Шпаргалка по "Психогенетика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".

Работа состоит из  1 файл

психогенетика шпоры.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

содержательных психогенетических исследований  в  России.  Трагические  30-е

оборвали их на многие годы, и второе дыхание генетика поведения  получила  в

нашей стране только в конце 60-х

Восстановление   систематических   исследований   по   психогенетике   можно

датировать  концом  1972г.  тогда  в  Институте   общей   и   педагогической

психологии  Академии  педагогических   наук   СССР   на   базе   лаборатории

дифференциальной  психофизиологии, которой руководил  Б.М.Теплов, а после  его

смерти  –  В.Д.Небылицын,  была  создана  первая  лаборатория,   специальной

задачей  которой  стало  изучение  наследственных  основ   индивидуально   –

психологических и психофизиологических различий.  В  первые  годы  в  центре

внимания лаборатории  находилась проблема этиологии свойств нервной  системы,

в дальнейшем основными  объектами  исследования  стали  психофизиологические

признаки и психогенетика  индивидуального развития.

Единственные в  отечественной  психогенетике  популяционные  исследования  на

изолятах Дагестана  и в  аулах  Туркмении  проведены  были  под  руководством

академика Дубинина К.Б.Булаевой. она исследовала  широкий  спектр  признаков

(соматических, психофизиологических  и  т.д.  в  девяти  селениях  Дагестана,

принадлежащих к  пяти этническим группам с разной  степенью  изолированности,

разной этнокультурной и эколого-географической средой. Наиболее  существенны

два полученных ею факта:

1  повышение   и  фенотипической  и  генетической  изменчивости  в   наиболее

изолированных и  аутбредных  (популяции,  в  которых  отсутствуют  браки  м\у

родственниками)  популяциях  и  снижение   того   и   другого   в   умеренно

изолированных

2 в общей дисперсии  всех исследованных  признаков   доля  внутрипопуляционной

изменчивости существенно  выше, чем межпопуляционной.

Популяционный  метод   был   использован   и   Анохиным   для   исследования

электроэнцефалограммы. 

БИЛЕТ №3

Три исследовательские  парадигмы  проблемы  «биологическое  и  социальное  в

человеке».

И в  отечественной,  и  в  зарубежной  психологии  накоплены  многочисленные

доказательства   важности   психологических   и    социально-психологических

факторов для  формирования индивидуальности – от особенностей  взаимодействия

матери с новорожденным  ребенком до положения ч-ка  в  группе  и  обществе  в

целом.  Однако,  наблюдаемые  различия  в  поведения  не  всегда   поддаются

объяснению прошлым  опытом ч-ка.

Отсюда,  +  из   общебиологических,   эволюционных   представлений   смежных

дисциплин   встает   задача   поиска    биологических,    природных    основ

межиндивидуальной вариативности психологических черт.

С  позиций  общей  методологии  в  любом   из   конкретно-научных   подходов

выделяются три  исследовательских  парадигмы,  в  рамках  которых  и  ведется

анализ:

       1. биологическое и социальное

       2. врожденное и приобретенное

       3. наследственное и средовое.

Наибольшей популярностью  особенно 15-20 лет назад,  пользовалась  первая  из

этих формул. Ей было посвящено огромное кол-во работ,  в  большинстве  своем

методологических.  Анализ  обширной  литературы  обнаруживает  весь   спектр

возможных  точек  зрения:   от   признания   весьма   существенных   влияний

биологических  факторов   до   утверждения   решающей   роли   общественных,

социальных условий  для формирования психики ч-ка.

Однако, в данной формулировке «биологическое» излишне широко:  оно включает

в себя спектр признаков, относящихся к  разным  системам  организма,  разным

уровням его организации,  к  состоянию  здоровья,  характеристикам  телесной

конституции, мозговых  структур,  и многое  другое,  имеющее очень разное

отношение к ч-ой  психике.

«Социальное»  же,   напротив,   оказывается   суженным.   Обсуждается   роль

собственно социальных факторов: общения, труда, коллектива и  т.д. Но  важное

значение для  психики ч-ка имеет и  физическая  хар-ка  среды:  пространство,

которым он располагает, ландшафт…

таким образом, в  формуле  «биологическое  –  социальное»  объем,  содержание

первого понятия  оказывается  излишне  широким  и  неопределенным,  объем  же

второго – суженным, включающим лишь часть возможных небиологических  влияний

на ч-ю индивидуальность. Поэтому  в  рамках  этой  парадигмы  конструктивное

решение   вопроса   о   происхождении   индивидуально   –    психологических

особенностей едва ли возможно.

Второй подход к рассматриваемой проблеме предполагает  выделение врожденных

и приобретенных  индивидуальных особенностей. Он тоже имеет  очень  невысокую

разрешающую способность. Два его главных дефекта таковы:

       1.  «врожденное»  и  «приобретенное»  -   не   независимые   понятия,

          «врожденное» может быть и  приобретенным во внутриутробном  периоде. 

