Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка
Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.
После Лейбница в немецкую психологию начинают проникать эмпирические тенденции. Они стали особенно заметны в работах Х. Вольфа (1679–1754 ). В психологии Вольф известен разделением психологии на эмпирическую и рациональную части. Кроме того ученый закрепил за наукой название «психологии». По Вольфу, настоящая наука в идеале призвана решать три основные задачи:
1) выведение фактов и явлений из существенных основ;
2) описание этих фактов и явлений;
3) установление количественных отношений. Поскольку психология не может реализовать третью задачу, ей остается решать первые две, одна из которых должна стать предметом рациональной психологии, другая – предметом эмпирической психологии.
И. Кант(1724–1804) допускал, что вне нас существуют реальные предметы – «вещи в себе». Однако о них ничего нельзя сказать, так как «вещи в себе» непознаваемы. Нам даны лишь явления сознания, которые производятся «вещами в себе», но не выражают их сущности. То, что нам представлено в сознании, есть мир явлений, совершенно не похожий на мир вещей. Сам по себе чувственный опыт не несет никаких знаний о предметах. Рассудочные категории не выводимы из чувственных данных, они даны изначально. Поскольку сущность вещей непостижима, а человеку мир может быть дан только в явлениях («вещи для нас»), то все науки имеют дело лишь с явлениями, а поэтому могут быть только науками эмпирическими. Исключение составляют математика и механика.
Согласно этому
положению, для психологии, объектом
изучения которой является внутренний
мир человека, сущность души недоступна.
Предмет психологии могут составлять
лишь явления сознания, обнаруживаемые
посредством внутреннего
Также в Германии XIX в. широкую известность и распространение приобретают взгляды И. Гербарта (1776–1841 гг.).
Из наиболее ценных положений, выдвинутых Гер-бартом для судеб экспериментальной психологии, являются:
1) идея использования математики в психологии;
2) идея о порогах сознания.
Гербартовские законы представлений (слияния, ком-пликации, апперцепции и т. д.) станут рабочими понятиями, которыми оперировали психологи на первых этапах развития экспериментальной психологии.
Что касается философской методологии, то здесь было отброшено самое ценное и живое и взяты на вооружение исходные принципы Лейбница и Вольфа.
Философский этап развития психологии в XVII–XIX вв. – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Одним из важнейших факторов, способствующих формированию психологии как науки, стало проникновение в психологию эмпирического подхода.
Суть эмпирического принципа, провозглашенного Бэконом, заключалась в едином требовании ко всем конкретным наукам в познании законов природы, изучении отдельных фактов и явлений, добываемых с помощью наблюдения и эксперимента.
В переходе психологии
от рассуждений о сущности души к
анализу конкретных психических
явлений, получаемых на основе опыта, и
состоял положительный
Однако сам
по себе эмпиризм, заменивший представление
о душе как особой неделимой сущности
на представление о ней как
совокупности психических явлений,
не решал однозначно вопрос о методе
и путях их познания. Понятие опыта
в эмпирической психологии трактовалось
в тесной связи с вопросом о
взаимоотношении психических
Психофизическая
и психофизиологическая проблема решалась
в истории психологии либо в духе
дуализма, либо в духе монизма в
его материалистической или в
субъективно-идеалистической
В XIX в. в западноевропейской философии и психологии наиболее распространенной формой решения вопроса об отношении души и тела была теория параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое рассматривались как два независимых ряда явлений, но имевших между собой функциональное соответствие. Такой способ рассмотрения психофизиологической проблемы допускал возможность судить о психических состояниях по сопровождающим их телесным изменениям и выступал в качестве теоретической предпосылки введению естественнонаучных методов в психологию в рамках идеализма. Именно концепция психофизиологического параллелизма стала философской основой построения экспериментальной психологии на Западе, инициатором создания которой явился В. Вундт.
Выдвинутое философами-
Важнейшей естественнонаучной основой психологии является физиология. От ее состояния зависела судьба психологии.
На пороге XIX в. общая физиология в разработке своих проблем опиралась на экспериментальные методы. Полученные с их помощью новые факты, касающиеся работы различных систем организма, ставили на повестку дня вопрос о функциях нервной системы, поскольку все в большей степени обнаруживалось ее участие в различных физиологических актах.
