Шпаргалка " по истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка

Описание

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.

Работа состоит из  1 файл

история псих. шпоры.docx

— 110.16 Кб (Скачать документ)

11. Эпикур и Лукреций Кар о душе

 

Эпикур предполагал, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте  атомов. Со смертью они рассеиваются по общим законам вечного Космоса.

Представленная  в учении Эпикура картина природы  и места человека в ней служила  тому, чтобы достичь безмятежности  духа, свободы от страхов и прежде всего перед смертью и богами.

Эпикурейцы размышляли о путях независимости личности от всего внешнего. Лучший путь они  усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое  поведение позволит избежать огорчений, тревог, отрицательных эмоций и тем  самым испытать наслаждение, ибо  оно не что иное, как отсутствие страдания.

Материальный  мир, по Лукрецию, от человека не зависим, он существовал до него, существует при нем, будет существовать после  него.

Единой субстанцией  всех вещей являются атомы. Они находятся  в постоянном движении, они вечны  и неделимы. Вещи возникают путем  столкновения атомов, движущихся в  пустоте. Развитие мира происходит по законам, присущим самой природе, по законам необходимости и причины.

Все живое возникает  из неживой материи. Сложные организмы  происходят из простейших.

С материалистических позиций подходил философ и к  области психических явлений. Одушевленность присуща только высокоорганизованной материи. Душа возникает вместе с  рождением организма, развивается  и усложняется вместе с его  ростом и погибает вместе с его  смертью. Душа имеет телесную природу. Ее материальным носителем являются воздухо-огненные атомы. Сами по себе атомы  не образуют души, если они не связаны  с телом. Лишь соединяясь между собой  и сцепляясь с телом, эти атомы  образуют чувствительность, или душу. Соотношение в душе огненных и  воздушных атомов определяет общую  ее активность.

Душа человека в своем основании неоднородна. Одну из ее сторон образует anima, т. е. такая ее часть, которая рассеяна по всему телу, отвечает за растительные функции организма и управляется более совершенной частью души, названной Лукрецием animus – «духом». Дух представляет собой самые тонкие атомы, сосредо – точенные в области груди и выступающие материальной основой психических функций – чувствительности и разума.

Сфера побуждения чувств и аффектов рассматривалась  им в качестве ведущих движущих сил  души. Идеал счастливой жизни он видел в устранении причин, вызывающих страдания, тревоги и страхи. Только через преодоление страхов и  суеверия человек может обеспечить себе покой и душевный комфорт.

12. Александрийская школа врачей

 

Заметные сдвиги в опытном изучении анатомии и  функций организма наметились в III в. до н. э. Они связаны с именами двух крупных врачей из Александрии – Герофила и Эразистрат. В период, когда жили и работали александрийские врачи, еще не было запрета на анатомирование трупов умерших людей. Свободное вскрытие человеческих тел открывало возможность более тщательно исследовать строение различных частей организма. Врачей больше всего интересовали нервная система и головной мозг.

Все перечисленные  исследования привели александрийских  врачей к твердому убеждению, что  действительным органом души является головной мозг. Более того, ими была установлена некоторая специализация  в локализации психических функций. Герофил функции животной или  чувствующей души, т. е. ощущения и восприятия, связывал с мозговыми желудочками. Эразистрат соотносил ощущения и восприятия с мембранами и извилинами головного мозга, а самому мозговому веществу приписывал двигательные функции. Кроме того, им было обнаружено, что от этих двух названных структур мозга отходят разные нервные волокна. Установленная связь каждого из нервных путей с различными участками мозга, несущими разные функции, позволила сделать предположение о том, что и эти два рода нервов должны выполнять различные функции.

Установив анатомическую  основу психики и связав душевные явления с мозгом, александрийские  врачи попытались выявить механизмы  тех изменений в нервной системе  и мозге, которые стоят за многочисленными  функциями души. Здесь они были вынуждены обратиться к понятию  пневмы, введенному стоиками.

Пневма рассматривалась  в качестве материального носителя жизни и психики. При вдыхании воздух из легких проникает в сердце. Смешиваясь в нем с кровью, воздух образует жизненную пневму, которая  растекается по всему телу, наполняя все его части, включая и головной мозг. В мозге растительная пнев-ма преобразуется в животную (психическую) пневму, которая направляется в нервы, а через них – к органам  чувств и мышцам, приводя и те и другие в действие.

Представители Александрийской школы врачей сделали  множество открытий в анатомии и  физиологии, пользовались большим авторитетом  и оказали существенное влияние  на развитие медицины в Древнем Риме. Также их труды оказали серьезнейшее влияние на выделение анатомии в  самостоятельную науку, которая  пользовалась сравнительными анатомическими исследованиями.

13. Психофизиология Клавдия Галена

 

Гален (130–200 гг. до н. э.)  – известный древнеримский мыслитель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов, позднее при дворе римского императора. Он часто занимался сечением трупов, благодаря чему ему удалось описать строение системы дыхания, кровообращения, мышечной и нервной систем.

По Галену жизнь  возникла в результате постепенного развития природы, а психическое  есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души он принимал кровь.

Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему  телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь  и очищаясь, превращается в психическую  пневму. Гален выделял два вида пневмы: жизненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной  пневмы путем очищения. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень являлась носителем низших проявлений души –  побуждений, влечений, потребностей. В  сердце локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг выступает носителем  разума.

С учением о  движениях связаны представления  Га-лена об эмоциях и аффектах. Аффекты  понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями  крови. Гнев, например, возникает в  результате повышения теплоты крови, ее кипения. У человека, считал Гален, аффекты не должны переходить установленных  природой границ, ибо это приводит одновременно и к страданиям тела, и к страданиям души. Поэтому сильные  эмоции должны умеряться и сниматься  разумом, возвращающим душе состояние  равновесия.

Состояние и  динамика крови обусловливают не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции  или преобладания артериальной или  венозной крови. В первом случае, люди более подвижны, энергичны, мужественны, во втором – медлительны и малоподвижны. Итак, все функции души, начиная  от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы.

Поскольку все  названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще  и божественный разум, делая уступку  идеализму.

14. Плотин: Психология как наука о сознании

 

Принцип абсолютной нематериальности души утвердил Плотин (III в. н. э.) – древнегреческий философ, основатель в Риме школы неоплатонизма. Во всем телесном усматривалась эманация (истечение) божественного, духовного первоначала.

Превыше всего  как первоначало – Единое, которое  находится «по ту сторону сущности». Оппозицией Единому выступает темная (а единое – это свет и «солнце») и лишенная вида материя, небытие, начало зла. Материя провоцирует высшее к переходу в низшее, являясь для  высшего как бы зеркалом, в котором  каждая ипостась порождает свое подобие: Ум отпадает от Единого и подобием его оказывается Душа, Душа отпадает от Ума, а от Души как ипостаси отпадают частичные души, ниспадающие в  людей, животных и растения.

У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, понятом как  «самосознание».

Плотин учил, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она  и устремлена. Другой вектор активности индивидуальной души направлен к  чувственному миру.

У индивидуальной души Плотин выделил еще одно направление  – обращенность на себя, на собственные, незримые действия и содержание. Она  как бы следит за своей работой, является ее «зеркалом».

Через много  столетий, эта способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить  или мыслить, но и обладать также  внутренним представлением об этих функциях получила название рефлексии.

Эта способность  не является фикцией. Она служит неотъемлемым «механизмом» деятельности сознания человека, соединяющим его ориентацию во внешнем  мире с ориентацией в мире внутреннем, в «самом себе».

Плотин отграничил этот «механизм» от других психических  процессов.

Сколь бы ни был  широк спектр этих объяснений, он в  конечном счете сводился к поискам  зависимости душевных явлений от физических причин, процессов в организме, общения с другими людьми.

Рефлексия, открытая Плотином, не могла быть объяснена  ни одним из этих факторов. Она выглядела  самодостаточной, невыводимой сущностью.

Таковой она  и оставалась на протяжении веков, став исходным понятием интроспективной  психологии сознания.

Выделяя рефлексию  как одно из направлений деятельности души, Плотин в ту отдаленную эпоху  не мог, конечно, и представить индивидуальную душу самодостаточным источником своих  внутренних образов и действий. Она  для него – эманация сверхпрекрасной  сферы высшего первоначала всего  сущего.

15. Августин: христианское ранне-средневековое мировоззрение

 

Учение Плотина  оказало влияние на Аврелия Августина(IV–V вв. н. э.), творчество которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Интересным является учение Августина о соотношении  свободы воли человека, божественной благодати и предопределения. Воля, по мнению философа, есть одна из основополагающих способностей человека. Также она  является направляющей интеллектуального  познания. Способность «свободного  решения» воли предусматривает свободу  человеческого действия, его автономность, возможность выбора альтернатив. В  идеале воля человека должна обладать способностью детерминации из себя, быть подлинно свободной. Такая свобода  была утеряна при грехопадении человека. Теолог делает различие между благой и злой волей. Благая воля ориентирует  человека на добро, а злая – на зло. Ответственность каждого человека за совершенный им поступок обосновывает справедливость божественного воздаяния. Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление  к Богу, является божественная благодать. Благодать – особая божественная энергия, которая действует по отношению  к человеку и производит изменения  в его природе.

Августин придал трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля (а не разум). Тем самым он стал инициатором  учения, названного волюнтаризмом. Воля индивида зависит от божественной и  действует в двух направлениях: управляет  действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря  волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все  знание заложено в душе, которая  живет и движется в Боге. Оно  не приобретается, а извлекается  из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический  смысл, поскольку проповедовалось, что эта истинность даруется Богом.

В дальнейшем трактовка  внутреннего опыта, будучи освобождена  от религиозной окраски, слилась  с представлением об интроспекции как  особом методе исследования сознания, которым владеет психология в  отличие от других наук.

16. Расцвет естествознания на Арабском востоке. Авиценна

 

В VIII–XII вв. на Востоке происходил серьёзный расцвет культуры, в том числе и философского мышления. Именно там зародились многие крупнейшие умы, среди которых особенно следует выделить среднеазиатского ученого XI в. Абу Али ибн Сину, создавшего «Канон медицинской науки».

Информация о работе Шпаргалка " по истории психологии"