Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".
содержательных психогенетических исследований в России. Трагические 30-е
оборвали их на многие годы, и второе дыхание генетика поведения получила в
нашей стране только в конце 60-х
Восстановление систематических исследований по психогенетике можно
датировать концом 1972г. тогда в Институте общей и педагогической
психологии Академии педагогических наук СССР на базе лаборатории
дифференциальной психофизиологии, которой руководил Б.М.Теплов, а после его
смерти – В.Д.Небылицын, была создана первая лаборатория, специальной
задачей которой стало изучение наследственных основ индивидуально –
психологических и психофизиологических различий. В первые годы в центре
внимания лаборатории находилась проблема этиологии свойств нервной системы,
в дальнейшем основными объектами исследования стали психофизиологические
признаки и психогенетика индивидуального развития.
Единственные в отечественной психогенетике популяционные исследования на
изолятах Дагестана и в аулах Туркмении проведены были под руководством
академика Дубинина К.Б.Булаевой. она исследовала широкий спектр признаков
(соматических, психофизиологических и т.д. в девяти селениях Дагестана,
принадлежащих к пяти этническим группам с разной степенью изолированности,
разной этнокультурной и эколого-географической средой. Наиболее существенны
два полученных ею факта:
1 повышение и фенотипической и генетической изменчивости в наиболее
изолированных и аутбредных (популяции, в которых отсутствуют браки м\у
родственниками) популяциях и снижение того и другого в умеренно
изолированных
2 в общей дисперсии
всех исследованных признаков
изменчивости существенно выше, чем межпопуляционной.
Популяционный метод был использован и Анохиным для исследования
электроэнцефалограммы.
БИЛЕТ №3
Три исследовательские парадигмы проблемы «биологическое и социальное в
человеке».
И в отечественной, и в зарубежной психологии накоплены многочисленные
доказательства важности психологических и социально-психологических
факторов для формирования индивидуальности – от особенностей взаимодействия
матери с новорожденным ребенком до положения ч-ка в группе и обществе в
целом. Однако, наблюдаемые различия в поведения не всегда поддаются
объяснению прошлым опытом ч-ка.
Отсюда, + из общебиологических, эволюционных представлений смежных
дисциплин встает задача поиска биологических, природных основ
межиндивидуальной вариативности психологических черт.
С позиций общей методологии в любом из конкретно-научных подходов
выделяются три исследовательских парадигмы, в рамках которых и ведется
анализ:
1. биологическое и социальное
2. врожденное и приобретенное
3. наследственное и средовое.
Наибольшей популярностью особенно 15-20 лет назад, пользовалась первая из
этих формул. Ей было посвящено огромное кол-во работ, в большинстве своем
методологических. Анализ обширной литературы обнаруживает весь спектр
возможных точек зрения: от признания весьма существенных влияний
биологических факторов до утверждения решающей роли общественных,
социальных условий для формирования психики ч-ка.
Однако, в данной формулировке «биологическое» излишне широко: оно включает
в себя спектр признаков, относящихся к разным системам организма, разным
уровням его организации, к состоянию здоровья, характеристикам телесной
конституции, мозговых структур, и многое другое, имеющее очень разное
отношение к ч-ой психике.
«Социальное» же, напротив, оказывается суженным. Обсуждается роль
собственно социальных факторов: общения, труда, коллектива и т.д. Но важное
значение для психики ч-ка имеет и физическая хар-ка среды: пространство,
которым он располагает, ландшафт…
таким образом, в формуле «биологическое – социальное» объем, содержание
первого понятия оказывается излишне широким и неопределенным, объем же
второго – суженным, включающим лишь часть возможных небиологических влияний
на ч-ю индивидуальность. Поэтому в рамках этой парадигмы конструктивное
решение вопроса о происхождении индивидуально – психологических
особенностей едва ли возможно.
Второй подход к рассматриваемой проблеме предполагает выделение врожденных
и приобретенных индивидуальных особенностей. Он тоже имеет очень невысокую
разрешающую способность.
Два его главных дефекта
1. «врожденное» и «приобретенное» - не независимые понятия,
«врожденное» может быть и
приобретенным во
2. если «врожденное» понимать строго как «имеющееся при рождении», то
ясно, что в неонатальном периоде многие психологические функции
либо еще просто отсутствуют, либо имеют совсем иную, по сравнению
с будущей, зрелой, форму.
