Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".
Психогенетика
Билет № 1.
Предмет психогенетики.
Место психогенетики в системе
наук.
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у
психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом
ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов
наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по
психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу
психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и
механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.
Она решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о
существовании «первичных», «исходных» особенностей психики ч-ка,
предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов
на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену
возрастных периодов и т.д. во-вторых .
Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме
того, оказывается встроенным в общее мировоззрение ч-ка. Оно важно и для
решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-
психологических особенностей р-ка и взрослого. Неверное решение,
неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к
социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом
индивидуальности ученика до расистских теорий.
Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и
психологических функций в популяциях, и по определению эта наука озабочена
не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной
изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее
интересуют вопросы, касающиеся хар-к распределения индивидуальных значений
по изучаемому признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких
факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую
изменчивость.
БИЛЕТ № 2.
История развития
психогенетики в России и за рубежом.
Психогенетика (ПГ) сложилась недавно, но имеет истоки:
Теория эволюции Дарвина: 3 мех-ма эволюции:
1. У особей внутри каждого вида существует изменчивость по
морфологическим и
возникает случайным образом.
2. Эта изменчивость наследуется – предается от поколения к поколению
(наследственность).
3. Существует ограниченность ресурсов необходимых данной популяции
=> борьба за выживание. Выживает наиболее приспособленный,
оставляет более
Эта теория вначале не была принята. Была слитная теория – если человек
высокий + низкий – потомство среднее. Наследственное в-во – кровь, отсюда
чистокровный, полукровка.
В 1859 г. Дарвин издает книгу о происхождении вида путем естественного
отбора. Книга – основа определения движущих сил психики животных и ч-ка.
Тогда же история развития генетики ч-ка.
I ЭТАП 1865 – 1900гг.
Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше
всего связано с именем английского ученого Ф.Гальтона, двоюродного брата
Ч.Дарвина, разносторонне образованного ч-ка. В 1865 он опубликовал статью
«Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по
наследственности у ч-ка. В том же году, когда Г.Мендель в Брюннском
обществе естествоиспытателей доложил об открытых им законах
наследственности. А в 1869 вышла в свет книга Гальтона «Наследственный
гений: исследование его законов и последствий». В этой книге он пытался
решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные
выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства
и т.д. с помощью генеалогического метода психогенетики.
Выделив три степени даровитости и одновременно использовав экзаменационные
оценки, полученные поступавшими в Королевскую военную коллегию, он применил
к этому материалу уже существовавший тогда закон Кетле «закон уклонения от
средних величин».
Результаты: люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности
стоят настолько же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее. Мало людей
сильно одаренных и слабоумных – в основном одинаковое кол-во. Второй факт –
снижение числа даровитых со снижением степени родства – это Гальтон
констатировал вполне отчетливо, как доказательство наследственной природы
таланта.
Биологической теорией для объяснения полученных свидетельств наследуемости
послужила теория пангенезиса Дарвина. Согласно ей, ч-к, как и любой живой
организм, состоит из бесчисленного кол-ва независимых частиц – геммул,
которые управляются исключительно естественным сродством друг с другом,
что и определяет строение живущей формы.
Проблема наследственности стала центральной в научных интересах Гальтона. В
1876 – статья
«История близнецов как
воспитания», утверждавшая метод близнецов в психогенетике. В статье
обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, близнецовый метод генетики, и
полученные с его помощью данные о роли природы и воспитания в
формировании индивидуальных особенностей людей. К тому времени уже
существовали гипотетические представления о том, что близнецы бывают двух
типов моно- и дизиготные. Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны, и
он самостоятельно сформулировал гипотезу о том, что слово «близнецы»
объединяются двумя совсем разными феноменами: развитие детей из разных или
из одного яйца. Т.е речь идет о монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ)
близнецах. Факт их существования Гальтон и использовал, впервые в науке,
как метод для оценки влияния природы и воспитания.
В 1884 в Лондоне проходила международная выставка. Гальтон открыл там
антропометрическую лабораторию за год туда вошло 93337 человек – первое
массовое исследование. Он измеряет:
- конституциональные параметры (рост, вес, пропорции)
- сенсомоторные (время реакций на визуальные и звуковые стимулы, острота
зрения и слуха)
по каждому параметру им были получены три показателя: низкий, средний,
высокий. Вставал вопрос, что делать с полученными данными. В итоге получаем
1. З-н распределения Гаускую (Гаус) прямую – межиндивидуальная
вариативность – базовая описательная статистика, позволяющая
сравнивать группы.
2. Далее, возможность
помощи коэффициента корреляции (находка Гальтона), разработан
учениками Гальтона. Коэффициент корреляции позволяет посмотреть
взаимовлияние. Изменяется от
места совпадают – ч-к имеющий большой рост имеет и большой вес.
Если –1, то чем ниже рост, тем больше вес – нет соответствия
рангов, нет взаимосвязи.
3. Факторный анализ – путем
математической процедуры
вычленить некие факторы, к-е мы не измеряем, но к-е могут влиять
на измеряемые факторы.
(меньшему кол-ву) – фактор, лежащий
в основе.
В 1883 Евгеника – наука о рождении лучшего, соотношение науки и этики
(Гальтон) метод искусственной селекции ч-ка. Делится на:
1. Позитивную (Гальтон) – больше помощи бракам, дающим ценное для
общества потомство.
2. Негативное (Флоренский) – создавать препятствия для браков,
дающих дефектное потомство.
и вырождение ч-го рода».
дефекту противопоставить нормальность – можем избавиться от
дефекта.
Евгеника – социальная программа. Информированность о дефектах генетических.
Если ч-ка информировать – он, возможно не захочет оставлять большое
потомство.
В начале нашего века Евгеника претерпевает деформацию: в 24г. –
эмиграционный з-н об ограничении въезда латинцев в штате Индиана, з-н о
стерилизации шизофреников, алкоголиков… Подобные з-ны в 33-е г. – Германия.
Далее геноцид евреев, русских, поляков. В этом проявлении Евгеники ничего
не остается от изначальной идеи.
Все эти работы позволили В.Томпсону и Г.Уайльду утверждать, что Ф.Гальтон с
большим правом, чем кто-либо другой, может быть назван основателем генетики
поведения, а его работы вместе с работой Дарвина отнесены ими к I фазе
истории генетики
поведения.
II ФАЗА – до конца 30-х годов нашего столетия замечательна успехами в
методологии психогенетического исследования. Главное здесь:
1. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов,
благодаря чему стало возможным оформление современного
близнецового метода как
2. Развитие статистических способов оценки сходства м\у
родственниками, в частности появление продукт-момент корреляции
К.Пирсона. Когда речи идет не об альтернативном признаке
(например, шестипалости у людей), а о количественном, т.е. о
таком, который присущ всем членам популяции, только с разной