Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".
БИЛЕТ №14
Метод приемных детей. См. билет №9
БИЛЕТ №15
Психогенетические исследования интеллекта.
Подавляющее большинство исследований в психогенетике посвящено
межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от
возраста испытуемых, различными тестами. Однако как объект генетического
исследования интеллект чрезвычайна неудобен, прежде всего из-за отсутствия
четкого, принятого если не всеми, то хотя бы большинством исследователей
определения этого понятия.
Два основных подхода к оценке структуры интеллекта, а через нее и к
содержанию самого понятия интеллект связаны с именами К. Спирмена и Л.
Терстона. Согласно первому подходу, существует некоторый общий фактор,
определяющий успешное решение отдельных тестовых задач – фактор общего
интеллекта («g») + в каждом когнитивном тесте присутствует специфичный
только для него частный фактор «s». (двухфакторная теория интеллекта).
Терстон же утверждал обратное: интеллект есть сумма нескольких независимых
способностей. Согласно этой концепции, описание индивидуального интеллекта
– профиль, а не единственная оценка в столько-то баллов IQ.
М.А.Холодная предлагает принципиально новое определение интеллекта:
«интеллект – это форма организации индивидуального ментального
(умственного) опыта», а индивидуальные оценки его следует искать в
особенностях индивидуального умозрения (в том, как ч-к воспринимает,
понимает и объясняет происходящее).
В словаре 1996г. интеллект – 1) общая способность к познанию и решению
проблем, определяющая успешность любой д-сти и лежащая в основе других
способностей. 2) Система всех познавательных способностей индивида:
ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. 3)
Способность к решению проблем без проб и ошибок, «в уме». Понятие интеллект
как общей умственной способности применяется в качестве обобщения
поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым
жизненным задачам.
Общее в этих определениях одно: понимание интеллекта как совокупности всех
когнитивных способностей. Учитывая, что в психогенетике используются
психометрические процедуры, поскольку именно они позволяют получить
континуум индивидуальных оценок (тесты Векслера, Стенфорд-Бине, Бейли и
т.д. – в зависимости от возраста), все выводы касаются только того
интеллекта, который диагностируется этим инструментарием. Т.е.
интерпретация данных, получаемых при изучении изменчивости оценок
интеллекта прямо зависит от интерпретации той латентной переменой, на
диагностику которой направлена используемая методика. Учитывая, что любой
метод психогенетики, как и вообще любой исследовательский метод, имеет свои
ограничения, наиболее убедительные сведения мы можем добыть, объединяя и
сопоставляя результаты, полученные разными методами.
Одним из наиболее надежных экспериментальных приемов психогенетики
является исследование разлученных МЗ, поскольку в этом случае исследователь
имеет близкую к критическому эксперименту ситуацию: два человека с
идентичной наследственностью воспитаны в разных условиях, и, следовательно,
обнаруживаемое м\у ними сходство не может быть объяснено общей средой.
Сводка результатов по разлученным МЗ приведена в работе Т.Бушара. всего
было проведено 5 исследований, они охватывают от 112 до 45 пар разлученных
МЗ. Интеллект диагностировался разнообразными тестами IQ. Однако в данных
исследованиях возникают два взаимосвязанных вопроса: 1)что реально означает
разлучение близнецов вообще, 2) насколько различными были средовые условия,
релевантные исследуемой психологической черте.
В 1974г – работа Л.Кэмина «Наука и политика IQ». Вызвала длительную
дискуссию. Обсуждаются и детали статистических процедур, и реальный уровень
разлученности, возрастные и половые различия выборок и т.д. при этом
некоторые различия в оценках внутрипарного сходства разлученных МЗ
констатируются, но сходство никогда не снижается до уровня корреляций,
получаемых, н\р, в парах, объединенных общей средой, но не имеющих общих
генов. В группе МЗ оценивающих степень своей разлученности как высокую,
Бушар получил средние оценки IQ, соответствующие общей близнецовой
популяции. Стандартные отклонения – на уровне нормативной популяции, а
внутриклассовую корреляцию, говорящую о сходстве интеллекта у близнецов
каждой пары, = 0, 76. практически то же сходство, которое констатируется во
всех исследованиях разлученных МЗ и совпадает с усредненным по этим работам
коэффициентом корреляции. Поэтому такого рода анализ не опровергает
утверждений о наличии генетического компонента в изменчивости оценок
интеллекта, но он очень информативен, т.к. показывает, насколько важно
знать, что реально означает разлучение близнецов.
