Самооценка студентов как фактор психологического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:00, дипломная работа

Описание

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и отсутствие методических разработок вопросов самооценки как фактора психологического здоровья студентов определила выбор темы дипломной работы «Самооценка как фактор психологического здоровья студентов».
Цель исследования – изучение особенностей самооценки как фактор психологического здоровья студентов Северо-Восточного федерального университета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности самооценки как фактор психологического здоровья студентов………………………………………...……....…8
1.1.Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования……………………………………………………………………………………8
1.2.Факторы, влияющие на психологическое здоровье студентов……….22
1.3.Самооценка как фактор психологического здоровья студентов..………………………………………………………………………………...…....33
Выводы по первой главе……………………………………………………….……45
Глава 2. Изучение самооценки студентов как фактор психологического здоровья студентов………………………………………………….………………….……46
2.1. Описание методов исследования………..………………………..…….…..46
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………..……….....
2.3. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗ-а в целях формирования устойчивой положительной самооценки студентов………........
Выводы по второй главе
Заключение……………………….………..………………………………….……….
Литература………………………………..……………………………….…….……..

Работа состоит из  1 файл

Д Самооценка студентов как фактор психолог здоровья судентов.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

     Огромная  заслуга в ее постановке и привлечении  к ней внимания широкой общественности принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857-1927), по праву занимающему одно из первых мест в ряду корифеев русской научной мысли. Его авторское наследие поражает воображение не только объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности [8, с.43]. Его перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга, психиатрии и медицинской психологии, детской психологии, педагогики, общей психологии, а также психологии личности. Значение трудов Бехтерева и созданной им научной школы, как свидетельствуют тенденции развития психологии на рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.

     Тему  психического здоровья российского  народа Бехтерев формулирует уже в самом начале своей творческой деятельности. В целом ряде выступлений и публикаций он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано идеей цельного познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного (холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям, способный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Главное, что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями и поступками. Программным для последующего развития психологии здоровья стал доклад на тему Личность и условия ее развития и здоровья, с которым Бехтерев выступил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-м съезде российских психиатров. Вслед за ученым остановимся кратко на основных положениях этого доклада, дополнив их некоторыми суждениями, высказанными им в ряде публикаций в начале XX в. [8, с.45]

     Условия развития здоровой личности по Бехтереву:

     - Первое и важное условие правильного развития личности — природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности (биологическая наследственность).

     - Условия зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятные условия зачатия и развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сводятся к разложению личности и к ее упадку. Причинами такого исхода могут быть плохая наследственность родителей, их (или одного из них) алкоголизм или физические недостатки, болезнь матери во время зачатия и беременности, а также тяжелые физические и психические моменты в течение беременности. Если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то полного расцвета личности, ее совершенствования уже будет в той или иной мере задержан.

     - Экономические условия — одна из главных причин, оказывающих влияние на развитие личности. Неблагоприятные экономические условия, в том числе недостаточное питание населения, приводят к физическому ослаблению организма, истощению его болезнями, нарушению правильного, полноценного развития психики и личности в целом, распространению душевных заболеваний [8, с.48].

     - Алкоголизм — один из злейших факторов, несущий в себе реальную угрозу распада личности. Алкоголь парализует сферу чувств, снижает нравственные, интеллектуальные и волевые качества человека, подрывает в корне основные устои личности и является в то же время одной из важнейших причин, приводящих к развитию душевных болезней, вырождения и преступности.

     - Трудолюбивая, умеренная и долгая жизнь по правилам гигиены есть цель, к которой следует стремиться человеку. Жизнь по правилам гигиены представляет собой одно из средств для осуществления лучших моральных идеалов, ибо она дает возможность беспрерывного умственного и морального самоусовершенствования, для которого телесное благополучие — одно из необходимых условий.

     - Основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребенка с первых дней его жизни. Воспитание должно создавать личность самостоятельную, инициативную, разумно критичную к себе и ко всему окружающему. Дурные примеры старших способствуют формированию нездоровых привычек у детей, вызывают у них утрату душевного равновесия, развитие навязчивых состояний, различных форм душевного недуга, если они своевременно не устранены. Психическое здоровье нередко подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

     - Невежество, несовершенство и недостаток образования — главные условия неполноценного развития личности. Безграмотность, говорит Бехтерев, есть умственная слепота, а личность непросвещенного народа мало возвышается над проявлением животной жизни [8, с.47].

     - Личность — существо социальное. Всегда и везде она является продуктом биосоциальных условий, обязанная своим происхождением, с одной стороны, биологическому наследству, полученному от предков, а с другой — социальным условиям окружающей среды, социальной наследственности, благодаря которой из рода в род передаются все приобретения жизненного опыта предшествующих поколений. Без социальной среды нет и не может быть личности. Человек воспитывается в ней со дня рождения: в кругу семьи, близких родственников и людей, в школьной среде, среди своих товарищей, еще позднее черпает свой жизненный опыт в профессиональном окружении. Внутренний облик личности определяется в значительной мере обществом, его интересами, обычаями и другими общественными установлениями. Поведение личности подчинено законам общества. Самобытное развитие личности лучше всего обеспечивается полной свободой в ее взглядах и стремлениях, не нарушающих вместе с тем интересы других и особенно интересы общества как целого. Неудовлетворительные условия общественной жизни подтачивают душевное здоровье личности. Нет полного развития личности там, где нет общественной деятельности: ее отсутствие порождает праздность, бездеятельность, нравственное и физическое вырождение, умственный и физический упадок; личность останавливается в своем развитии, становится пассивным членом общества [8, с.48].

