Шпаргалка " по истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка

Описание

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.

Работа состоит из  1 файл

история псих. шпоры.docx

— 110.16 Кб (Скачать документ)

В отличие от ассоциаций, более надежными способами  образования сложных идей являются суммирование или соединение; сопоставление  или сравнение и обобщение  или обособление. Сложение, или суммирование, основано на непосредственном соединении идей по признакам сходства или смежности. Второй путь образования сложных  идей связан с установлением сходств  и различий через сопоставление  и сравнение идей, в результате которого возникают идеи отношений. Последним и высшим способом образования  сложных идей является абстрагирование (отвлечение, обособление), посредством  которого образуются самые общие  понятия.

27. Г. Лейбниц: идеалистическая традиция в немецкой философии и психологии

 

Г. Лейбниц (1646–1716)  – современник всех основных гениев XVII в. и их идейный противник. Лейбница не устраивало сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира, исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы.

Стержнем, образующим систему Лейбница, является ряд исходных методологических принципов, или законов. Принципом всеобщих различий Лейбниц  пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как абсолютное сходство друг с другом существующих вещей, так  и повторяемость состояний одной  и той же вещи во времени, и этим самым указать на качественное многообразие мира; принцип тождества неразличимых вещей заключается в том, что  не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной  и той же вещью, и наоборот. Третий принцип – закон непрерывности, указывающий на то, что повсюду  в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по степеням совершенства.

Противоположным по своему смыслу принципу непрерывности  является закон дискретности, согласно которому сама постепенность и непрерывность  слагаются из малых скачков и  разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие.

«Истинными атомами  природы» являются ду-шеподобные единицы  – монады, из множества которых  состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено.

Лейбниц полагал, что в исторической перспективе  развитие монад проходит несколько  стадий, каждой из которых соответствует  определенная форма монады. Самой  первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечно-движущейся материи. За чистыми монадами идут монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.

28. Идеи Давида Гартли и Джозефа Пристли

 

Идеи Гартли дают развитие ассоциативному направлению  в английской эмпирической психологии. Свое кредо он выражает с достаточной  ясностью: «Все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциации». Гартли возвел ассоциацию во всеобщий механический закон всех форм психической  деятельности, в нечто подобное великому ньютонову закону всемирного тяготения.

В своем труде  «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» Гартли доказывал, что психический мир  человека складывается постепенно в  результате усложнения первичных сенсорных  элементов посредством их ассоциаций в силу смежности этих элементов  во времени и частоты повторений их сочетаний. Что касается общих  понятий, то они возникают, когда  от прочной ассоциации, которая остается в различных условиях неизменной, отпадает все случайное и несущественное. Совокупность этих постоянных связей удерживается как целое благодаря  слову, которое выступает как  фактор обобщения.

Джозеф Пристли  выступил против мнения, будто материя  есть нечто мертвое, инертное и пассивное. Кроме протяжения, материя обладает такими неотъемлемыми свойствами, как  притяжение и отталкивание. Рассмотрение этих свойств в качестве формы  активности материи дало основание  Пристли полагать, что нет никакой  необходимости прибегать к Богу как источнику движения материи. Что касается психических или  духовных явлений, то они так же, как отталкивание и притяжение, являются свойствами материи, но не всякой, как  это было у Спинозы, а особым образом  организо28б ванной. Такой организованной системой материи, свойством которой являются психические способности, Пристли считает «нервную систему или, скорее, мозг». Духовные явления ставятся Пристли не только в зависимость от тела, но и от внешнего мира.

Все явления  человеческого духа выводятся Пристли  из ощущений. Он считал, что достаточно одних внешних чувств, чтобы объяснить  все разнообразие психических явлений. Проявления духа сведены Пристли  к способностям памяти, суждения, к  эмоциям и воле. Все они выступают  различными видами ассоциаций, ощущений и идей.

Объективную позицию  Пристли занимал в вопросе  о воле. По мнению Пристли, воля не может  быть понята как добровольное решение  духа поступать так или иначе  вне всякой действительной внешней  причины. Воля имеет такую же необходимость, как и прочие проявления духа.

29. Д. Беркли и Д. Юм

 

Д. Беркли (1685–1753) и Д. Юм (1711–1776) принимали за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Их главным аргументом был эмпиризм – учение о том, что источником знания служит чувственный опыт, т. е. образуемый ассоциациями. Согласно Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др.

В своем труде  «Опыт новой теории зрения» Беркли детально проанализировал чувственные  элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел.

Физика предполагает, что это ньютоново пространство дано объективно. По Беркли же, оно –  продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны  с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания, тогда как «быть –  значит быть в восприятии».

Что касается Юма, то он занял иную позицию. Вопрос о  том, существуют или не существуют независимо от нас физические объекты, он полагал  теоретически неразрешимым (такой взгляд называется агностицизмом). Мнение Юма  о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку  ассоциаций, было направлено своим  критическим острием против представления  о душе как об особой, дарованной Всевышним сущности, которая порождает  и связывает между собой отдельные  психические феномены.

Предположение о такой спиритуальной, бестелесной  субстанции защищал, в частности, Беркли, отвергший субстанцию материальную. Согласно же Юму, называемое душой –  нечто вроде сценических подмостков, где проходят чередой сцепленные между собой ощущения и идеи.

