Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".
степенью выраженности( например, баллы IQ), возможность
количественно оценить
степенью родства приобретает решающее значение. Корреляции
Пирсона, а затем работы
задачи.
Их работы вмести с работами Гальтона положили начало генетики
количественных признаков (биометрической генетики), предполагающей решение
генетических проблем вариационно- статистическими методами. Это был важный
момент в истории генетики поведения, ибо нормальные поведенческие признаки,
контролируемые большим числом генов, просто не могли изучаться в рамках
менделевской генетики, имевшей дело с качественными, альтернативными
признаками.
В те же десятилетия появилась и стала развиваться психологическая
диагностика.
Немецкий психогенетик Х.фон Браккен отметил еще один методический успех
того периода – появление метода сравнения раздельно выросших монозиготных
близнецов (своеобразного
«критического эксперимента»
В то же время интенсивно
шли работы по генетике поведения
животных.
III фаза – до конца 60-х годов. Этап накопления имперических данных.
В 1958 вышла работа «Среда, наследственность и вопрос «как»» американской
исследовательницы А.Анастази. она сыграла важную роль в оформлении самой
постановки вопроса: от бытовавшего ранее стремления (хотя не всегда четко
формулируемого) выяснить, что в психике ч-ка от наследственности, а что –
от среды. Анастази предложила перейти к вопросу о том, как взаимодействуют
эти два фактора в формировании тех или иных психологических функций.
На третьем этапе проводились генетические исследования интеллекта и разных
форм умственных дефектов и психиатрических заболеваний, интенсивно
изучалась генетика поведения животных. Вышли четыре больших публикации.
IV этап современного развития. Переосмысление данных.
По мере интенсификации исследований не только накапливаются позитивные
знания, но и обнаруживаются ограничения экспериментальных математических
методов, противоречия в эмпирическом материале, появляются новые объекты
изучения. Последние десятилетия в психогенетике ознаменовались и строгим
выявлением дефектов некоторых методов( н\р близнецового) и серьезной
экспериментальной проверкой этих сомнений. Доминировавший интерес к
психогенетическому исследованию интеллекта, постепенно вытесняется
изучением изменчивости других характеристик индивидуальности: когнитивных
стиле, особенностей темперамента и личности, психофизиологических
признаков, а главное – генетических и средовых детерминант индивидуального
развития.
Средовые условия понимаются широко, зависит от того с т.зр. какой науки
рассматриваются. В ПГ – все типы средовых влияний: и психологическое, и
экономическое и т.д. есть среда, делающая людей внутри семьи похожими и не
похожими:
1. Общая среда – те типы влияний, к-е одинаковые для членов
одинаковых пар родственников. Что для семьи общая среда – соц.
Экономический статус семьи.
к детям, школа (если она общая для обоих) и т.д.
2. Индивидуальная среда – типы среды, к-е различны у разных членов
одной семьи. Если девочка и мальчик – у родителей разные
требования, ожидания к ним, разный возраст, разные друзья и р.д.
если МЗ – влияние среды будет и отношение друг к другу.
Формируются новые методы, совершенствуется статистический аппарат,
создаются общие
модели влияния на различных людей.
В нашей стране.
Первое в России исследование наследуемости психологических качеств
принадлежит академику Петербургской Академии наук К.Ф.Вольфу (1834 – 1894).
Он занимался «теорией уродов», в частности, вопросом о передаче дефектов
потомству, но писал и о возможности наследования других особенностей,
прежде всего темперамента.
1891г – первая русская работа о близнецах, приват-доцент педиатрии
Московского университета Н.Ф.Миллер, «О гомологических близнецах».
Происхождение индивидуальных особенностей интересовало и крупных российских
антропологов и педагогов. В двухтомнике Ушинского есть спец. Глава
«Наследственность привычек и развитие инстинктов». Он признавал возможность
наследования приобретенных привычек. К характеру же Ушинский относил
индивидуальные особенности «в мыслях, наклонностях, желаниях и поступках» и
считал, что среди них есть и продукты его собственной жизни ч-ка и продукты
наследственных наклонностей и особенностей. Позднее Ушинский пришел к
выводу, что наследственно передается не сама привычка, а нервные задатки
ее, которые могут впоследствии, в зависимости от обстоятельств, либо
развиться, либо заглохнуть.
