Счастье и несчастье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить значение счастья и несчастья как нравственных категорий.

Задачи работы:
получить представление о различных теориях нравственных категорий «счастье» и «несчастье», обращаясь к источникам философских трудов от античных времен до наших дней;
определить значение счастья и несчастья как нравственных категорий;
попытаться определить значение этих состояний в деятельности человек

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 70.39 Кб (Скачать документ)

   Теории  деятельности

   Теории  деятельности утверждают, что счастье – это сопутствующий продукт человеческой деятельности. Например, удовлетворенность от восхождения на гору может быть выше, чем достижение вершины. Сегодня теории деятельности рассматривают деятельность в самом широком смысле.

   Например, хобби, социальные взаимоотношения.

   Очень распространено в этих теориях убеждение, что осознанная деятельность уменьшает  субъективную удовлетворенность. Для  достижения счастья необходима концентрация усилий на достижении целей и задач, а счастье при этом является побочным продуктом.

   Наиболее  ярким примером теории деятельности является теория Чиксентмихали. В соответствии с ней деятельность приносит удовлетворение, если личностные способности соответствуют необходимым способностям для выполнения этой деятельности. Если выполняемые действия слишком легки, то возникает скука, если же слишком сложны, возникает тревожность. Жизнь будет наиболее счастливой, если они вовлечены в интересную и увлекательную деятельность.

   Нисходящая  и восходящая теории

   Сторонники  восходящей теории считают, что субъективное ощущение счастья есть сумма некоторого числа маленьких удовольствий (сумма  мелких позитивных переживаний). Счастливая жизнь в целом представляет собой  накопление счастливых моментов. Сторонником  такого подхода был Дж. Локк. В противоположность этому подходу «нисходящая» теория опирается на теоретическое допущение о том, что для субъективного переживания состояния счастья определяющей является установка на отношение (позитивное или негативное) и эта установка определяет характер взаимодействия индивида и внешнего мира. Т. е. Человек может быть счастлив в той или иной ситуации по причине своей оптимистической установки, а несчастлив по причине пессимистической установки, вне зависимости от реального характера вещей. В этом воззрении причинность поступает от более высоко организованных элементов к более низким, элементарным уровням.

   Этот  подход к счастью базируется на опосредующем влиянии личностных установок на осмысление тех или иных событий  жизни человека. Например, некоторые  люди в состоянии интерпретировать большинство событий, происходящих с ними, позитивно. Философы, взгляды  которых можно отнести к этому  подходу, называют локусом удовлетворенности – аттитьюды. Например, Демокрит утверждал, что счастливая жизнь не зависит от судьбы или от внешних обстоятельств, но в большей степени от состояния ума индивида. Татаркевич также считает, что важно не то, что человек имеет, а то как он к этому относится.

   В соответствии с «восходящей» теорией, для достижения ощущения счастья  человек должен развить в себе способность позитивного отношения  к миру, а также накапливать  позитивный опыт в жизни.

   Неизвестно  то, как личностные черты могут  изменяться при накоплении опыта; как  происходит формирование позитивного  отношения к жизни и насколько  оно может быть устойчивым во времени. Вероятно, что для счастья каждого  конкретного человека вклад переживаний  от глобальных жизненных событий  и сиюминутных удовольствий сугубо индивидуален.

   При столкновении «восходящей» и «нисходящей» теорий счастья возникают следующие  полемические вопросы: Является ли способность  человека быть счастливым его внутренней характеристикой, или счастье – это состояние, возникающее в конкретный момент как реакция человека на благоприятные события в его жизни? Те, кто утверждает, что это предрасположенность или личная характеристика предполагают, что субъективное счастье есть не чувство или эмоция, а способность реагировать определенным образом. Эта «нисходящая» теория допускает, что счастливый человек может себя временно чувствовать несчастливым. «Восходящая» теория предполагает у счастливого человека наличие множества счастливых моментов. По мнению Шеколы, счастье – это коллекция счастливых моментов. При этом субъективное ощущение счастья может быть как личностной характеристикой, так и просто состоянием. Таким образом, нет единого мнения по поводу того, в какой мере отсутствие приятных событий является причиной или следствием низкой удовлетворенности жизнью и состояния несчастья.

   Ассоцианистические теории

   Существуют  также модели, в которых делаются попытки объяснения взаимосвязи  счастья и свойств темперамента. Многие из этих теорий основываются на исследованиях ассоциативных связей памяти, феномена «обусловленного вызывания  эмоций» на когнитивных принципах, и могут быть собраны под широкой  рубрикой ассоцианистских моделей. Когнитивные подходы к исследованию субъективной удовлетворенности жизнью весьма разнообразны.

