Шпаргалка " по истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка

Описание

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.

Работа состоит из  1 файл

история псих. шпоры.docx

— 110.16 Кб (Скачать документ)

32. Германия. Развитие немецкой психологии в XVIII–XIX вв

 

После Лейбница в немецкую психологию начинают проникать  эмпирические тенденции. Они стали  особенно заметны в работах  Х. Вольфа (1679–1754 ). В психологии Вольф известен разделением психологии на эмпирическую и рациональную части. Кроме того ученый закрепил за наукой название «психологии». По Вольфу, настоящая наука в идеале призвана решать три основные задачи:

1) выведение фактов и явлений из существенных основ;

2) описание этих фактов и явлений;

3) установление количественных отношений. Поскольку психология не может реализовать третью задачу, ей остается решать первые две, одна из которых должна стать предметом рациональной психологии, другая – предметом эмпирической психологии.

И. Кант(1724–1804) допускал, что вне нас существуют реальные предметы – «вещи в себе». Однако о них ничего нельзя сказать, так как «вещи в себе» непознаваемы. Нам даны лишь явления сознания, которые производятся «вещами в себе», но не выражают их сущности. То, что нам представлено в сознании, есть мир явлений, совершенно не похожий на мир вещей. Сам по себе чувственный опыт не несет никаких знаний о предметах. Рассудочные категории не выводимы из чувственных данных, они даны изначально. Поскольку сущность вещей непостижима, а человеку мир может быть дан только в явлениях («вещи для нас»), то все науки имеют дело лишь с явлениями, а поэтому могут быть только науками эмпирическими. Исключение составляют математика и механика.

Согласно этому  положению, для психологии, объектом изучения которой является внутренний мир человека, сущность души недоступна. Предмет психологии могут составлять лишь явления сознания, обнаруживаемые посредством внутреннего чувства. Таким образом, психология есть наука  о явлениях сознания, к которым  он относил познавательные, эмоциональные  и волевые акты.

Также в Германии XIX в. широкую известность и распространение приобретают взгляды И. Гербарта (1776–1841 гг.).

Из наиболее ценных положений, выдвинутых Гер-бартом для судеб экспериментальной  психологии, являются:

1) идея использования математики в психологии;

2) идея о порогах сознания.

Гербартовские законы представлений (слияния, ком-пликации, апперцепции и т. д.) станут рабочими понятиями, которыми оперировали психологи на первых этапах развития экспериментальной психологии.

Что касается философской  методологии, то здесь было отброшено  самое ценное и живое и взяты  на вооружение исходные принципы Лейбница и Вольфа.

33. Философский этап развития психологии

 

Философский этап развития психологии в XVII–XIX вв. – это важнейший период формирования теоретических предпосылок преобразования психологии в самостоятельную науку. Одним из важнейших факторов, способствующих формированию психологии как науки, стало проникновение в психологию эмпирического подхода.

Суть эмпирического  принципа, провозглашенного Бэконом, заключалась  в едином требовании ко всем конкретным наукам в познании законов природы, изучении отдельных фактов и явлений, добываемых с помощью наблюдения и эксперимента.

В переходе психологии от рассуждений о сущности души к  анализу конкретных психических  явлений, получаемых на основе опыта, и  состоял положительный результат  реализации идей Бэкона в области  психологии.

Однако сам  по себе эмпиризм, заменивший представление  о душе как особой неделимой сущности на представление о ней как  совокупности психических явлений, не решал однозначно вопрос о методе и путях их познания. Понятие опыта  в эмпирической психологии трактовалось в тесной связи с вопросом о  взаимоотношении психических явлений  с физическим миром и материальным субстратом. Отсюда в определении  метода психологии кардинальное значение приобретало то или иное решение  психофизической и психофизиологической проблемы.

