Вывод
по первой главе:
Таким
образом, адаптационная модель здоровой
личности сформировалась в границах тех
научных теорий и подходов, которые фокусируются
на характере взаимодействия индивида
с его окружением,
как на основном аспекте человеческого
существования. Адекватное или неадекватное
представление о самом себе ребенок формирует
на основе так называемых “отраженных
оценок”, исходящих от значимых других.
Здоровая и целостная самооценка личности
может возникнуть только на основе любви,
эмпатии и уважения. Родительское отношение
в детстве, а также реакции на него значимых
других будут определять самооценку и
самоощущение субъекта на протяжении
всей его взрослой жизни.
К
факторам психического здоровья студентов
относятся установки и ожидания, связанные
с предстоящими событиями. Обобщенно их
можно разделить на положительные (оптимистические)
установки, которые выражаются в ожидании
положительных событий, и отрицательные
(пессимистические), о проявлении которых
свидетельствует ожидание негативных
событий. Первые помогают успешно преодолеть
стресс, поскольку эмоции, испытываемые
в трудных ситуациях, действуют как механизмы
подкрепления деятельности.
В
случае отрицательных установок
эмоции начинают оказывать деструктивное,
ослабляющее действие. Ожидания по
отношению к ситуации могут меняться
в зависимости от конкретных условий,
однако можно выделить некоторые
генерализированные ожидания, независящие
от содержания ситуации, отражающие пессимистические
либо оптимистические установки индивида.
Ожидания индивида занимают одно из центральных
мест в исследованиях стресса и его последствий,
таких, например, как феномен психического
выгорания.
Для
студенческого возраста характерно
стремление к социальному сближению,
поиск смысла жизни, построение жизненных
планов, которые определяются объективными
условиями и ценностными ориентациями
личности. Проявляется ярко выраженное
стремление к получению высшего образования,
интересной работы. Усиливается установка
на хорошие жизненные условия и материальную
обеспеченность. В период студенчества
отмечается общая направленность студентов
на свое будущее, и все настоящее выступает
для них в сете этой новой направленности
их личности. У них формируется собственное
нравственное мировоззрение, моральное
«Я», которое предполагает наличие устойчивой
системы убеждений, не зависимых от внешних
условий и давлений окружающих. В студенческом
возрасте важнейшим условием развития
личности является общение. Общение на
данном этапе развития личности является
ведущим видом деятельности наряду с учебной
деятельностью. В общении происходят основные
новообразования.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авиценна
(Абу Али ибн Сина). Трактат по гигиене
// Книга знания: Избр. философ, произведения.
— М., 2009. С. 660—716.
- Адлер А. Понять
природу человека. — СПб., 2007. С. 20—38.
- Ананьев Б.
Г. Человек как предмет познания. / Б.Г.
Ананьев.— Л., 2009.- 316 с.
- Ананьев Б.Г.
К психофизиологии студенческого возраста.
// Современные психологические проблемы
высшей школы. Л., 2004, Выпуск 2. С.45-47.
- Ананьев В.А.
Введение в психологию здоровья: Учебное
пособие. — СПб., 2008.- 215 с.
- Анохин П.К.
Социальное и биологическое в природе
человека // Соотношение биологического
и социального в человеке. — М., 2005. С. 301.
- Берн Э. Игры,
в которые играют люди. Люди, которые играют
в игры. — СПб., 1992.С.75.
- Бехтерев
В.М. Избранные труды по психологии личности:
В 2 т. Т.2. Личность и условия ее развития
и здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А.
Коростылевой.-СПб., 2009.С. 43.
- Бодров В.А.
Психологический стресс: развитие и преодоление.
— М.: ЙЁР-СЭ, 2006.С.46-47.
- Бодров В.А.
Психологический стресс: Развитие учения
и современное состояние. – М., 2005.-215 с.
- Васильева
О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья
человека (эталоны, представления, установки):
Учебное пособие. — М., 2008.С.65.
