Шпаргалка " по истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка

Описание

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.

Работа состоит из  1 файл

история псих. шпоры.docx

— 110.16 Кб (Скачать документ)

42. Гештальтизм

 

При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие  о сознании сохраняло в основном прежние признаки. Изменялись взгляды  на его отношение к поведению, неосознаваемым психическим явлениям, социальным влияниям. Но новые представления  о том, как само это сознание организовано, сложились с появлением на научной  сцене школы, которая выразила понятие  о гештальте (динамической форме, структуре). В противовес трактовке сознания как «сооружения» из ощущений и ассоциаций, утверждался приоритет целостной  структуры, от общей организации  которой зависят ее отдельные  компоненты. Согласно системному подходу, любая функционирующая система  приобретает свойства, не присущие ее компонентам, так называемые системные  свойства, исчезающие при разложении системы на элементы. С позиций  нового учения, именуемого эмерджентным материализмом, сознание рассматривается  как эмерджентное свойство мозговых процессов, находящееся в сложной  взаимосвязи с этими процессами.

Возникая как  эмерджентное свойство мозговых систем, сознание приобретает уникальную способность  выполнять функцию нисходящего  контроля над нейронными процессами более низкого уровня, подчиняя их работу задачам психической деятельности и поведения.

Идея о том, что здесь действует общая  закономерность, объединила группу молодых  ученых: М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967) и К. Коф-фка (1886–1941), ставших лидерами направления, названного гештальтпсихологией. Оно подвергло критике не только старую интроспективную психологию, занятую поиском исходных элементов сознания, но и молодой бихевиоризм. В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы – гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение.

Критике гештальтистов  подвергалась и бихевиористская  формула «проб и ошибок». В  противовес ей в опытах над человекообразными  обезьянами выявилось, что они способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно  уловив отношения между вещами. Такое  восприятие отношений было названо  инсайтом. Оно возникает благодаря  построению нового гештальта, который  не является результатом научения.

Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении  творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта, а не правилам формальной логики.

Сознание было представлено в гештальт-теории как  целостность, созидаемая динамикой  познавательных структур, которые преобразуются  по психологическим законам.

43. Необихевиоризм

 

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул  – реакция». Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме, и его психическом устройстве между стимулом и реакцией снимался с повестки дня. Связка «стимул –  реакция» служит, согласно радикальному бихевиоризму, незыблемой опорой психологии как точной науки.

Первым из бихевиористов, поставивших этот постулат под сомнение, был американец Эдвард Толмен (1886–1959), согласно которому формула поведения должна выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная.

Промежуточные переменные – не что иное, как  недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Проводя опыты  над крысами в лабиринте, Толмен сделал вывод, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором  и объективно им наблюдаемое поведение  животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные «карты».

Эти «карты»  животное строит само. Они и ориентируют  его в лабиринте. Положение о  том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт-теорией. Учитывая ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную  когнитивным бихевиоризмом.

Другой вариант  необихевиоризма принадлежал Кларку Холлу (1884–1952) и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма.

В защиту ортодоксального  бихевиоризма выступил Бурхус Скиннер (1904–1990). Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией.

По Павлову, новая  реакция вырабатывалась в ответ  на условный сигнал при его подкреплении. Пo Скин-неру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

Открыть общие, выверенные точной объективной наукой законы построения любого поведения  – такова была сверхзадача всего  бихевиористского движения. Надеясь  придать психологии точность обобщений, не уступающую физике, бихевиористы полагали, что, опираясь на формулу «стимул  – реакция», удастся вывести новую  породу людей. Утопичность этого  плана обнаруживается в концепциях типа скиннеров-ской. Даже применительно  к животным Скиннер имел дело с  «пустым организмом», от которого ничего не оставалось, кроме оперантных реакций. Ведь ни для деятельности нервной  системы, ни для психических функций  в скиннеровской модели места  не было.

44. Теория развития интеллекта. Эмпирический фундамент теории

 

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896–1980) . Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и школы Жане (переняв у него принцип интериоризации).

Свои новые  теоретические представления Пиаже  строил на прочном эмпирическом фундаменте – на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах  начала 1920-х гг. «Речь и мышление ребенка», «Суждение и умозаключение  у ребенка» и др. Пиаже, используя  метод беседы, сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально, даже когда он остается с собой  наедине, то ребенок размышляет эгоистично, даже когда находится в обществе других. Эта его речь была названа  эгоцентрической.