Разработка проблемы
нервно-мышечных связей началась с
критики представлений о
Этот факт ставил
под сомнение существование «животных
духов». С этого времени старое
представление о «животных
Многие опыты Сваммердама касались изучения ряда жизненных функций организма в связи с удалением головного мозга. Им было установлено, что многие из органических функций, в том числе и двигательные, после удаления головного мозга остаются сохранными в течение определенного времени. Это давало основание считать, что органические функции и непроизвольные движения с деятельностью мозга не связаны. Подобный взгляд на природу непроизвольных движений означал зарождение рефлекторного атомизма. Ему противостояла другая точка зрения, согласно которой все произвольные и непроизвольные акты имеют единую анатомо-физиологическую основу. Голландский врач Г. Бургав на основе многочисленных опытов обнаружил, что произвольные и непроизвольные движения осуществляются одними и теми же мышцами и характер сокращения их также одинаковый. В связи с этим Бургав возражал против строгого разделения двигательных актов на произвольные и непроизвольные. Он впервые описал процесс перехода произвольных движений в непроизвольные.
Важным для развития рефлекторной теории явилось подтверждение Бургавом догадки александрийских врачей и Галена о чувствительных и двигательных нервах как анатомической основе движений, рефлекторного механизма.
До XVIII в. принцип машинообразности, выдвинутый Декартом, оставался без названия. Лишь в 1736 г. Аструх Монпелье вводит термин «рефлекс», понимая его в физическом смысле как зеркальное отражение. С этого времени понятие рефлекса становится общепринятым.
В XVIII в. большую роль в развитии физиологии рефлекса сыграл А. Галлер. Продолжая линию Сваммердама, Галлер вновь приходит к убеждению, что для мышечного сокращения участие головного мозга необязательно.
Многочисленными
опытами он установил автономный
характер мышечного сокращения, что
и свидетельствовало о полной
безучастности центрально-
Против рефлекторного
атомизма Галлера выступил английский
ученый Р. Витт. Множество конкретных
фактов, которыми располагал Витт, убеждали
его в том, что, с одной стороны,
нельзя «втискивать разум» в каждый
нервно-мышечный акт, но и нет оснований
сводить движения только к машинообразным,
с другой. Чтобы разрешить это
противоречие, Витт вводит новый «чувственный
принцип», как будто бы примиряющий
принцип машинообразности с принципом
участия души в нервно-мышечных реакциях.
По его мнению, все двигательные
акты, включая и непроизвольные,
содержат в себе чувственные компоненты.
Ценным во взглядах Витта, как полагал
П. К. Анохин, является попытка «объединить
все многообразие машинных, автоматических
и произвольных реакций в одном
неврологическом принципе». Витт одним
из первых обратил специальное внимание
на возможность вызвать ряд
Во второй половине XVIII в. тенденция ограничить действие рефлекторного механизма уровнем спинного мозга становится все заметнее. Особенно ярко она была выражена у П. Кабаниса и Ф. Блейна. Последний открыто призывал физиологов изъять проблему волевых, осознаваемых актов из круга вопросов, которыми должна заниматься физиология. После Блейна начинается официальное разграничение спинномозговой физиологии от психологии, которой полностью вверялся головной мозг как орган мыслящей субстанции, ее сознательных и произвольных актов.
Во второй половине XIX в. отдельные вопросы и проблемы, лежащие на границе физиологии и психологии, становятся предметом специальных и систематических исследований, которые затем обособляются и оформляются в относительно самостоятельные научные направления. Одной из первых таких областей и явилась психофизика, созданная немецким физиологом Г. Фехнером (1801–1887).
Психофизика была
задумана Фехнером как наука о
всеобщей связи физического и
духовного мира. Исследователь выступил
с учением о тождестве
Согласно Фехнеру,
психофизика должна заниматься экспериментально-
Особую роль в изучении этого вопроса сыграли работы Э. Вебера по изучению осязания и порогов чувствительности. Именно опыты Вебера показали, что существует определенная зависимость между физическим и психическим, в частности, между раздражением и ощущением, и что обнаруженные отношения между ними поддаются экспериментальному измерению. Немалое значение для определения специфики новой науки сыграли идеи Гербарта, в частности, его учение о порогах сознания и обоснование возможности применения математики в психологии.
Психофизика становилась
наукой о связи раздражений и
ощущений. Установленные Фехнером положения
об измеримости психофизических
отношений и о возможности
применения математического закона
к ним ставили на передний план
проблему разработки специальных методов
психофизического измерения и способов
математического анализа и
1) установить, какому закону подчиняются отношения психического и физического мира, на примере связи раздражений и ощущений;