Счастье и несчастье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить значение счастья и несчастья как нравственных категорий.

Задачи работы:
получить представление о различных теориях нравственных категорий «счастье» и «несчастье», обращаясь к источникам философских трудов от античных времен до наших дней;
определить значение счастья и несчастья как нравственных категорий;
попытаться определить значение этих состояний в деятельности человек

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 70.39 Кб (Скачать документ)

   Выводы  по первой главе

   Обобщая все выше перечисленные теории, можно  выделить три главные принципа в  соответствии с которыми следует описывать состояние счастья:

  1. когнитивный принцип: счастье представляет собой удовлетворенность в  различных сферах жизни ( работа, жилье, отдых);
  2. личностный принцип: счастье включает в себя удовлетворенность собственным Я, или самореализацию;
  3. принцип установки: счастье зависит от оптимистического или пессимистического типа эмоционального отношения к жизни.
 
 

 

   

   2 ПОНЯТИЕ НЕСЧАСТЬЯ

   2.1 Исторический обзор проблемы несчастья

   Несчастьем  мы будем считать психологическое  состояние, характеризующееся наличием отрицательных эмоций, возникающих  на основе разочарований, фрустраций или  эмоционального напряжения, которые  человек испытывает, когда жизнь  или ситуация складываются не так, как  ему хотелось бы.

   Очевидно, что в первую очередь состояние  несчастья характеризуется отрицательными эмоциями. Почему же люди так часто  испытывают их? Причина этого заложена в самой природе человека.

   Развитие  цивилизации идёт гораздо более  стремительными темпами, чем развитие организма и психики человека, и несмотря на то, что люди научились покорять космос и изобрели оружие разрушения невиданной силы, их естественные инстинктивные реакции на то, что происходит в окружающем мире, остались теми же самыми, что у первобытного человека, и почти такими же, как у наших далёких предков, прыгавших по деревьям и лакомившихся бананами. В те времена, когда наши предки резвились в диких и полных опасностей джунглях, для выживания рода был необходим совершенный и эффективный механизм выживания – мгновенная реакция настроя на борьбу или бегство в момент опасности. Автоматическая эмоциональная реакция спасала жизнь. Активизировавшиеся в момент опасности железы внутренней секреции впрыскивали в кровь необходимые гормоны, в том числе адреналин, и организм тоже мгновенно активизировался. Мышцы обретали упругость и силу. В момент спасения от опасности весь окружающий мир переставал существовать, и всё существо наших предков подчинялось единственной задаче, настраивалось на единственную цель – выжить, любой ценой.

   По  мере развития цивилизации выживание  перестало зависеть от мгновенной реакции  на раздражитель, но организм человека так и не успел перестроиться, и во время ссоры с соседом по коммунальной квартире «венец творения» испытывает столь же сильный выброс адреналина в кровь, как кроманьонец с каменным топором, готовящийся к схватке с медведем гризли. Но всё отличие в том, что кроманьонец после завершившейся победой схватки или удачного бегства избавлялся от последствий гормональной атаки, выплеснув своё напряжение в активных действиях и вернув свой организм к состоянию равновесия.

   Склоки  в коммунальных квартирах или  иные виды конфликтов обычно не дают их участникам подобных преимуществ, если, конечно, их участники достаточно цивилизованны, чтобы ограничить свои разборки уровнем  дискуссий, а не требующим значительных физических усилий поединком на скалках  и сковородках. Нежелательный избыток  гормонов длительное время остаётся в крови, вызывая затяжные отрицательные  эмоции, ощущение напряжённости и  фрустрации, которое может сопровождаться состояниями агрессии и ощущениями унижения, ненависти или печали.

 

2.1 Физиология несчастья

   Повторяющиеся стрессы подобного рода закрепляют спектр отрицательных эмоций, и отрицательные  эмоции начинают автоматически возникать  уже сами по себе при воспоминании о неприятной ситуации, при опасении её повторения или при ассоциативной  связи с каким-то событием, напомнившим  об испытанном стрессе.

   Программы джунглей продолжают работать, в условиях современности гораздо чаще приводя  к деструктивным, чем к конструктивным последствиям, но, не понимая этого, человек винит в своих несчастьях не несовершенство конструкции собственной психики, а злую судьбу, роковые обстоятельства или, опять-таки, паскудных соседей.

   Человек отличается от животного тем, что  в его поведении отсутствует  доминирование инстинктов. С одной  стороны, наличие сознания вознесло человека на высшую ступень эволюции, но, с другой стороны, оно и породило мучительные оковы страданий  и несчастий, которыми наполнена  его жизнь. С глубокой древности  величайшие умы человечества бьются над вопросом, как избежать страдания, то есть как быть счастливым.

