Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка
Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".
членов и МЗ, и ДЗ пар. В таком случае исследователь получает идеальную
схему двухфакторного эксперимента: влияния одного фактора (среды) уравнены,
что и позволяет выделить и оценить влияние второго фактора
(наследственности). Операционально это означает, что внутрипарное сходство
генетически идентичных МЗ близнецов должно быть выше такового у
неидентичных ДЗ,
если исследуемый признак
одинаковая наследственность – похожие значения признака (МЗ); разная
наследственность (ДЗ) – сходство близнецов пары ниже. Это и есть базовый
вариант близнецового метода. Внутрипарное сходство оценивается главным
образом с помощью коэффициента внутриклассовой корреляции Фишера.
Ограничения метода близнецов связаны с двумя группами факторов: пре – и
постнатальными. Пренатальные – в зависимости от того, как рано зигота
начала делиться на две эмбриональные структуры, МЗ могут иметь разные
сочетания околоплодных оболочек: раздельные амнионы, но один хорион; обе
оболочки м.б. разделены и т.д. В некоторых случаях один близнец может иметь
лучшее кровоснабжение, чем другой. Это приведет к большей зрелости и
большему весу при рождении, а потом – к лучшему развитию этого близнеца в
начальном периоде онтогенеза. Это означает, что внутрипарное сходство МЗ
снижается за счет физиологических, а не генетических различий – один из
случаев, когда можно говорить о врожденных, но не наследственных
особенностях. В исследовании это снизит внутрипарную корреляцию МЗ и,
неоправданно уменьшит коэффициент наследуемости. Возможность пренатальных
влияния, уменьшающих внутрипарное сходство МЗ надо иметь в виду, но
решающего значения они не имеют. Значительно важнее – особенности
постнатальной среды близнецов.
Исследовательские данные заставляют предполагать, что среда у МЗ более
похожа, чем у ДЗ. + родители более сходно обращаются с МЗ, чем с ДЗ. =>
ситуация развития близнецов многозначна, специфика ситуации заключается в
том, что близнецы часто чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельными
личностями. Формирующийся в результате эффект близнецовости может оказать
существенное влияние на психологические особенности близнецов. Парность
детей – близнецов может проявляться уже в раннем детстве.
Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компрометирующие метод.
Однако, для того, чтобы принять такое заключение, необходимо решить:
средовое сходства – причина или следствие? Отражается ли степень средового
сходства\различия на степени психологического сходства партнеров
близнецовых пар? Согласно работам некоторых авторов, боле похожее
обращение родителей с детьми - МЗ есть следствие, реакция на их
генетическую идентичность, а не внешняя причина, формирующая негенетическое
внутрипарное сходство МЗ близнецов и тем самым завышающая оценку
наследуемости.
Разновидности метода близнецов. Основных разновидностей четыре:
разлученных близнецов, семей МЗ, контрольного близнеца, близнецовой пары.
Первые две позволяют решать генетические задачи, две других – для иных
целей.
Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства
исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве и, следовательно,
воспитывавшихся в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары МЗ,
разлученных в первые месяцы или годы жизни: два генетически одинаковых
человека растут в разных средовых условиях. Тогда их сходство, если оно
констатируется, не может быть объяснено сходством среды, а получаемые
корреляции есть непосредственная мера наследуемости признак. Это –
своеобразный критический эксперимент психогенетики.
Метод семей МЗ или метод МЗ полусиблингов, заключается в сопоставлении
детей в семьях, где матери или отцы являются МЗ. Эти дети имеют весьма
своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения
генетической – то же самое, что мать (или отец), т.е. они, не будучи
сиблингами, не являются и двоюродными братьями и сестрами, поскольку имеют
только по одному генетически различающемуся родителю, поэтому из именуют
полусиблингами.