Психофизическая и психофизиологическая проблема решалась в истории психологии либо в духе дуализма, либо в духе монизма в  его материалистической или в  субъективно-идеалистической форме. Для всех разновидностей идеализма  в решении психофизической и  психофизиологической проблемы характерно обособление психического от физического  и физиологического, сведение мира психических явлений к замкнутой  системе фактов сознания, не доступных  объективному наблюдению.

В XIX в. в западноевропейской философии и психологии наиболее распространенной формой решения вопроса об отношении души и тела была теория параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое рассматривались как два независимых ряда явлений, но имевших между собой функциональное соответствие. Такой способ рассмотрения психофизиологической проблемы допускал возможность судить о психических состояниях по сопровождающим их телесным изменениям и выступал в качестве теоретической предпосылки введению естественнонаучных методов в психологию в рамках идеализма. Именно концепция психофизиологического параллелизма стала философской основой построения экспериментальной психологии на Западе, инициатором создания которой явился В. Вундт.

34. Становление психологии как науки. Опыты Я. Сваммердама и Г. Бургава

 

Выдвинутое философами-материалистами положение о возможности и  необходимости изучать психику  человека и животных, опираясь на методы естественных наук, не могло быть реализовано, прежде чем не достигли определенного  уровня развития производство, техника, а в связи с ними и естествознание.

Важнейшей естественнонаучной основой психологии является физиология. От ее состояния зависела судьба психологии.

На пороге XIX в. общая физиология в разработке своих проблем опиралась на экспериментальные методы. Полученные с их помощью новые факты, касающиеся работы различных систем организма, ставили на повестку дня вопрос о функциях нервной системы, поскольку все в большей степени обнаруживалось ее участие в различных физиологических актах.

Разработка проблемы нервно-мышечных связей началась с  критики представлений о наличии  в нервной системе и мышцах «животных духов». Еще в XVII столетии английский ученый Я. Сваммердам, занимающийся сравнительной анатомией и физиологией, опытным путем установил, что  объем мышцы при ее сокращении не изменяется.

Этот факт ставил под сомнение существование «животных  духов». С этого времени старое представление о «животных духах» заменяется понятием нервной возбудимости.

Многие опыты  Сваммердама касались изучения ряда жизненных функций организма  в связи с удалением головного  мозга. Им было установлено, что многие из органических функций, в том числе  и двигательные, после удаления головного  мозга остаются сохранными в течение  определенного времени. Это давало основание считать, что органические функции и непроизвольные движения с деятельностью мозга не связаны. Подобный взгляд на природу непроизвольных движений означал зарождение рефлекторного  атомизма. Ему противостояла другая точка зрения, согласно которой все  произвольные и непроизвольные акты имеют единую анатомо-физиологическую  основу. Голландский врач Г. Бургав на основе многочисленных опытов обнаружил, что произвольные и непроизвольные движения осуществляются одними и теми же мышцами и характер сокращения их также одинаковый. В связи с  этим Бургав возражал против строгого разделения двигательных актов на произвольные и непроизвольные. Он впервые описал процесс перехода произвольных движений в непроизвольные.

Важным для  развития рефлекторной теории явилось  подтверждение Бургавом догадки  александрийских врачей и Галена о чувствительных и двигательных нервах как анатомической основе движений, рефлекторного механизма.

35. Исследования Аструха Монпелье, А. Галлера, П. Кабаниса, Ф. Блейна

 

До XVIII в. принцип машинообразности, выдвинутый Декартом, оставался без названия. Лишь в 1736 г. Аструх Монпелье вводит термин «рефлекс», понимая его в физическом смысле как зеркальное отражение. С этого времени понятие рефлекса становится общепринятым.

В XVIII в. большую роль в развитии физиологии рефлекса сыграл А. Галлер. Продолжая линию Сваммердама, Галлер вновь приходит к убеждению, что для мышечного сокращения участие головного мозга необязательно.