   Так, Боуер показал, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Личность может развить богатую структуру позитивных ассоциаций и более ограниченную и изолированную структуру негативных. У таких людей большее количество событий будет вызывать позитивные идеи и эмоции. Т.е. личность с такой изначально позитивной структурой ассоциаций будет предрасположена реагировать на большинство событий позитивно. Сходный тип теории основан на исследованиях феномена «обусловленного вызывания эмоций» Исследования Цайонкса и Фордайса показали, что «эмоциональное обусловливание» обеспечивает специфическую устойчивость субъективных представлений. Можно заключить, что в данных исследованиях авторы полагают счастливыми людей, чья жизненная ситуация подкрепляет существующий позитивный эмоциональный опыт. «Эмоциональное детерменирование» и структурные связи памяти могут функционировать и без прямого вторжения сознания. Фордайс представил свидетельства того, что осознанные попытки уменьшить негативные мысли могут увеличивать ощущение счастья, а Камман установил, что позитивные установки, произносимые по утрам, способствуют более удачному дню. Т. е. прямые осознанные попытки избегать негативных мыслей и мыслить позитивно, могут в некоторой мере увеличивать ощущение счастья.

   Некоторые люди в состоянии построить мощную структуру позитивных ассоциаций и  научиться позитивно реагировать на все события их жизни. Такие люди назывались древними философами обладающими счастливым темпераментом. Личности с подходом к жизни Полианны (Эффектом Полианны называется способность человека позитивно оценивать происходящие с ним события), вероятно, являются типом личности, сформировавшем систему позитивных ассоциаций по отношению к миру Культура. Нравственность. Религия.(материалы круглого стола)// Вопросы философии. 1989.№11. . Т.о. может быть развит интерактивный подход, который бы балансировал воздействие внешних событий и влияние личности.

   Теории  сравнения

   Теории  сравнения рассматривают счастье  как результат сравнения актуальных условий и принимаемыми личностью  нормами. Если актуальные условия превышают  стандартные с точки зрения личности, то тогда человек воспринимает свою жизнь как удовлетворяющую его  и счастливую. С помощью этой теории невозможно предсказать, какие события  воспримет человек как позитивные или негативные, но можно предсказать  возможные воздействия, производимые этими событиями.

   В теории социального сравнения Карпа  и Михалоса референтная группа определяет стандарт, воспринимаемый личностью в качестве субъективной нормы. В теории адаптации Брикмана прежняя жизнь человека рассматривается в качестве стандарта. Если настоящая жизнь человека превышает этот стандарт, то он будет испытывать ощущение удовлетворенности жизнью и счастье. Человек может сам установить этот стандарт исходя из собственной концепции или из установок родителей. Несмотря на то, что в разных ситуациях стандарты могут устанавливаться различными путями, они будут являться основой сравниваемых условий. Сайдман и Рапкин приводят свидетельства влияния социальных сравнений на психическое здоровье, а Вилсон считает, что сравнение себя с менее успешным человеком может усилить состояние субъективной удовлетворенности. Керл установил, что уверенность в том, что у других жизнь хуже, может способствовать собственной удовлетворенности, а Истерлин определил, что удовлетворенность собственным доходом наступает после его сравнения с другими в обществе. Недостатком теории социального сравнения является то, что она не говорит о том, когда человек испытывает потребность в сравнении себя с другим. Как отмечает Фридман, для некоторых областей, как, например, половые предпочтения, социальные сравнения не значимы, так как имеют индивидуальные стандарты, в основе которых находятся собственные ценности и потребности. Тем не менее Эммонс установил, что социальные сравнения являются наиболее сильной предпосылкой для ощущения себя счастливым в большинстве сфер жизни. Адаптация к событиям означает то, что при первом появлении любые, происходящие в жизни события, способны порождать удовлетворенность или неудовлетворенность, но с течением времени они теряют силу своего воздействия. Человек привыкает к хорошим условиям и они больше не вызывают удовлетворенности, но точно также адаптация наступает по отношению к негативным событиям. Теория адаптации основывается на стандартах собственного опыта индивида. Если текущие события лучше стандарта, человек испытывает ощущение счастья. Но при высокой длительности этих событий возникает адаптация и стандарты повышаются до нового уровня. В соответствии с этой теорией, например, гораздо более значим постоянный рост дохода для переживания субъективной удовлетворенности, а не лишь его более высокий уровень по сравнению с другими. Индивидуальные стандарты претерпевают множество изменений в разные стороны в зависимости от обстоятельств к уровню, способному обеспечить воздействие Панина Н. В. [6]

 

1.3 Значение  счастья в деятельности

   Можно утверждать, что каждый человек стремиться быть счастливым, ощущать себя счастливым. Я попробую дать собственное определение  счастья: «Человек счастлив тогда, когда  живет в согласии с самим собой». Что же значит жить в согласии с  самим собой?

   Каждый  свой поступок, каждую ситуацию человек  подсознательно сопоставляет с неким  стереотипом, находящимся в подсознании. Это сопоставление происходит независимо от нашего желания и практически  не подконтрольно сознанию. Наш внутренний стандарт никогда не осознается нами полностью. Люди, склонные к самоанализу  и честные с собой, представляют его лучше, большинство людей  хуже. Но никто не осознает себя полностью. Ну а чужая душа – вообще потемки.