   Один  из вариантов решения проблемы предложил  Будда Гаутама, провозгласив, что страдания – это порождения желаний и для того, чтобы избавиться от страданий, достаточно лишь избавиться от желаний. Пример миллионов буддистов подтверждает, что вопрос избавления от страданий был для человечества достаточно острым, но не думаю, что за всю историю буддизма действительно удалось избавиться от желаний и страданий значительному количеству последователей достигшего просветления индийского принца.

   Человек от рождения не снабжен полным набором  фиксированных реакций, в нём  отсутствуют запрограммированные  инстинкты животных, обеспечивающие выживание, и в первые годы своей жизни ребёнок обучается сложным жизненным программам, которые и обеспечат в будущем стиль его поведения и существования. К сожалению, большинство программ, которые закладываются в его биокомпьютер, не слишком совершенны, ограничивая его умение оценивать происходящие события узкими рамками случайно подобранных правил и установок, далеко не всегда подходящих для правильного решения возникающих проблем.

   Важную  роль в формировании эмоциональных  состояний играет лимбическая система – одна из глубинных мозговых структур. Одна из её основных функций – это сравнение сенсорных стимулов, приходящих из внешнего мира и от рецепторов тела, с программами и установками, заложенными в человеческое сознание и подсознание.

   Лимбическая система взаимодействует с корой головного мозга, сортируя и обрабатывая поступающие импульсы. Гиппокамп, являющийся частью лимбической системы, играет значительную роль при сравнении новой поступающей информации с прошлым опытом.

   Другая часть лимбической системы – миндалевидное тело – усиливает эмоциональную реакцию в случае, если поступающая информация не соответствует ожидаемым стереотипам. Иначе говоря, если происходит что-то новое и неожиданное илине соответствующее записанным в программах ожидаемым действиям, миндалевидное тело может запустить эмоциональную реакцию ненависти, злобы, тревожности, страха или других негативных чувств.

   Посылаемые  миндалевидным телом импульсы проходят через область таламуса и запускают  в действие пусковой механизм, который  в свою очередь приводит к выбросу  гормонов, провоцирующих состояние  эмоционального расстройства. Тут же повышается содержание адреналина, усиливается  сердцебиение, увеличивается содержание сахара в крови. Следуя реакциям джунглей, организм готовится бороться за выживание, настраиваясь на борьбу или бегство.

   Всем не раз приходилось сталкиваться у себя самой с подобными совершенно неадекватными раздражителю реакциями лимбической системы на поведение людей, не соответствующее ожидаемым стереотипам, и эта неадекватность реакций до того, как мы узнали её природу, часто приводила нас в недоумение.

   Ещё более странное впечатление на нас производили неадекватные обстоятельствам реакции других людей. Всё дело в том, что, получая в школе необходимые знания по множеству технических и гуманитарных предметов, наши дети, к сожалению, не овладевают, по сути, самыми главными для человека знаниями – знаниями о самом себе, о том, как устроена и как функционирует психика, и о том, что нужно делать, чтобы уметь получать удовольствие от своей собственной жизни и не портить жизнь другим.

   Ещё одна часть лимбической системы - это область перегородки, которая играет определённую роль в снижении наших эмоциональных реакций. Активизируя эту систему, человек может освободиться от излишнего эмоционального напряжения. Многие из психотехник Шоу-Дао направлены именно на то, чтобы научиться автоматически подавлять ненужные и вредные для организма эмоциональные реакции, по уровню своей интенсивности не соответствующие раздражителю. В результате снимается чувство напряжённости, снижается частота сердечных сокращений и выброс в кровь адреналина. функция лимбической системы заключалась в том, чтобы помочь нашим предкам выжить в условиях джунглей. С помощью удовольствия или боли и страдания она автоматически заставляет человека следовать программам, когда-то заложенным в его биокомпьютер. То есть, фактически, в большинстве случаев реакции человека становятся чисто механическими, и порождаемые лимбической системой эмоции и чувства силой заставляют человека делать то, что записано в его программах и что для него, согласно этим программам (хотя на самом деле это может привести к противоположному результату), связано с достижением желаемых целей и удовлетворением основных потребностей в счастье, безопасности и эмоциональном благополучии.

   Автоматическое  следование заложенным в её биокомпьютере программам вместо того, чтобы давать желаемые и ожидаемые состояния счастья, безопасности и благополучия, приводило к совершенно противоположным результатам – фрустрации, разочарованиям и психосоматическим заболеваниям. К сожалению, подобное явление характерно для подавляющего большинства современных людей, и именно из-за нерациональных программ население Европы и Америки, несмотря на неуклонный рост материального благосостояния, согласно статистике, чувствует себя всё менее счастливым.