Многочисленными опытами он установил автономный характер мышечного сокращения, что  и свидетельствовало о полной безучастности центрально-мозговых структур в простейших элементарных нервно-мышечных реакциях. Под влиянием опытов и взглядов Галлера позиции  рефлекторного атомизма еще более  укрепились.

Против рефлекторного  атомизма Галлера выступил английский ученый Р. Витт. Множество конкретных фактов, которыми располагал Витт, убеждали его в том, что, с одной стороны, нельзя «втискивать разум» в каждый нервно-мышечный акт, но и нет оснований  сводить движения только к машинообразным, с другой. Чтобы разрешить это  противоречие, Витт вводит новый «чувственный принцип», как будто бы примиряющий  принцип машинообразности с принципом  участия души в нервно-мышечных реакциях. По его мнению, все двигательные акты, включая и непроизвольные, содержат в себе чувственные компоненты. Ценным во взглядах Витта, как полагал  П. К. Анохин, является попытка «объединить  все многообразие машинных, автоматических и произвольных реакций в одном  неврологическом принципе». Витт одним  из первых обратил специальное внимание на возможность вызвать ряд органических рефлексов от одного вида внешнего предмета. С именем Витта связывают  завершение первого периода в  истории рефлекса, поскольку ему  удалось придать рефлекторному  принципу «такую четкость и такой  физиологический смысл, какой уже  не изменялся вплоть до классиков  рефлекса XIX столетия».

Во второй половине XVIII в. тенденция ограничить действие рефлекторного механизма уровнем спинного мозга становится все заметнее. Особенно ярко она была выражена у П. Кабаниса и Ф. Блейна. Последний открыто призывал физиологов изъять проблему волевых, осознаваемых актов из круга вопросов, которыми должна заниматься физиология. После Блейна начинается официальное разграничение спинномозговой физиологии от психологии, которой полностью вверялся головной мозг как орган мыслящей субстанции, ее сознательных и произвольных актов.

36. Психофизика. Г. Фехнер и Э. Вебер

 

Во второй половине XIX в. отдельные вопросы и проблемы, лежащие на границе физиологии и психологии, становятся предметом специальных и систематических исследований, которые затем обособляются и оформляются в относительно самостоятельные научные направления. Одной из первых таких областей и явилась психофизика, созданная немецким физиологом Г. Фехнером (1801–1887).

Психофизика была задумана Фехнером как наука о  всеобщей связи физического и  духовного мира. Исследователь выступил с учением о тождестве психического и физического, выдвинул принцип  всеобщей одушевленности природы. По мнению Фехнера, должна быть создана специальная  наука, которая с помощью эксперимента и математики могла бы доказать выдвинутую им философскую концепцию. Такой  наукой и явилась психофизика, которая  определялась им как точное учение о функциональных отношениях между  телом и душой.

Согласно Фехнеру, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических  процессов в их отношении, с одной  стороны, к физическим факторам, что  должно составить предмет внешней  психофизики, с другой – в отношении  к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет  внутренней психофизики.

Особую роль в изучении этого вопроса сыграли  работы Э. Вебера по изучению осязания и порогов чувствительности. Именно опыты Вебера показали, что существует определенная зависимость между  физическим и психическим, в частности, между раздражением и ощущением, и что обнаруженные отношения  между ними поддаются экспериментальному измерению. Немалое значение для  определения специфики новой  науки сыграли идеи Гербарта, в  частности, его учение о порогах  сознания и обоснование возможности  применения математики в психологии.

Психофизика становилась  наукой о связи раздражений и  ощущений. Установленные Фехнером положения  об измеримости психофизических  отношений и о возможности  применения математического закона к ним ставили на передний план проблему разработки специальных методов  психофизического измерения и способов математического анализа и описания психофизических отношений. Общая  программа построения психофизики  включила три главные задачи:

1) установить, какому закону подчиняются отношения психического и физического мира, на примере связи раздражений и ощущений;

Информация о работе Шпаргалка " по истории психологии"