Шпаргалка " по истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:59, шпаргалка

Описание

Милетская школа (VII–VI вв. до н. э). Основные представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежит заслуга в выделении психики, или души, из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира имеют единое происхождение, а многообразие мира есть лишь различные состояния первоосновы или первоматерии. Различие же заключается в том, какой вид материи принимал каждый из философов за первооснову мироздания.

Работа состоит из  1 файл

история псих. шпоры.docx

— 110.16 Кб (Скачать документ)
 

Передовая роль России в истории мировой психологии определялась материалистическим направлением в развитии русской психологии, внутри которого закладывались основы естественнонаучного  понимания природы психических  явлений, строились предпосылки  для перехода психологии к точным и объективным методам исследований.

В России начало материалистической традиции, которую  продолжили русские революционеры-демократы XIX в., было положено в XVIII в. главным образом М. В. Ломоносовым и А. Н. Радищевым. М. В. Ломоносов стал родоначальником материалистического направления в психологии. Исходным положением в философии Ломоносова является признание существования мира независимо от человека. Природа развивается по своим законам и в участии духовной силы не нуждается.

Человек, подобно  всему живому, представляет собой  часть природы и отличается рядом  жизненных свойств, ведущими из которых  являются разум и слово. Этими  ведущими свойствами человек отличается и от животных. Поскольку человек  рассматривается частью природы, то психические особенности, которые  для него характерны, представляют собой свойства, имеющие материальное начало. Психические процессы есть не что иное, как продолжение в  теле человека того механического движения, которое подействовало на организм. Исходя из этого для познания психических  свойств, пригодны те же методы, какими изучаются все другие явления  природы.

Будучи естествоиспытателем, Ломоносов, высоко оценивал роль опытов в научном познании.

В построении психологической  картины человека Ломоносов отталкивался от Локка.

Психическое начинается с ощущений, причиной которых являются воздействия внешних предметов.

Ломоносов считал, что все виды ощущений (зрение, вкус, обоняние, слух, боль и т. д.) определяются объективными свойствами физического источника.

Вместо локковских первичных и вторичных качеств  Ломоносов выделял общие и  частные качества, одинаково объективные, но отличающиеся между собой. Ломоносов  категорически отрицал теорию врожденных идей.

Основой «изобретения идей» являются ощущения и восприятия, а механизмом образования идей –  ассоциации.

Особое значение имеют исследования Ломоносова в  области психофизиологии, где он установил зависимость ощущений от внешнего раздражения, взаимосвязь  органов чувств и мозга, определил  ряд конкретных зависимостей восприятия от различных условий, выдвинул волновую теорию цветового зрения и т. д.

48. А. Н. Радищев. Человек как часть природы

 

В XVIII в. материалистическая традиция продолжается в трудах оригинального мыслителя и философа А. Н. Радищева (1749–1802). Писатель получил хорошее по меркам тех времен образование: сначала дома, а потом в доме М. Ф. Аргамакова под руководством профессоров Московского университета. После этого обучался в Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге. В числе 12 молодых дворян отправился в Европу для продолжения образования в Лейпциге.

В многоплановой  научной системе Радищева проблема человека занимает центральное место. Человек представляется ему совершеннейшей частью природы. Общее у человека с природой заключается в материальном начале. Вместе с тем человек отличается от физических тел уровнем телесной организации.

«Мысленность» свойственна только человеку. Помимо общих черт, объединявших человека с животным миром, Радищев выделяет ряд признаков, которыми человек  от животных отличается: прямохождение, развитие руки, речи, мышления, более  долгий период созревания, способность  к сопереживанию, общественное житие.

Значительное  место в психологических воззрениях Радищева уделяется проблеме онтогенетического  развития психических способностей человека. Органами психических отправлений, считает он, являются мозг, нервы  и органы чувств. Без них нет  ни мысли, ни чувств: стало быть душа возможна лишь при наличии этих органов. Более того, душа появляется только при условии развитых мозга, нервов и органов чувств. Развитие психических  способностей происходит по мере физического  созревания человека.

Указав целый  ряд стадий психического онтогенеза, Радищев подчеркнул роль воспитания. По его мнению, воспитание не создает  качественно новых умственных сил, оно учит лишь их лучшему употреблению.

Психическое, по Радищеву, имеет своим началом  ощущения. Радищев возражал против метафизического взгляда на мышление как на сумму ощущений. Генетическая связь ощущений и мышления не предполагает тождества между ними. Радищев  заметил обобщающую функцию мышления, его относительную свободу действовать  независимо от чувственных впечатлений.

Исходя из активной роли мышления и опираясь на ряд  других фактов, он приходит к выводу о существовании особой активной деятельности души, как бы не зависимой  от тела, но оказывающей на него влияние.

Эти соображения  легли в основу доказательства бессмертия души.

49. Философско-психологические воззрения А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова

 

Важную веху в истории русской психологии составили философско-психологические  воззрения А. И. Герцена.

Идеи, развитые Герценом в книге «Письма об изучении природы», отличаются прежде всего  диалектикой. Герцену удалось установить единство философии и частных  наук, единство эмпирического и рационального  в познании, единство бытия и сознания, единство природного и исторического, единство чувственного и логического.

Человек рассматривался Герценом как часть природы, а  его сознание – продуктом исторического  развития. В человеке Герцен видел  ту грань, с которой начинается переход  от естествознания к истории.

Общие взгляды  Герцена на психологию делают ее наукой, предметом которой должно стать  соотношение нравственной и физической сторон в человеке.