Как самостоятельная
экспериментальная научная
стала развиваться после 1917г. когда появились первые научные учреждения,
специализированные журналы, фундаментальные труды российских генетиков. К
1919г. в Петроградском университете была создана первая в России кафедра
экспериментальной зоологии и генетики, руководителем которой стал
Ю.А.Филипченко (1882 – 1930) – один из основоположников отечественной
генетики.
Изучение наследственности психологических особенностей человека проводилось
в двух исследовательский учреждениях: в созданном в 1921г. Бюро по евгенике
(Петроград) и
в Медико – биологическом
1924г. Руководителем Бюро по евгенике также был Филипченко.
В 1922г. вышел первый номер «Известий Бюро по евгенике!, посвященный 100-
летич Гальтона. В нем сформулировали задачи Бюро: изучение вопросов
наследственности с помощью анкет, обследований, экспедиций; распространение
в широких народных массах сведений о законах наследственности у ч-ка и о
целях и задачах евгеники; советы евгенического характера желающим вступить
в брак и вообще всем интересующимся своей наследственностью. Сотрудники
Бюро разработали анкеты для сбора генеалогических сведений у разных групп
населения.
Всего было три выпуска журнала.
В 1928г в Медико-биологическом институте была организована Кабинет-
лаборатория наследственности и конституции ч-ка, которую возглавил
С.Г.Левит. в 1935 институт был преобразован в Медико-генетический институт
им. Горького, Левит стал его директором, но в 1937 был арестован, а
институт расформирован. В институте был разработан новый и впервые истинно
научный подход к генетике ч-ка вообще его психологических особенностей в
частности. Левит начал с утверждения о том, что генетика ч-ка, кк и другие
частные главы генетики, способна обогатить общую генетику. Достоинства
человека как генетического объекта автор усматривал в следующем:
. В почти полном отсутствии естественного отбора, что должно
привести к «огромному
. В возможности относительно точно изучать генетику психических
особенностей, главным образом психических аномалий
. В гораздо большей изученности физиологии и морфологии.
Далее Левит проанализировал преимущества близнецового метода по сравнению с
генеалогическим и статистическим.
Одну из задач института Левит видел во всестороннем развитии близнецового
метода, предполагая при этом, что работа с близнецами будет «бессрочной» -
от рождения до смерти, и изучаться будут все доступные исследованию
признаки. Такая работа началась в 1929г.
Близнецовым исследованиям анатомии, физиологии, патологии и психологии
полностью посвящен том 3 «Трудов» института 1934г. основные результаты
работы были опубликованы в 1936 в четвертом томе «Трудов», теперь уже
Медико-генетического института им. Горького. судя по данным, содержащимся в
частности в статье Левита, исследованиями, проводившимися в институте, были
охвачены 1350 пар близнецов; использовались и развивались три основных
метода: клинико-гениалогический, патологический, близнецовый, и
соответственно три основных области исследований: патология. Биология и
психология.
Эти суммировавшие и обозначавшие перспективу работы Левита существенно
отличны от всего предыдущего. Именно они, вместе с экспериментальными
исследованиями этого института, положили начало науки психогенетики в
России.
В экспериментальных исследованиях наиболее систематических и психологически
содержательных было два:
1. Начатое А.Р.Лурия – целью было выяснение тренируемости
комбинаторных функций ребенка,
психические процессы, устойчивость полученных эффектов.
2. работа М.С.Лебединского, это первая отечественная работа с
определенным психологическим контекстом, содержащая анализ и
общей методологии, и конкретных методов психологического
исследования. Здесь обзор проведенных к тому времени близнецовых
исследований. Продемонстрированы все ограничения близнецового
метода вообще и применительно
к психологическим признакам
частности.
Работа Лебединского вместе с другими работами, был очень хорошим началом