- Васильева
О. С., Филатов Ф. Р. Зерно здоровья: Концепция
первичной валеоустановки // Семейная
психология и семейная терапия. — 2009. —
№ 3. С. 36-47.
- Васильева
О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья
человека: эталоны, представления, установки:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.
— М.: Издательский центр “Академия”,
2007. — 352 с.
- Васильева
О.С. Валеопсихология — актуальное направление
современной психологии.// Психологический
вестник. — Ростов-н/Д., 2008. — Выпуск 3. С.
528.
- Васильева
О.С., Филатов Ф.Р. Здоровье как интегративная
характеристика личности // Психологический
вестник. Вып. 3.Ростов-н/Д., 2010. С. 412-419.
- Водопьянова
Н.Е., Жукина Е. В. Копинг-стратегии как
фактор профессиональной адаптации //
Психологические проблемы самореализации
личности / Под ред. Л.А. Коростылевой. Вып.
8. — СПб.: СПбГУ, 2004. С.34-36.
- Водопьянова
Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания:
диагностика и профилактика. — М., СПб.,
2005.- 316 с.
- Водопьянова
Н.Е., Ходырева Н.В. Психология здоровья
// Вестник ЛГУ, Сер. 6 . - 2001. Выпуск 4.С.12-14.
- Гроф С. Неистовый
поиск себя. — М., 2007. С. 322—323.
- Гурвич И.Н.
Социальная психология здоровья. — СПб.,
2009.С.45-47.
- Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского
языка. — М., 1999. - Т. 1.- С. 675-680.
- Духовный
кризис: Когда преобразование личности
становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф.
— М., 2007. С. 288.
- Дюркгейм
Э. Самоубийство: Социологический этюд.
— М., 2004.С.75.
- Дюркгейм
Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение
// Социология. — М., 2005. С. 304
- Кляйн М.
Зависть и благодарность: Исследование
бессознательных источников. — СПб., 2007.
С. 96.
- Кон И. С.
Введение в сексологию. — М., 2008. – 314 с.
- Кон И. С.
Психология юношеского возраста: Проблемы
формирования личности. Учебное пособие
для пед. ин-тов. – М., 2006. – 175 с.
- Кон И.С. Психология
ранней юности. Учебное пособие для пед.
институтов. — М., 2009.- 216 с.
- Коржова
Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненных
ситуаций // Психологические проблемы
самореализации личности. Выпуск №7/ Под
ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Корыстылевой: Выпуск
4. – СПб,, 2007. С.155-159.
- Куликов
Л.В. Здоровье и субъективное благополучие
личности // Психология здоровья / Под ред.
Г. С. Никифорова. — СПб., 2009.- 94 с.
- Куликов
Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности
// Теоретические и прикладные вопросы
психологии. Вып. 1. Ч. 1 / Ред. А. А. Крылова.
- СПб., 1995. С. 123-132.
- Леонтьев
Д.А. Тест смысложизненных ориентаций
(СЖО). М., 1992. – 173 с.
- Леонтьев
Д.А. Очерк психологии личности. — М., 1997.
С. 63.
- Леонтьев
Д.А. Психология смысла. — М., 1999. С. 487.
- Леонтьев
Д.А. Самореализация и сущностные силы
человека // Психология с человеческим
лицом: Гуманистическая перспектива в
постсоветской психологии. — М., 1999. С.
156—176.
- Лисовский
В.Т., Дмитриев А,В. Личность студента. -
Л.: Изд-во Ленинградского университета,
1994.- 156 с.
- Ломброзо
Ц. Гениальность и помешательство. — СПб.,
2002. С. 254.
- Маслоу А.
Дальние пределы человеческой психики.—СПб.,
1997.С.430.
- Маслоу А.
Мотивация и личность. М., 1954.С.37-38.
- Маслоу А.
Психология бытия. — М., 1997.— С. 304.
- Никифоров
Г.С. Здоровье как системное понятие.//
Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова.
