Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка
Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.
В отличие от ассоциаций, более надежными способами образования сложных идей являются суммирование или соединение; сопоставление или сравнение и обобщение или обособление. Сложение, или суммирование, основано на непосредственном соединении идей по признакам сходства или смежности. Второй путь образования сложных идей связан с установлением сходств и различий через сопоставление и сравнение идей, в результате которого возникают идеи отношений. Последним и высшим способом образования сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обособление), посредством которого образуются самые общие понятия.
Г. Лейбниц (1646–1716) – современник всех основных гениев XVII в. и их идейный противник. Лейбница не устраивало сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира, исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы.
Стержнем, образующим
систему Лейбница, является ряд исходных
методологических принципов, или законов.
Принципом всеобщих различий Лейбниц
пытался утвердить всеобщую изменчивость
в мире физических явлений и сознания,
отрицать как абсолютное сходство друг
с другом существующих вещей, так
и повторяемость состояний
Противоположным по своему смыслу принципу непрерывности является закон дискретности, согласно которому сама постепенность и непрерывность слагаются из малых скачков и разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие.
«Истинными атомами природы» являются ду-шеподобные единицы – монады, из множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено.
Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечно-движущейся материи. За чистыми монадами идут монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.
Идеи Гартли дают развитие ассоциативному направлению в английской эмпирической психологии. Свое кредо он выражает с достаточной ясностью: «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации». Гартли возвел ассоциацию во всеобщий механический закон всех форм психической деятельности, в нечто подобное великому ньютонову закону всемирного тяготения.
В своем труде
«Размышления о человеке, его строении,
его долге и упованиях» Гартли
доказывал, что психический мир
человека складывается постепенно в
результате усложнения первичных сенсорных
элементов посредством их ассоциаций
в силу смежности этих элементов
во времени и частоты повторений
их сочетаний. Что касается общих
понятий, то они возникают, когда
от прочной ассоциации, которая остается
в различных условиях неизменной,
отпадает все случайное и
Джозеф Пристли выступил против мнения, будто материя есть нечто мертвое, инертное и пассивное. Кроме протяжения, материя обладает такими неотъемлемыми свойствами, как притяжение и отталкивание. Рассмотрение этих свойств в качестве формы активности материи дало основание Пристли полагать, что нет никакой необходимости прибегать к Богу как источнику движения материи. Что касается психических или духовных явлений, то они так же, как отталкивание и притяжение, являются свойствами материи, но не всякой, как это было у Спинозы, а особым образом организо28б ванной. Такой организованной системой материи, свойством которой являются психические способности, Пристли считает «нервную систему или, скорее, мозг». Духовные явления ставятся Пристли не только в зависимость от тела, но и от внешнего мира.
Все явления человеческого духа выводятся Пристли из ощущений. Он считал, что достаточно одних внешних чувств, чтобы объяснить все разнообразие психических явлений. Проявления духа сведены Пристли к способностям памяти, суждения, к эмоциям и воле. Все они выступают различными видами ассоциаций, ощущений и идей.
Объективную позицию Пристли занимал в вопросе о воле. По мнению Пристли, воля не может быть понята как добровольное решение духа поступать так или иначе вне всякой действительной внешней причины. Воля имеет такую же необходимость, как и прочие проявления духа.
Д. Беркли (1685–1753) и Д. Юм (1711–1776) принимали за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Их главным аргументом был эмпиризм – учение о том, что источником знания служит чувственный опыт, т. е. образуемый ассоциациями. Согласно Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др.
В своем труде
«Опыт новой теории зрения» Беркли
детально проанализировал чувственные
элементы, из которых складывается
образ геометрического
Физика предполагает, что это ньютоново пространство дано объективно. По Беркли же, оно – продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания, тогда как «быть – значит быть в восприятии».
Что касается Юма,
то он занял иную позицию. Вопрос о
том, существуют или не существуют независимо
от нас физические объекты, он полагал
теоретически неразрешимым (такой взгляд
называется агностицизмом). Мнение Юма
о том, что понятие о субъекте
может быть сведено к пучку
ассоциаций, было направлено своим
критическим острием против представления
о душе как об особой, дарованной
Всевышним сущности, которая порождает
и связывает между собой
Предположение
о такой спиритуальной, бестелесной
субстанции защищал, в частности, Беркли,
отвергший субстанцию материальную.
Согласно же Юму, называемое душой –
нечто вроде сценических
Юм видел в ассоциациях единственный механизм связи идей. Он был далек от того, чтобы считать, будто восприятия и их связи имеют какое-нибудь отношение к внешнему миру и телу. Он открыто признается в том, что у него нет никакого представления ни о том месте, где протекает смена одних ассоциаций другими, ни о том материале, из которого состоит душевный мир.
Нет не только объекта восприятия, нет самого субъекта, их носителя. Личность для Юма – это не что иное, как «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении».
Изложение философско-психологической системы Юма показывает, что она пронизана духом крайнего субъективизма.
В философском отношении решающий шаг в ориентации психологии на объективное и опытное изучение был сделан французскими материалистами XVIII в., одним из важнейших представителей которых являлся Э. Кондильяк. Душа человека, по его представлениям, представляет собой совокупность модификаций ощущений. Память, воображение, суждение – это разновидности различных сочетаний ощущений. Ощущения – единственный источник внутреннего мира человека. Общая концепция Кондильяка отличалась двойственностью. Он не отрицал, как Беркли, существование объективного мира. В то же самое время Кон-дильяк критиковал Спинозу за его учение о субстанции, пытался доказать, что за ощущениями нельзя увидеть какой-либо субстанции.
Идеи Кондильяка были развиты другими французскими философами.
Ж. Ламетри, принимая полностью картезианский тезис о машинообразном характере работы телесного организма, распространяет механический принцип и на область психических явлений.
Движущим началом животной и человеческой машины является душа, понимаемая как способность к чувствованию. Объективным показателем течения психических процессов служат те телесные изменения и следствия, которые они вызывают. Он считал, что единственной причиной всех наших представлений являются впечатления от внешних тел.
Очень оригинальным французским мыслителем был Д. Дидро. В своих работах он утверждал, что материя является единственной субстанцией во Вселенной, в человеке и в животном. Разделяя материю на живую и неживую, он полагал, что органическая форма материи происходит из неорганической. Всей материи свойственна способность к отражению.
На уровне органической
жизни эта способность
Другой философ, Поль Гольбах, объявлял человека совершеннейшей частью природы. Что же касается духовного начала в нем, то Гольбахом оно рассматривается как то же самое физическое, но только под известным углом зрения. Благодаря высокой телесной организации человек наделен способностями чувствовать, мыслить и действовать. Первой способностью человека являются ощущения. Все прочие вытекают из них. Гольбах подчеркивает определенную роль потребностей в жизни человека. Потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, телесных и умственных потребностей. Положение Гольбаха о потребностях как основном источнике активности человека имеет огромное значение.
Помимо утверждения
природного детерминизма, при рассмотрении
внутреннего мира человека, его сознания
и поведения французские
Гельвеций пришел к недооценке роли физических потенций человека в развитии его психических способностей.
Первой формой
психической деятельности, по Гельвецию,
являются ощущения. Способность ощущения
рассматривается философом
Человек у Гельвеция – не пассивное существо, а, наоборот, деятельное. Источником его активности являются страсти. Они оживляют духовный мир человека и приводят его в движение. Страсти подразделяются на два рода, одни из которых даны от природы, другие – приобретаются при жизни. Познаются они по внешним выражениям и телесным изменениям.