Психология, опираясь на физиологию, должна идти от нее в  сторону истории и философии. Сознание, мышление человека – это  продукт высшего развития материи. Материальную основу сознания составляют физиологические функции мозга, а предметным содержанием сознания является объективный мир.

Следующий шаг  вперед в развитии научной психологии связан с именем В. Г. Белинского. При  оценке человека в целом и его  психических свойств он придерживался  антропологического принципа. Указывая на единство психических процессов  с физиологическими, Белинский считал, что достаточно одного физиологического основания, чтобы объяснить психические  явления.

Он допускал вполне возможным с помощью одной  только физиологии «проследить физический процесс нравственного развития».

Укреплению материалистической традиции в научной психологии служили  идеи Н. А. Добролюбова (1836–1861), в которых с новой силой подчеркивалось положение о внешней и внутрителесной детерминации психических явлений.

Важное значение имеют положения Добролюбова  о внешней детерминации всех психических  процессов. Внешний мир является предметным содержанием сознания. Он отражается с помощью органов  чувств. Беспредметной мысли быть не может. Чувства и воля также  возникают в нас благодаря  впечатлениям, полученным от внешних  предметов. Прежде чем появиться  чувству, объект этого чувства должен вначале отразиться в мозге как  мысль, как осознание впечатления.

То же самое  обстоит с волей. Добролюбов указывал, что «воли как способности  отдельной, самобытной, независимой  от других способностей допустить невозможно. Она в большей мере, чем чувство, зависит от впечатлений, производимых на наш мозг».

50. Н. Г. Чернышевский. Предмет, задачи и метод психологии

 

Н. Г. Чернышевский (1828–1889) был сподвижником Добролюбова. Одна из заслуг Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психологию он относил к числу точных областей знаний.

Обстоятельство, которое ставит психологию в число  точных наук, связано с тем, что  в области нравственных, как и  в области природных явлений, действуют определенные закономерности и необходимые причины. Отсюда вытекает и главная задача психологии, которая  должна сводиться к выяснению  причин и законов протекания психических  процессов. Становление научной  психологии Чернышевский связывал, с  одной стороны, с правильным определением предмета психологии, с другой –  с принятием и переходом психологии к точным естественнонаучным методам  исследования.

Причины и психические  закономерности, которые должны составить  предмет психологии – это зависимость  человеческой психики от внешнего мира, от физиологических процессов. Другой закономерностью являются определенные взаимовлияния внутри самих психических  процессов, вызванных внешними обстоятельствами. Возникновение всех психических  явлений необходимо сопряжено с  деятельностью телесных органов. Суть любой деятельности состоит в  переработке внешнего предмета. Всякая деятельность предполагает наличие  двух предметов, один из которых действует, другой – подвергается действию. В  данном случае суть психической деятельности состоит в переработке внешнего предмета.

Большую роль в  понимании человеческой психики  Чернышевский отводил потребностям. С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей. Первичными потребностями являются органические потребности, мера удовлетворения которых сказывается на возникновении  и уровне нравственно-эстетических потребностей.

Большим достижением  Чернышевского в анализе психики  человека является различение им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент  обусловлен наследственностью или  природными факторами. Что касается характера, то он определяется главным  образом условиями жизни, воспитанием  и поступками самого человека. Поэтому  сущность человека, его характер и  помыслы должны познаваться через  его практические дела. Чернышевский более чем кто-либо из русских  материалистов подошел к пониманию  социальной обусловленности психического развития.

51. П. Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте

 

Первым оппонентом Чернышевского выступил философ-идеалист П. Д. Юркевич. Главным аргументом против идеи единства организма служило  учение о «двух опытах».

Юркевич отстаивал  «опытную психологию, согласно которой  психические явления принадлежат  миру, лишенному всех определений, свойственных физическим телам, и познаваемых  в своей сущности только субъектом, который непосредственно их переживает.

Само слово  «опыт» давало повод говорить, что  психология, использующая этот внутренний опыт, является эмпирической областью знания и тем самым обретает достоинство  других, строго опытных, чуждых метафизике наук.

«Антропологический  принцип», выдвинутый и разрабатываемый  Чернышевским, отвергал этот эмпиризм, создавал философскую почву для  утверждения взамен субъективного  метода объективного.

Кроме того «Антропологический принцип», постулируя единство человеческой природы во всех ее проявлениях, а  стало быть, и психических тоже, отвергал прежнюю, восходящую к Декарту  концепцию рефлекса, согласно которой  организм расщеплялся на два яруса  – автоматических телесных движений (рефлексов) и действий, управляемых  сознанием и волей.

Противники философско-психологической  концепции Чернышевского полагали, что имеется только одна альтернатива этой «двухъярусной» модели поведения, а именно – воззрение на это  поведение как исключительно  рефлекторное. Человек тем самым  обретал образ нервно-мышечного  препарата. Поэтому Юркевич требовал «остаться на том пути, который  был указан Декартом» в его  исследованиях.

Идеалистической критике Юркевича подверглась работа Н. Г. Чернышевского «Антропологический принцип в философии», и именно эта критика положила начало бурной полемике, имевшей широкий общественный резонанс. Обращаясь к спору между  Чернышевским и Юркевичем, мы оказываемся  у истоков всего последующего развития русской психологической  мысли.

Идеи «антропологического  принципа» привели к новой  науке о поведении. Она строилась  на объективном методе в противовес субъективному.

Она использовала открытое физиологией детерминистское  понятие о рефлексе, чтобы преобразовать  его в целях объяснения психических  процессов на новой основе, сохранившей  по завету антропологического принципа организм как целостность, где телесное и духовное нераздельны.

Информация о работе Шпаргалка " по истории психологии"