Только формула «наследственное и средовое» содержит независимые понятия,
имеющие в современной науке вполне определенное содержание и четкие методы
исследования, понятие же «среда» включает в себя все виды внешних,
негенетических, воздействий, в том числе эмбриональную среду. Именно
взаимодействие этих факторов создает широкий диапазон ч-их
индивидуальностей, хотя вклад каждого из них формирование разных
психологических функций, черт, явлений различен. Конечно, содержание ч-ой
психики в наших генах не кодируется. Оно передается по законам культурной
преемственности, «социальной наследственности». Эта программа имеет
решающее значение для прогресса ч-ва в целом.
Такой подход – с позиций современной генетики – соответствует и
психологическим представлениям об индивидуальности как уникальности
психологического облика каждого ч-ка, ибо генотип каждого из нас абсолютно
уникален.
Среда, на первый взгляд не столь очевидно индивидуализирована. Однако
включение в анализ роли среды не только формально – статистических данных,
но и сведений, которыми располагают психологи, позволяет утверждать, что,
находясь в формально одной и той же среде (например, в одном классе), ч-к
выбирает в качестве значимых для себя разные элементы ее. Выбор этой –
индивидуальной – среды в значительной мере направляется генетически
заданной индивидуальностью. И именно модели психогенетического исследования
позволяют надежно развести разные типы средовых влияний и оценить их
удельный вес в формировании вариативности различных психологических
признаков, их динамику
в разных возрастах и т.д.
БИЛЕТ № 4
Признаки в популяциях. Качественные и количественные признаки.
Любой представитель вида обладает и видоспециальными и индивидуально
специфическими особенностями. Любая особенность, присущая данному
индивидууму – признак. Анализ всегда ведется на уровне популяции. Не
применим к отдельному ч-ку – важен разброс признаков в данной популяции,
изменчивость различных признаков в популяции. В популяциях каждый ген может
встречаться в виде множества аллелей. Наличие нескольких аллелей каждого
гена в популяциях обеспечивает определенный уровень генетического
полиморфизма и комбинативной изменчивости.
Популяция – сообщество особей одного вида, занимающее одну территорию.
Популяция всегда динамична, у человека основное влияние оказывает
социальный фактор.
В популяции существует изменчивость признаков, от типа изменчивости
выделяют 2 вида признаков:
1. Качественные (дискретные)
2. количественные (континуальные)
фенотипические проявления качественных признаков:
А) Имеют ярко выраженные формы, промежуточных форм не существует. (пол,
резус-фактор) либо одно, либо другое.
Б). имеют моногенный характер наследования – за их проявления отвечает 1
ген.
Количественные – имеют количественную или непрерывную изменчивость от мин.
До мах. Значений. Существуют промежуточные варианты. (рост, вес, IQ).
Полигенное наследование – за наследование отвечают много ген. На развитие
количественных признаков влияет и среда.
При исследовании континуальных хар-к невозможно определить количество
«больных» и «здоровых», т.е. нельзя применить законы Менделя, описывающие
мех-мы исследования дискретных признаков.
С целью описания мех-мов передачи по наследству континуальных признаков
Гальтон предложил статистический аппарат «ко-реляция» (англ. Co-relation –
со-отношение), затем он превратился в коэффициент корреляции Пирсона
(Пирсоновкая корреляция). Корреляция представляет собой индекс сходства,
изменяющийся от нуля (r = 0), который обозначает отсутствие какого-либо
сходства, до единицы (r = ( 1,0), обозначающей абсолютное сходство (или
абсолютную противоположность, если имеет отрицательный знак).
Представление о том, что количественные признаки формируются в результате
действия множества генов, является краеугольным в разделе генетики,
называемом генетикой количественных признаков. Эта область науки была
разработана Фишером и Райтом. Генетика количественных признаков (ГКП)
представляет собой основу для общей теории происхождения (этиологии)
индивидуальных различий, будучи междисциплинарной наукой.
Центральной догмой ГКП является утверждение о том, что внутри популяции
существуют континуально (непрерывно) распределенные количественные оценки