Самооценка студентов как фактор психологического здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:00, дипломная работа

Описание

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и отсутствие методических разработок вопросов самооценки как фактора психологического здоровья студентов определила выбор темы дипломной работы «Самооценка как фактор психологического здоровья студентов».
Цель исследования – изучение особенностей самооценки как фактор психологического здоровья студентов Северо-Восточного федерального университета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические особенности самооценки как фактор психологического здоровья студентов………………………………………...……....…8
1.1.Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования……………………………………………………………………………………8
1.2.Факторы, влияющие на психологическое здоровье студентов……….22
1.3.Самооценка как фактор психологического здоровья студентов..………………………………………………………………………………...…....33
Выводы по первой главе……………………………………………………….……45
Глава 2. Изучение самооценки студентов как фактор психологического здоровья студентов………………………………………………….………………….……46
2.1. Описание методов исследования………..………………………..…….…..46
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………..……….....
2.3. Рекомендации по работе психологической службы ВУЗ-а в целях формирования устойчивой положительной самооценки студентов………........
Выводы по второй главе
Заключение……………………….………..………………………………….……….
Литература………………………………..……………………………….…….……..

Работа состоит из  1 файл

Д Самооценка студентов как фактор психолог здоровья судентов.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

     Вывод по первой главе:

     Таким образом, адаптационная модель здоровой личности сформировалась в границах тех научных теорий и подходов, которые фокусируются на характере взаимодействия индивида с его окружением, как на основном аспекте человеческого существования. Адекватное или неадекватное представление о самом себе ребенок формирует на основе так называемых “отраженных оценок”, исходящих от значимых других. Здоровая и целостная самооценка личности может возникнуть только на основе любви, эмпатии и уважения. Родительское отношение в детстве, а также реакции на него значимых других будут определять самооценку и самоощущение субъекта на протяжении всей его взрослой жизни.

     К факторам психического здоровья студентов относятся установки и ожидания, связанные с предстоящими событиями. Обобщенно их можно разделить на положительные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании положительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно преодолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действуют как механизмы подкрепления деятельности.

     В случае отрицательных установок  эмоции начинают оказывать деструктивное, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые  генерализированные ожидания, независящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида. Ожидания индивида занимают одно из центральных мест в исследованиях стресса и его последствий, таких, например, как феномен психического выгорания.

     Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных  планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих. В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования.  
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Авиценна (Абу Али ибн Сина). Трактат по гигиене // Книга знания: Избр. философ, произведения. — М., 2009. С. 660—716.
  2. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 2007. С. 20—38.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев.— Л., 2009.- 316 с.
  4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 2004, Выпуск 2. С.45-47.
  5. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2008.- 215 с.
  6. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. — М., 2005. С. 301.
  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб., 1992.С.75.
  8. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2 т. Т.2. Личность и условия ее развития и здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой.-СПб., 2009.С. 43.
  9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ЙЁР-СЭ, 2006.С.46-47.
  10. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние. – М., 2005.-215 с.
  11. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2008.С.65.
  12. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Зерно здоровья: Концепция первичной валеоустановки // Семейная психология и семейная терапия. — 2009. — № 3. С. 36-47.
  13. Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр “Академия”, 2007. — 352 с.
  14. Васильева О.С. Валеопсихология — актуальное направление современной психологии.// Психологический вестник. — Ростов-н/Д., 2008. — Выпуск 3. С. 528.
  15. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Здоровье как интегративная характеристика личности // Психологический вестник. Вып. 3.Ростов-н/Д., 2010. С. 412-419.
  16. Водопьянова Н.Е., Жукина Е. В. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Коростылевой. Вып. 8. — СПб.: СПбГУ, 2004. С.34-36.
  17. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — М., СПб., 2005.- 316 с.
  18. Водопьянова Н.Е., Ходырева Н.В. Психология здоровья // Вестник ЛГУ, Сер. 6 . - 2001. Выпуск 4.С.12-14.
  19. Гроф С. Неистовый поиск себя. — М., 2007. С. 322—323.
  20. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб., 2009.С.45-47.
  21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1999. - Т. 1.- С. 675-680.
  22. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф. — М., 2007. С. 288.
  23. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. — М., 2004.С.75.
  24. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение // Социология. — М., 2005. С. 304
  25. Кляйн М. Зависть и благодарность: Исследование бессознательных источников. — СПб., 2007. С. 96.
  26. Кон И. С. Введение в сексологию. — М., 2008. – 314 с.
  27. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учебное пособие для пед. ин-тов. – М., 2006. – 175 с.
  28. Кон И.С. Психология ранней юности. Учебное пособие для пед. институтов. — М., 2009.- 216 с.
  29. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненных ситуаций // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск №7/ Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Корыстылевой: Выпуск 4. – СПб,, 2007. С.155-159.
  30. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2009.- 94 с.
  31. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1 / Ред. А. А. Крылова. - СПб., 1995. С. 123-132.
  32. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. – 173 с.
  33. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. — М., 1997. С. 63.
  34. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., 1999. С. 487.
  35. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М., 1999. С. 156—176.
  36. Лисовский В.Т., Дмитриев А,В. Личность студента. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1994.- 156 с.
  37. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. — СПб., 2002. С. 254.
  38. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.—СПб., 1997.С.430.
  39. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1954.С.37-38.
  40. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.— С. 304.
  41. Никифоров Г.С. Здоровье как системное понятие.// Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.- 217 с.
  42. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб., 2006.- 315 с.
  43. Никифоров Г.С. Психическое здоровье // Психология / Под ред. А. А. Крылова. - СПб., 2008.С.27-28.
  44. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. — М., 2006. С. 15—91.
  45. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа. М., 2007. С.47-49.
  46. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2006.С.64-74.
  47. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Издательство ТЦ «Сфера, 2008. – 316 с.
  48. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 2006.- 217 с.
  49. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2008. – 216 с.
  50. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.. Питер, 2006. — 607с.
  51. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 2008. - С. 233-251.
  52. Ронгинская Т.И. Профилактика стресса в студенческой среде // Ананьевские чтения-2001. - СПб., 2008. С.12-13.
  53. Селье Г. Стресс без болезней. - Спб, ТОО “Лейла”, 2007. - 384 с.
  54. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции А. Адлера. – СПб., 2008.- 167 с.
  55. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 2008. — 271 с.
  56. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - И,; Прогресс, 2007.С.47-48.
  57. ФейдименДж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. — М., 2007. — С. 111-152.
  58. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: Вызов психиатрии. М., 2007. С.308-321.
  59. Фрейд 3. Я и Оно // Я и Оно: Труды разных лет. М., 2006.— Книга 1. С. 351-393.
  60. Фромм Э. Здоровое общество // Мужчина и женщина. — M., 2008.С.57.
  61. Фромм Э. О пределах и опасностях психологии // Догмат о Христе. — М., 2008. С. 159-168.
  62. Ходырева Я.В. Психологические факторы здоровья // Актуальные проблемы практической психологии. — СПб., 2010. С.23-25.
  63. Холмс Т.Х., Райх Р.Х. Сравнительная шкала (по данным социологического опроса)// Сборник психосоматических исследований. – М., 2007. №11. С. 213-18.
  64. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М., 2005. - С. 624.
  65. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М., 1993.
  66. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.,  Академия, 2003. – 176 c.
  67. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 2007. – 95 с.
  68. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 2006. С. 344- 348..
  69. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 2006. С.269.
  70. Юнг К.Г. О психологии бессознательного // Психология бессознательного. - М.,2007. С.27-174.
  71. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М., Санкт-Петербург, 2009. – 217 с.

Информация о работе Самооценка студентов как фактор психологического здоровья