     - Каждый человек — деятель, творец и созидатель будущего. Совершенствование личности идет то быстрее, то медленнее, но безостановочно, всю жизнь до ее конечного предела. Все наши усилия должны быть направлены на непрерывное совершенствование своей собственной личности в соответствии с интересами человеческой общности.

     Приведенные выше основные мысли Бехтерева относительно условий формирования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека существенно опередили во времени довольно близкие по смыслу рассуждения, представленные в последующем в зарубежной психологии, прежде всего в гуманистической.

     В целом XX в. был отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здоровья, в изменении взглядов на соотношение между психикой и телом. В 1930-е гг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию [13, с.6].

     В 1960-е гг. в недрах психосоматической  медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов, с одной стороны, и физиологических функций — с другой. Соответственно рассматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний. В итоге в начале 1970-х гг. появилась научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний. Она получила название поведенческой (бихевиоральной) медицины. Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология.

     Примерно  в это же время возникает еще  одна область исследований, полностью принадлежащая психологии. Она получила название психология здоровья. Отделение Психология здоровья было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. [13, с.6]

     Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в биопсихосоциальной модели, предложенной в 1977 г Д. Энджелом, которую он сам же дополнил и уточнил в 1980 г.: Человек — сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов:

     - биологическим (например, вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетика);

     - психологическими (представления, эмоции, поведение);

     - социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и др.).

     Наряду  с античной концепцией здоровья как  внутриличностной согласованности  широкое распространение и признание  получила альтернативная модель, возникшая  на стыке социологического подхода  и биологических наук, и составляющая концептуальный базис современной медицины и психиатрии. Обозначим ее как “адаптационную модель здоровой личности”. Адаптационная модель здоровой личности сформировалась в границах тех научных теорий и подходов, которые фокусируются на характере взаимодействия индивида с его окружением, как на основном аспекте человеческого существования. В основе любого рассуждения о здоровье здесь лежит представление о биосоциальной природе человека, формирующейся и претерпевающей преобразования в процессе адаптации к окружающему миру.

     Главный критерий оценки оптимального функционирования — характер и степень включенности индивида во внешние биологические (или экологические) и социальные системы. С одной стороны, подразумевается  такой уровень развития природных задатков индивида, при котором обеспечивается выживание и приспособление к окружающей его природной среде. С другой стороны, речь идет о степени сформированности его социальных отношений и мере соответствия его поведения основным нормам и требованиям, которые предъявляются социумом [8, с.48]. В данном контексте оздоровление понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром [13, с.7].

     Такое представление о здоровье является продуктом научной мысли XIX столетия. Теоретические предпосылки данной модели мы можем обнаружить, во-первых, в эволюционном учении Ч. Дарвина, который считал главной движущей силой эволюции борьбу за выживание, приводящую ко все более совершенному приспособлению к окружающей среде, а во-вторых, в социологии О.Конта и, в особенности, Э.Дюркгейма, рассматривавшего любое проявление духовной жизни человека, прежде всего как функцию его социальных отношений. Именно из этих двух источников заимствованы два главных параметра, на которые, так или иначе, ориентируются современная медицина и психиатрия: приспособленность к окружающей биосоциальной среде и гармоничная включенность в сообщество людей. Данные параметры представляют собой соответственно два основных компонента (или аспекта) общей адаптированности человека: биологический и социальный[13, с.8].

     Социологический подход предполагает рассмотрение проблемы здоровья в свете основных проблем  социализации и социального взаимодействия. В данном случае очевидна полная противоположность античному пониманию здоровой личности, поскольку здоровье определяется внешними по отношению к индивиду, интерсубъективными факторами.

     Так, согласно Дюркгейму, благополучие субъекта в значительной мере определяется степенью сплоченности общества, а различные аномалии душевной жизни могут рассматриваться как отражения социальных аномии, следствия нарушения основополагающих общественных норм и ценностей [24, с.304].

     Таким образом, адаптационная модель призвана обозначить социальное значение здоровья, его роль в ежедневной практике социального взаимодействия индивидов. Такой социально-ориентированный подход нашел отражение, в частности, в психотерапевтической системе А. Адлера, который писал: “Мы не сможем уяснить себе работу человеческой психики, не поняв в то же время социальные взаимоотношения... Психика не может действовать самостоятельно. Перед ней постоянно возникают проблемы, и необходимость решать их, как правило, и определяет направление развития психики. Эти проблемы неразрывно связаны с логикой нашей общественной жизни; требования общества влияют на личность, но редко позволяют ей влиять на себя, да и то лишь до определенной степени” [2, с.20]. Суть адлеровских теоретических построений можно сформулировать так: “Адаптация личности к обществу является важнейшей психологической функцией как личности, так и общества” [2, с.21].

     Согласно  Р. Хэнки, социальная адаптация представляет собой процесс, посредством которого индивид или группа достигают  состояния социального равновесия, что означает отсутствие переживания конфликта со средой [5, с.52]. По Салливану, индивидуальная самость развивается в процессе взаимоотношений с другими людьми. Адекватное или неадекватное представление о самом себе ребенок формирует на основе так называемых “отраженных оценок”, исходящих от значимых других. Если ребенок не является желанным, и родители обращаются с ним жестоко, подвергая его унижениям, его самость деформируется, преисполняясь агрессивностью и жестокостью по отношению к миру. Здоровая и целостная Самость может возникнуть только на основе любви, эмпатии и уважения. Родительское отношение к ребенку, а также реакции на него значимых других будут определять самооценку и самоощущение субъекта на протяжении всей его взрослой жизни [13, с.21].

Информация о работе Самооценка студентов как фактор психологического здоровья