Принцип эгоцентризма царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своей позиции и  не способен стать на позицию другого («децентрироваться»), критически взглянуть  на свои суждения со стороны. Этими  суждениями правит «логика мечты», уносящая от реальности.

Эти выводы Пиаже  подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической речи ребенка. В то же время он чрезвычайно  высоко оценил труды Пиаже, так как  в них говорилось не о том, чего ребенку не хватает по сравнению  со взрослым, а о том, что же у  ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация.

Пиаже выделил  четыре стадии в эволюции детской  мысли. Первоначально детские мысли  содержатся в предметных действиях (до 2 лет), затем они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума (от 2 до 7 лет), на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) – формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (например, от общего к частному) умозаключения.

Операции не совершаются изолированно. Будучи взаимосвязанными, они создают устойчивые и в  то же время подвижные структуры. Стабильность структуры возможна только благодаря активности организма, его  напряженной борьбе с разрушающими ее силами.

Развитие системы  психических действий от одной стадии к другой – такой представил Пиаже  картину сознания.

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология

 

Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям социокультурной среды и ее ценностям.

Уже Адлер стремился  объяснить бессознательные комплексы  личности социальными факторами. Намеченный им подход был развит группой исследователей, которых принято объединять под  именем неофрейдистов.

Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорни (1885–1953). Испытав влияние марксизма, он доказывал в теории, на которую опирался в своей психоаналитической практике, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз – не что иное, как реакция на тревожность. Невротическая мотивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность во власти.

В середине XX в. появились особые машины – компьютеры, носители и преобразователи информации.

Научно-технический  прогресс привел к изобретению информационных машин. Тогда и сложилась наука, которая стала рассматривать  все формы сигнальной регуляции  с единой точки зрения как средства связи и управления в любых  системах – технических, органических, психологических, социальных. Она была названа кибернетикой.

Возникли дискуссии  относительно того, не является ли работа компьютера подобием работы человеческого  мозга, а тем самым и его  умственной организации. Образ компьютера изменил научное видение этой активности. В результате произошли  коренные изменения в американской психологии.

Сокрушительный  удар по нему нанесло возникшее в  середине XX в., под впечатлением компьютерной революции, новое направление, названное когнитивной психологией.

Во главу угла когнитивная психология поставила  изучение зависимости поведения  субъекта от внутренних, познавательных вопросов и структур, сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное  пространство и действует в нем. Рухнуло представление о том, что извне незримые познавательные процессы не доступны объективному, строго научному исследованию.

46. Гуманистическая психология

 

Гуманистическая психология возникла в середине XX в., когда общий облик американской психологии определялся всевластием двух направлений – бихевиоризма и психоанализа.

В среде психотерапевтов  раздались громкие голоса протеста против «двух сил», которым не без  основания инкриминировались дегуманизация  человека, его трактовка либо как  робота, либо как невротика, бедное «я» которого разрывают различные  комплексы. Гуманистическая психология, выступив против бихевиоризма и психоанализа, провозгласила себя «третьей силой».

В центр исследовательских  интересов перемещались проблемы переживания  человеком своего конкретного опыта, не сводимого к общим рассудочным  схемам и представлениям. Речь шла  о восстановлении аутентичности  личности, восстановлении соответствия ее экзис-тенции истинной природе личности. При этом предполагалось, что истинная природа открывается в пограничной  ситуации, когда человек оказывается  между бытием и небытием. Свобода  выбора и открытость будущему –  таковы признаки, на которые должны ориентироваться концепции личности.

Главная установка  психотерапии, согласно одному из лидеров  гуманистической психологии, американскому  психологу К. Роджерсу (1902–1990), должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем как уникальной персоне.

К гуманистической  психологии принято относить концепции  А. Маслоу и В. Франкла. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации.

Он писал, что  в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность  в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.

Не от сексуальных  травм, а от подавления этой витальной  потребности возникают неврозы, душевные расстройства. Соответственно, и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться  с точки зрения восстановления и  развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

В отличие от Маслоу Франкл считает, что человек  обладает свободой по отношению к  своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках  смысла. При утрате смысла возникают  различные формы неврозов.

Действительность  такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам.

Это создает  напряженность, с которой он может  справиться благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым  безвыходным и критическим ситуациям.

47. М. В. Ломоносов: материалистическое направление в психологии

Информация о работе Шпаргалка " по истории психологии"