Вместе с тем часто констатируется даже большее сходство разлученных
близнецов, чем выросших вместе, во всяком случае, по личностным чертам.
Объяснение этому обычно находят в особенностях взаимодействия в близнецовой
диаде, н\р ролевые
отношения могут снижать
видимому, здесь и проявляются некоторые релевантные признаку – объекту
исследования психологически факторы.
Все исследования разлученных МЗ, каждое из которых, естественно, имеет те
или иные источники искажения, дает удивительно однотипные результаты:
сходство разлученных МЗ по интеллекту всегда достаточно высоко.
Второй критический эксперимент м.б. реализован методом приемных детей.
Задачи которые могут быть решены с помощью этого метода: выяснение
дифференцированных влияний семейной среды на интеллектуальное развитие
членов семьи. + дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и
среды в вариативности психологических признаков у ч-ка.
Фенотипическое значение признака – в данном случае баллы IQ – зависит от
взаимодействия данных генотипов сданной средой. Модель метода приемных
детей позволяет понять самые разные варианты такого взаимодействия:
особенностей самого ребенка со средой; индивидуальности его биологических
родителей с той же средой; возрастную динамику этих взаимодействий и т.д.
выясняются многие конкретные факторы, опосредующие и формирование
индивидуального интеллекта, и его стабильность, и сходство по IQ родителей
и детей.
Таким образом, межиндивидуальная вариативность оценок общего интеллекта в
значительной мере определяется генетической вариативностью. Т.е. различия
м\у людьми по баллам IQ есть результат не только обучения и воспитания, но
и различий в их наследственности. Это не означает, что среда не играет
существеннейшей роли: реализация индивидуальной нормы реакции будет разной
в разной среде; причем, по-видимому, в изменчивости интеллекта большую роль
играет индивидуальная,
а не общесемейная среда.
БИЛЕТ №16
Психогенетические исследования отдельных когнитивных характеристик.
Систематических исследований отдельных когнитивных функций – внимания,
памяти и т.д. – практически нет, хотя они поддаются гораздо более четкому,
чем интеллект, определению и, соответственно, более адекватной диагностике.
Реально они исследуются лишь постольку, поскольку включены в различные
тестовые батареи.
Наименьший коэффициент
наследуемости – в
мышления – способности ч-ка генерировать новые идеи, альтернативные решения
проблем и т.д., т.е. способности, близкой к понятию творческости,
креативности. Максимальное влияние генотипа – в вербальном субтесте –
способности к логическому рассуждению, в перцептивной скорости и
пространственных способностях. Однако и в этих оценках роль среды
достаточно велика.
В работе Л.Кардона и Д.Фулкера бали объединены данные, полученные при
лонгитюдном прослеживании приемных и биологических сиблингов и при
использовании метода близнецов. В данных отчетливо прослеживаются некоторые
тенденции: 1) структура дисперии всех способностей подвержена возрастным
изменениям, - разным для разных признаков. Н\р различия по памяти в 3,4и 7
лет почти полностью определяются наследственностью, в 9 лет –
индивидуальной средой. 2) наиболее стабильно обнаруживается генетическая
обусловленность вербальных способностей. 3) в большинстве случаев средовые
воздействия относятся к индивидуальной среде, большее влияние общей среды
констатируется только трижды.
Михеев и Аверина показали большую наследственную обусловленность
невербальной памяти по сравнению со словесно – логической. В работе
Авериной обнаружен больший вклад генотипа в узнавании, чем в
воспроизведении. Интересно снижение с возрастом генетического контроля в
интегральной оценке мнемической функции: он констатирован только у младших
школьников, в среднем и старшем школьном возрасте изменчивость этого
показателя формируется в основном под влиянием среды.
Исследование когнитивных стилей – индивидуальных особенностей переработки
информации, к-е служат своеобразным связующим звеном м\у личностными и
когнитивными характеристиками в общей структуре индивидуальности. Наиболее
изучена зависимость – независимость от поля, т.е. когнитивный стиль,
свидетельствующий о способности ч-ка преодолевать контекст и, очевидно,
являющийся одним из показателей психологической дифференцированности. Он
связан с самыми разными личностными особенностями: автономностью,