   Можно полагать, что внутренний стереотип  состоит из двух составных частей: природной (наследственной) и благоприобретенной (воспитанной). Понятно, что это не результат механического склеивания, а сложного взаимодействия. Необходимо признать, что в этой паре приоритет  принадлежит природной составляющей – хотя бы по дате появления. Возможно, процесс воспитания начинается задолго  до рождения. Мозг ребенка, связанный  нервными волокнами (через пуповину) с мозгом матери, может начать получать и усваивать информацию еще находясь в плаценте.

   Неверна позиция, сводящаяся к тому, что ребенок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все что угодно. Увы (а может быть к счастью) это не чистый лист – он уже имеет свой профиль и свой трафарет. И не любая запись может быть на него нанесена, а, будучи нанесенной – выглядеть неискаженной рельефом. Если в результате воспитания образуется несоответствие (некомплиментарность) между природной и благоприобретенной составляющими – такой человек в принципе не может быть счастлив. Инстинкт будет подсказывать ему одно, а воспитание другое.

   Совершив  поступок, повинуясь инстинкту, он начнет испытывать дискомфорт от сопоставления  этого поступка с благоприобретенным стереотипом и наоборот. Вывод  прост и очевиден – если мы хотим  воспитать гармоничную личность, способную быть счастливой, мы, прежде всего, должны выяснить ее природные  наклонности, или, что более реально, создать условия для самоопределения. [7]

   Отрицание природных наклонностей может приводить  к глубочайшим заблуждениям и  трагическим ошибкам. Я остановлюсь  лишь на одном примере – попытке  построения коммунизма. Люди, называвшие себя коммунистами, решили построить  бесклассовое общество, одним из основных принципов которого должен был стать  добровольный отказ от прав собственности  в широком понимании. Мы знаем, что  эта попытка не увенчалась успехом. Можно приводить много причин и аргументов. Но, на мой взгляд, основная причина в том, что чувство  собственности присуще каждому  человеку от рождения. Слова «дай»  и «мое», являются одними из первых, которые ребенок начинает говорить, протягивая свои, еще неокрепшие и  такие милые ручки.

Но ортодоксальные «коммунисты» это лишь частность. Общность заключается в другом: можно обозначить два основных, прямо противоположных  подхода к личности – тоталитарный и либеральный. Тоталитарный подход основан на том, что личности может быть навязана извне (свыше) любая форма поведения. Либеральный подход исходит из того, что личность может вести себя в соответствии со своими наклонностями, как угодно, а общество и государство лишь защищается от этой стихии и маневрируют в ней. Можно образно сравнить тоталитарное общество с галерой, а либеральное – с парусным судном. История убеждает нас, что парусное судно предпочтительнее гребного. Но и парусное судно имеет свои недостатки. Оно может быть унесено в противоположную сторону от желаемого направления, может разбиться о скалы, а может попасть в штиль. Правда, мы научились бороться со штилем, забывая при этом, что «поднявший ветер – пожнет бурю».

Истина  как всегда посредине (см. статью «Стратегия «золотой середины»). Оценивая историю человечества, поведение животных, мы убеждаемся, что повинуясь инстинктам человек не способен обеспечить себе надежное будущее.

   Но  возникает вопрос, так ли осознано поведение человека в нынешнем мире, в рамках Техногенной Цивилизации. Да, люди научились создавать сложные  математические алгоритмы, строить  машины, моделировать природные объекты  и явления. Но ведь вся их жизнь  и деятельность инстинктивны. Просто у людей в значительно большей  степени чем у других животных развиты творческий инстинкт и инстинкт созидания. Более того, анализ поведения детей, особенно мальчиков, наводит на мысль о том, что у человека существует «техногенный ген», который стимулирует отрицание естественного и интерес к искусственному. Может быть в этом «гене» все дело. Может быть именно он отличает человека от обезьяны, а вовсе не наличие второй сигнальной системы.

   Основное  отличие живой природы от неживой  способность к активному самовоспроизводству. Основное качество любого вида – экспансия. По словам Б.А.Березовского именно экспансия приносит удовольствие (читай дает ощущение счастья). Конечно, все люди – разные. Хотя все дети примерно в равной степени активны и любознательны, с возрастом расслоение нарастает.

   Люди  честолюбивые, агрессивные и экспансивные.

   Именно  их стремление к счастью определяет основные черты и основные направления  развития Техногенной Цивилизации. Способны ли они осознать свою ответственность  и инстинктивность своего поведения? Способны ли они создать новую  идеологию, не основанную на разрушении? Возможно ли это вообще исходя из природных  факторов? Давайте попробуем ответить на эти вопросы. Может быть в них кроется ответ на вопрос – каким будет наше будущее и возможна ли устойчивая цивилизация?

Информация о работе Счастье и несчастье