Главная задача, для решения которой этот вариант метода дает ценный
материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим
термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков,
возникающее не только благодаря передаче генов, но и по иным причинам, к
которым относятся и психологические, постнатальные факторы (идентификация
ребенка с матерью, особенности их взаимодействия), и биологические,
внутриутробные (состояние материнского организма во время беременности,
цитоплазматическая наследственность). Наличие материнского эффекта в
психологической черте должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих
матерей – МЗ, по сравнению с детьми, у которых отцы МЗ. Помимо материнского
эффекта эта экспериментальная модель позволяет более детально изучить
феномен ассортативности, т.е. неслучайного подбора супружеских пар, и
сцепление с полом. В последнем случае полусиблинги – мальчики должны быть
более похожими, если монозиготы – их матери (поскольку свою единственную Х-
хромосому каждый из ни получит от генетически идентичных женщин), менее
похожими – если отцы. У девочек – полусиблингов картина должна быть
обратной.
Основное ограничение метода в том, что генетически идентичные родители
могут создавать в своих семьях сходную среду. Данный вариант Б. метода
может успешно решать некоторые частные вопросы, однако для разделения
генетической и средовой дисперсии признака он имеет меньшую разрешающую
способность, чем другие методы психогенетики.
Метод контрольного близнеца основан на том, что МЗ – генетически
одинаковые люди, имевшие общую эмбриональную и в обычных условиях семейную
среду, - являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ
разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из
каждой пары, то
исследователь получит
уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым
параметрам. Далее можно, например, одну группу тренировать, а другую – нет
или тренировать их в разном возрасте. (н\р показано, что обучение при
помощи метода «моделей» эффективнее, чем простое копирование: не только
улучшается сама конструктивная д-сть, но и перестраиваются другие
психические функции реб-ка.)
Таких работ очень мало, но и их делят на три группы: 1). Наиболее ранние
работы, в которых исследуется взаимодействие м\у созреванием и тренировкой,
при этом близнецов – партнеров обучают одному и тому же, но в разных
возрастах. 2) Сравнивается эффективность разных способов обучения, в
качестве примера может служить исследование обучения чтению. 3).Вопрос о
том, насколько существенными м.б. различия, создаваемые средой у
генетически идентичных индивидуумов. – экспериментальные методы изменения
средовых воздействий.
Метод близнецовой пары. Строится на «эффекте пары», или «эффекте
близнецовости». Основными хар-ми этой особой психологической ситуации
являются две борющиеся тенденции: к идентификации со своим со-близнецом и,
наоборот, к индивидуализации каждого члена пары. Первая приводит к ощущению
себя сначала членом пары и лишь затем – отдельной личностью. Вторая, в
крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям
близнецов, своеобразному протесту против второго такого же. С возрастом
первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у мужчин
этот процесс происходит легче, чем у женщин.
С помощью этого варианта метода решаются две задачи: 1) Общепсихологическая
– поскольку индивидуум существует только внутри некоторых систем связей
(например, в диаде) постольку близнецовая пара, особенно МЗ может быть
прекрасной моделью для изучения процессов индивидуализации, влияния
конкретных средовых факторов на формирование тех или иных психологических
черт и т.д. 2) Проверка: валидности самого близнецового метода, а также
постулата о равенстве средовых влияний в парах МЗ и ДЗ. + вопрос о том,
репрезентативна ли среда близнецов среде, в которой развиваются
одиночнорожденные дети. Если условия развития и жизни близнецов высоко
специфичны, имеют собственные, только им присущие закономерности, то
близнецы перестают быть выборкой, репрезентативной общей популяции, и не
могут быть использованы для изучения общих закономерностей. 3)Кроме того,
чрезмерная, некомпенсируемая идентификация себя со своим со-близнецом, или
пары как целого, как особой единицы, приводящая к отсутствию личной
идентичности, может стать причиной формирования личностных черт,
затрудняющих социальную адаптацию и в детстве, и во взрослом возрасте.
Популяционный метод - ?
Семейные исследования
- ?
БИЛЕТ №10
Популяционный метод в психогенетике см. билет№9?
БИЛЕТ №11
Генеалогический
метод в психогенетике – см.
БИЛЕТ №12
Классический близнецовый метод. Разновидности близнецового метода. – см.
билет №9
БИЛЕТ №13
Возможности и ограничения близнецового метода. Близнецовая ситуация. См.
билет №9