- СПб., 2000.- 217 с.
- Никифоров
Г.С. Надежность профессиональной деятельности.
— СПб., 2006.- 315 с.
- Никифоров
Г.С. Психическое здоровье // Психология
/ Под ред. А. А. Крылова. - СПб., 2008.С.27-28.
- Орлов А.Б.
Психология личности и сущности человека:
Парадигмы, проекции, практики. — М., 2006.
С. 15—91.
- Орлов Ю.М.
Потребностно-мотивационные факторы эффективности
учебной деятельности студентов ВУЗа.
М., 2007. С.47-49.
- Практикум
по психологии менеджмента и профессиональной
деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова,
М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь,
2006.С.64-74.
- Практическая
психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной:
Учебник для студентов высших и средних
специальных учебных заведений.— М.: Издательство
ТЦ «Сфера, 2008. – 316 с.
- Пряжников
Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.
— М.; Воронеж, 2006.- 217 с.
- Психологическое
обеспечение профессиональной деятельности
/ Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2008. – 216
с.
- Психология
здоровья: Учебник для вузов / Под ред.
Г.С. Никифорова. — СПб.. Питер, 2006. — 607с.
- Роджерс
К. Взгляд на психотерапию. Становление
человека. — М., 2008. - С. 233-251.
- Ронгинская
Т.И. Профилактика стресса в студенческой
среде // ≪Ананьевские чтения-2001≫.
- СПб., 2008. С.12-13.
- Селье Г.
Стресс без болезней. - Спб, ТОО “Лейла”,
2007. - 384 с.
- Сидоренко
Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ
ранних воспоминаний в концепции А. Адлера.
– СПб., 2008.- 167 с.
- Смирнов
С.Д. Педагогика и психология высшего образования:
от деятельности к личности: Учебное пособие
для слушателей факультетов и институтов
повышения квалификации преподавателей
вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс;
2008. — 271 с.
- Стреляу
Я. Роль темперамента в психическом развитии.
- И,; Прогресс, 2007.С.47-48.
- ФейдименДж.,
Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология
самоактуализации // Хрестоматия по гуманистической
психотерапии. — М., 2007. — С. 111-152.
- Франкл В.
Экзистенциальный вакуум: Вызов психиатрии.
М., 2007. С.308-321.
- Фрейд 3. Я
и Оно // Я и Оно: Труды разных лет. М., 2006.—
Книга 1. С. 351-393.
- Фромм Э.
Здоровое общество // Мужчина и женщина.
— M., 2008.С.57.
- Фромм Э.
О пределах и опасностях психологии //
Догмат о Христе. — М., 2008. С. 159-168.
- Ходырева
Я.В. Психологические факторы здоровья
// Актуальные проблемы практической психологии.
— СПб., 2010. С.23-25.
- Холмс Т.Х.,
Райх Р.Х. Сравнительная шкала (по данным
социологического опроса)// Сборник психосоматических
исследований. – М., 2007. №11. С. 213-18.
- Хорни К.
Наши внутренние конфликты. Конструктивная
теория невроза // Психоанализ и культура.
Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма.
— М., 2005. - С. 624.
- Хорни К.
Невротическая личность нашего времени.
— М., 1993.
- Хухлаева
О.В. Коррекция нарушений психологического
здоровья дошкольников и младших школьников.
М., Академия, 2003. – 176 c.
- Шавир П.А.
Психология профессионального самоопределения
в ранней юности. – М., 2007. – 95 с.
- Эриксон
Э. Идентичность: юность и кризис. — М.,
2006. С. 344- 348..
- Юнг К. Г.
Структура психики и процесс индивидуации.
— М., 2006. С.269.
- Юнг К.Г. О
психологии бессознательного // Психология
бессознательного. - М.,2007. С.27-174.
- Якунин В.А.
Психология учебной деятельности студентов.
- М., Санкт-Петербург, 2009. – 217 с.