   Большая часть программ, определяющих эмоциональную  деятельность человека, была записана в биокомпьютер во младенчестве или раннем детстве. В то время ребёнок не обладал достаточным уровнем сознания, чтобы оценить верность или неверность закладываемых в него установок. Результатом неадекватных реальности детских, а иногда и взрослых программ является то, что в большинстве социальных ситуаций люди совершают действия, прямо противоположные их психическим и физическим интересам, их подлинной безопасности них подлинному счастью.

 

   

   Выводы  по второй главе 
 

 

   

3 Счастье  и несчастье

3.1 Симметрия  нравственных категорий счастья  и несчастья

   Существует  ли между счастьем и несчастьем та же симметрия, что и между удовольствием и неудовольствием, наслаждением и болью, весельем и грустью?

   Необходимо  внести уточнение в этот вопрос: существует в терминах или существует в самих явлениях? В терминологии проявляется симметрия «счастья»  и «несчастья», однако она неполная. Так, счастьем называют иногда очень  удачное событие, оказавшее благотворное влияние на дальнейшую судьбу человека; несчастье обозначает обычно какую-то неудачу, постигшую человека, какой-то неприятный случай, приведший к невосполнимой  утрате и ухудшающий его дальнейшую судьбу. В этом смысле говорят, что  «их постигло несчастье» и о тех, кто утратил кого-то близкого и  любимого, и о тех, кто стал инвалидом, а иногда и о тех, кто потерял  имущество, хотя эта утрата не относится  к невосполнимым. Когда обстоятельства не благоприятствуют человеку, тоже говорят, что его «преследуют несчастья». Однако слово «несчастье» редко употребляется так, чтобы оно соответствовало слову «счастье» в «психологическом» смысле, то есть в значении очень интенсивного неприятного переживания; для этого существуют другие слова, в частности «горе». В древности только в отдельных случаях «эвдемония» противопоставлялась «какодемонии», а наслаждение и блаженство вообще не образовали негативных категорий. Негативный термин «несчастье» является особенностью современных языков. Философы говорили о счастье чаще всего в смысле идеала, а не характеристики жизни, поэтому они могли оперировать одним словом «счастье», обходясь без его противоположности.

   Однако  не было особых возражений против того, чтобы смоделировать терминологию симметрично, в то время как лингвистической  асимметрии не соответствует асимметрия явлений:

    1. а) событиям, особенно удачным и благотворно влияющим на судьбу человека («житейское» счастье), соответствуют события крайне неудачные и отрицательно влияющие на дальнейшую жизнь человека;
    2. положительным ощущениям особой интенсивности («психологическое» счастье) соответствуют состояния горя не меньшей интенсивности;
    3. жизни, содержащей высшую степень добра (эвдемония, блаженство), соответствует жизнь, перенасыщенная злом;
    4. удовлетворению жизнью в целом соответствует неудовлетворение; это означает, что счастью stricto sensu соответствует на другом полюсе несчастье.

 

3.2 Различия  в природе счастья и несчастья

   Многие  считают, что несчастье имеет  иную природу, чем счастье, и что  понятия счастья и несчастья  не являются полностью симметричными.

    1. Генрих Гейне высказывал распространенное убеждение, облачив его в форму образов, когда сравнивал счастье с легкомысленной девушкой, которая приласкает, поцелует и убежит; несчастье, наоборот, похоже на женщину, которая сильно привязывается, не спешит уйти и спокойно сидит возле тебя. Счастье мимолетно, его трудно удержать; несчастье же, наоборот, отличается постоянством и редко бывает непродолжительным.

      Это относится, однако, к психологическому понятию счастья и несчастья. Именно интенсивное ощущение счастья  столь непостоянно. Удовлетворение жизнью, как и неудовлетворенность, относительно постоянно.

    1. Согласно другой точке зрения, несчастье является для человека обычным состоянием, нормальным, а счастье – исключением. Выражая данную мысль в крайней форме, говорят, что несчастье – это естественное состояние для человека, а счастье – неестественное. Счастье похоже на хождение по проволоке: удержаться трудно, легко упасть. Счастье можно сравнить со здоровьем: оно есть состояние гармонии; гармония же одна, а дисгармоний много. Обычно чаще возникает опасность впасть в дисгармонию, болезнь, несчастье, чем возможность сохранить гармонию, здоровье, счастье.

      Видимо, так оно и есть. Тем не менее, физическое и психическое состояние большинства людей нормальное, то есть их организм функционирует нормально, удерживаясь в этом исключительном состоянии – здоровье. И если сравнивать счастье хождением по проволоке, с которой легко соскользнуть, то по проволоке намагниченной: упасть не позволяет действующее магнитное поле.

Информация о работе Счастье и несчастье