Юм видел в  ассоциациях единственный механизм связи идей. Он был далек от того, чтобы считать, будто восприятия и их связи имеют какое-нибудь отношение к внешнему миру и телу. Он открыто признается в том, что  у него нет никакого представления  ни о том месте, где протекает  смена одних ассоциаций другими, ни о том материале, из которого состоит  душевный мир.

Нет не только объекта  восприятия, нет самого субъекта, их носителя. Личность для Юма – это не что иное, как «связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении».

Изложение философско-психологической  системы Юма показывает, что она  пронизана духом крайнего субъективизма.

30. Французский материализм

 

В философском  отношении решающий шаг в ориентации психологии на объективное и опытное  изучение был сделан французскими материалистами XVIII в., одним из важнейших представителей которых являлся Э. Кондильяк. Душа человека, по его представлениям, представляет собой совокупность модификаций ощущений. Память, воображение, суждение  – это разновидности различных сочетаний ощущений. Ощущения  – единственный источник внутреннего мира человека. Общая концепция Кондильяка отличалась двойственностью. Он не отрицал, как Беркли, существование объективного мира. В то же самое время Кон-дильяк критиковал Спинозу за его учение о субстанции, пытался доказать, что за ощущениями нельзя увидеть какой-либо субстанции.

Идеи Кондильяка были развиты другими французскими философами.

Ж. Ламетри, принимая полностью картезианский тезис  о машинообразном характере работы телесного организма, распространяет механический принцип и на область  психических явлений.

Движущим началом  животной и человеческой машины является душа, понимаемая как способность  к чувствованию. Объективным показателем  течения психических процессов  служат те телесные изменения и следствия, которые они вызывают. Он считал, что единственной причиной всех наших  представлений являются впечатления  от внешних тел.

Очень оригинальным французским мыслителем был Д. Дидро. В своих работах он утверждал, что материя является единственной субстанцией во Вселенной, в человеке и в животном. Разделяя материю  на живую и неживую, он полагал, что  органическая форма материи происходит из неорганической. Всей материи свойственна  способность к отражению.

На уровне органической жизни эта способность выступает  в форме активной чувствительности. Вся совокупность психических явлений  зависит от деятельности органов  чувств, нервов и мозга.

Другой философ, Поль Гольбах, объявлял человека совершеннейшей частью природы. Что же касается духовного  начала в нем, то Гольбахом оно  рассматривается как то же самое  физическое, но только под известным  углом зрения. Благодаря высокой  телесной организации человек наделен  способностями чувствовать, мыслить  и действовать. Первой способностью человека являются ощущения. Все прочие вытекают из них. Гольбах подчеркивает определенную роль потребностей в жизни  человека. Потребности выступают  движущим фактором наших страстей, воли, телесных и умственных потребностей. Положение Гольбаха о потребностях как основном источнике активности человека имеет огромное значение.

31. Философско-психологическая концепция К. Гельвеция

 

Помимо утверждения  природного детерминизма, при рассмотрении внутреннего мира человека, его сознания и поведения французские материалисты сделали первый шаг к идее социального  детерминизма. Особая заслуга принадлежит  здесь К. Гельвецию, который показал, что человек не только продукт  природы, но и продукт социального  окружения и воспитания. Обстоятельства творят человека – вот генеральный  вывод философии и психологии Гельвеция. Обе книги Гельвеция  «Об уме» и «О человеке» посвящены  развитию и обоснованию исходного  тезиса, в котором провозглашалось: человек есть продукт воспитания. Главную задачу Гельвеций видел  в доказательстве того, что различие умственных способностей, духовного  облика людей обусловлено не столько  природными свойствами человека, сколько  воспитанием. Оно включает и предметное окружение, и обстоятельства жизни, и социальные явления.

Гельвеций пришел к недооценке роли физических потенций человека в развитии его психических  способностей.

Первой формой психической деятельности, по Гельвецию, являются ощущения. Способность ощущения рассматривается философом таким  же природным свойством, каким являются плотность, протяжение и др., но только оно относится лишь к «организованным  телам животных». Все у Гельвеция  сводится к ощущению: память, суждение, ум, воображение, страсти, желания. В  то же самое время крайний сенсуализм Гельвеция сыграл положительную  роль в борьбе против сведения Декартом психического к сознанию и мышлению. Гельвеций указывал, что душа человека – это не только ум, она – нечто  большее, чем ум, ибо, кроме ума, есть способность к ощущению. Ум формируется  главным образом при жизни; при  жизни его можно и потерять. Но душа как способность к ощущению остается. Она рождается и умирает  вместе с рождением и смертью  организма. Поэтому одно только мышление не может выражать сущность души. Сфера  психического не ограничивается областью мышления и сознания, поскольку за его пределами имеется большой  ряд слабых ощущений, которые «не  приковывая к себе внимания, не могут  вызвать в нас ни сознания, ни воспоминания», но за которыми стоят  физические причины.

Человек у Гельвеция  – не пассивное существо, а, наоборот, деятельное. Источником его активности являются страсти. Они оживляют духовный мир человека и приводят его в  движение. Страсти подразделяются на два рода, одни из которых даны от природы, другие – приобретаются  при жизни. Познаются они по внешним  выражениям и телесным изменениям.

Информация о работе Шпаргалка " по истории психологии"