       2. если «врожденное» понимать  строго как «имеющееся при  рождении», то

          ясно, что в неонатальном периоде   многие  психологические  функции

          либо еще просто отсутствуют, либо имеют совсем иную, по  сравнению

          с будущей, зрелой, форму.

Только формула  «наследственное и  средовое»  содержит  независимые  понятия,

имеющие в современной  науке вполне определенное содержание и  четкие  методы

исследования,  понятие  же  «среда»  включает  в  себя  все  виды   внешних,

негенетических,  воздействий,  в  том  числе  эмбриональную  среду.   Именно

взаимодействие    этих    факторов    создает    широкий    диапазон    ч-их

индивидуальностей,  хотя  вклад  каждого   из   них    формирование   разных

психологических функций, черт, явлений различен.  Конечно,  содержание  ч-ой

психики в наших  генах не кодируется. Оно передается  по  законам  культурной

преемственности,  «социальной   наследственности».   Эта   программа   имеет

решающее значение для прогресса ч-ва в целом.

Такой  подход  –  с  позиций  современной   генетики   –   соответствует   и

психологическим  представлениям   об   индивидуальности   как   уникальности

психологического  облика каждого ч-ка, ибо генотип каждого из  нас  абсолютно

уникален.

Среда, на  первый  взгляд  не  столь  очевидно  индивидуализирована.  Однако

включение в анализ роли среды не только формально –  статистических  данных,

но и сведений, которыми располагают психологи,  позволяет  утверждать,  что,

находясь в формально  одной и той же среде (например, в  одном  классе),  ч-к

выбирает в качестве значимых для себя  разные  элементы  ее.  Выбор  этой  –

индивидуальной  –  среды  в  значительной  мере   направляется   генетически

заданной индивидуальностью. И именно модели психогенетического  исследования

позволяют надежно  развести  разные  типы  средовых  влияний  и  оценить  их

удельный  вес  в  формировании   вариативности   различных   психологических

признаков, их динамику в разных возрастах и т.д. 

БИЛЕТ № 4

Признаки в популяциях. Качественные и количественные признаки.

Любой  представитель  вида  обладает  и  видоспециальными  и   индивидуально

специфическими   особенностями.   Любая   особенность,   присущая    данному

индивидууму –  признак.  Анализ  всегда  ведется  на  уровне  популяции.  Не

применим к отдельному ч-ку – важен разброс  признаков  в  данной  популяции,

изменчивость различных  признаков в популяции. В популяциях каждый ген  может

встречаться в  виде множества аллелей.  Наличие  нескольких  аллелей  каждого

гена  в   популяциях   обеспечивает   определенный   уровень   генетического

полиморфизма и  комбинативной изменчивости.

Популяция – сообщество  особей  одного  вида,  занимающее  одну  территорию.

Популяция  всегда  динамична,  у   человека   основное   влияние   оказывает

социальный фактор.

В  популяции  существует  изменчивость  признаков,  от   типа   изменчивости

выделяют 2 вида признаков:

    1. Качественные (дискретные)

    2. количественные  (континуальные)

фенотипические  проявления качественных признаков:

А) Имеют ярко выраженные формы,  промежуточных  форм  не  существует.  (пол,

резус-фактор) либо одно, либо другое.

Б). имеют моногенный характер наследования – за  их  проявления  отвечает  1

ген.

Количественные  – имеют количественную или непрерывную  изменчивость  от  мин.

До мах.  Значений.  Существуют  промежуточные  варианты.  (рост,  вес,  IQ).

Полигенное наследование – за наследование отвечают много  ген.  На  развитие

количественных  признаков влияет и среда.

При  исследовании  континуальных  хар-к  невозможно  определить   количество

«больных» и «здоровых», т.е. нельзя применить  законы  Менделя,  описывающие

мех-мы исследования дискретных признаков.

С целью описания мех-мов  передачи  по  наследству  континуальных  признаков

Гальтон предложил  статистический аппарат «ко-реляция» (англ.  Co-relation  –

со-отношение),  затем  он  превратился  в  коэффициент  корреляции   Пирсона

(Пирсоновкая корреляция).  Корреляция представляет  собой   индекс  сходства,

изменяющийся от нуля (r =  0),  который  обозначает  отсутствие  какого-либо

сходства, до единицы (r = (  1,0),  обозначающей  абсолютное  сходство  (или

абсолютную противоположность, если имеет отрицательный знак).

Представление о  том, что количественные признаки  формируются  в  результате

действия  множества  генов,  является  краеугольным  в   разделе   генетики,

называемом  генетикой  количественных  признаков.  Эта  область  науки  была

разработана  Фишером  и  Райтом.  Генетика  количественных  признаков  (ГКП)

представляет  собой  основу  для  общей  теории  происхождения   (этиологии)

индивидуальных  различий, будучи междисциплинарной  наукой.

Центральной догмой ГКП является утверждение  о  том,  что  внутри  популяции

существуют континуально (непрерывно)  распределенные  количественные  оценки

Информация о работе Шпаргалка по "Психогенетика"