суицид, расценивая свою “успешную жизнь” как личное поражение.

     Или рассмотрим случай, когда стремление человека наилучшим образом адаптироваться в обществе препятствует оптимальному протеканию процессов саморегуляции. Человек настолько увлечен построением  блистательной карьеры, что перестает заботиться о своем физическом и душевном самочувствии. Чрезмерная социальная активность оборачивается переутомлением и бессонницей; в результате стремительное восхождение по социальной лестнице завершается язвой, астмой или инфарктом.

     Но  к такому же результату может привести и интенсивная творческая активность. Захваченный реализацией своего “жизненного проекта” и воплощением  идеала, человек буквально “сгорает”, принося душевное благополучие в  жертву некой сверхценной идее. Как  отмечал еще Ломброзо в своей работе “Гениальность и помешательство”, одаренность слишком часто сопровождается психическими отклонениями. Образ дезориентированного в этом “суетном” мире и совершенно не приспособленного к общественной жизни “гения” давно стал расхожим социокультурным стереотипом. То же самое можно сказать и о духовном (религиозном или мистическом) воспарении: нередко оно завершается крушением личности и состоянием полной социальной дезадаптации.

     Следовательно, для здоровья человека вовсе недостаточно, чтобы каждый из этих процессов в отдельности разворачивался во всей полноте; необходимо, прежде всего, чтобы они протекали координированно и сонастроенно, совместно обеспечивая стабильность и целостность личности. Отличительная особенность психически здоровой личности состоит в том, что в рамках ее структуры процессы саморегуляции, социальной адаптации и самоактуализации неразрывно взаимосвязаны, скоординированы и являются составляющими единого процесса становления индивидуальности (Индивидуации, в терминологии К.Г. Юнга) [69, с.193].

Информация о работе Самооценка студентов как фактор психологического здоровья