Шпаргалка по "Психогенетика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по курсу "Психогенетике".

Работа состоит из  1 файл

психогенетика шпоры.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

членов и МЗ, и ДЗ пар.  В  таком случае  исследователь получает  идеальную

схему двухфакторного эксперимента: влияния одного фактора (среды)  уравнены,

что   и   позволяет   выделить   и   оценить   влияние    второго    фактора

(наследственности). Операционально это означает, что  внутрипарное  сходство

генетически  идентичных  МЗ  близнецов   должно   быть   выше   такового   у

неидентичных ДЗ, если исследуемый признак детерминирован  наследственностью:

одинаковая  наследственность  –  похожие  значения  признака  (МЗ);   разная

наследственность (ДЗ) – сходство близнецов пары ниже.  Это  и  есть  базовый

вариант  близнецового  метода.  Внутрипарное  сходство  оценивается  главным

образом с помощью  коэффициента внутриклассовой корреляции Фишера.

Ограничения метода близнецов связаны с двумя  группами  факторов:  пре  –  и

постнатальными. Пренатальные –  в  зависимости  от  того,  как  рано  зигота

начала делиться на  две  эмбриональные  структуры,  МЗ  могут  иметь  разные

сочетания околоплодных оболочек: раздельные амнионы,  но  один  хорион;  обе

оболочки м.б. разделены  и т.д. В некоторых случаях один близнец может  иметь

лучшее кровоснабжение,  чем  другой.  Это  приведет  к  большей  зрелости  и

большему весу при рождении, а потом – к  лучшему развитию  этого  близнеца  в

начальном периоде онтогенеза. Это означает,  что  внутрипарное  сходство  МЗ

снижается за счет физиологических, а не  генетических  различий  –  один  из

случаев,  когда  можно  говорить  о   врожденных,   но   не   наследственных

особенностях. В  исследовании  это  снизит  внутрипарную  корреляцию  МЗ  и,

неоправданно уменьшит коэффициент  наследуемости.  Возможность  пренатальных

влияния,  уменьшающих  внутрипарное  сходство  МЗ  надо  иметь  в  виду,  но

решающего  значения  они  не  имеют.  Значительно   важнее   –   особенности

постнатальной среды  близнецов.

Исследовательские данные заставляют  предполагать,  что  среда  у  МЗ  более

похожа, чем у  ДЗ. + родители более сходно обращаются с  МЗ,  чем  с  ДЗ.  =>

ситуация развития близнецов многозначна, специфика  ситуации  заключается в

том, что близнецы часто чувствуют себя скорее членами  пары,  чем  отдельными

личностями. Формирующийся  в результате эффект  близнецовости  может  оказать

существенное влияние  на  психологические  особенности  близнецов.  Парность

детей – близнецов  может проявляться уже в раннем детстве.

Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компрометирующие  метод.

Однако,  для  того,  чтобы  принять  такое  заключение,  необходимо  решить:

средовое сходства – причина или следствие? Отражается ли  степень  средового

сходства\различия   на   степени   психологического    сходства    партнеров

близнецовых  пар?  Согласно  работам  некоторых   авторов,   боле    похожее

обращение  родителей  с  детьми   -  МЗ  есть  следствие,  реакция  на   их

генетическую идентичность, а не внешняя причина, формирующая  негенетическое

внутрипарное  сходство  МЗ  близнецов  и   тем   самым   завышающая   оценку

наследуемости.

Разновидности   метода   близнецов.   Основных    разновидностей     четыре:

разлученных близнецов, семей МЗ, контрольного  близнеца,  близнецовой  пары.

Первые две позволяют  решать генетические  задачи,  две  других  –  для  иных

целей.

Метод разлученных  близнецов  заключается  в  оценке  внутрипарного  сходства

исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве  и,  следовательно,

воспитывавшихся в разных средах. Наибольшую ценность представляют  пары  МЗ,

разлученных в  первые месяцы  или  годы  жизни:  два  генетически  одинаковых

человека растут в разных средовых условиях. Тогда их  сходство,  если  оно

констатируется, не  может  быть  объяснено  сходством  среды,  а  получаемые

корреляции  есть  непосредственная  мера  наследуемости   признак.   Это   –

своеобразный критический  эксперимент психогенетики.

Метод семей МЗ  или метод  МЗ  полусиблингов,  заключается  в  сопоставлении

детей в семьях, где матери или отцы  являются  МЗ.  Эти  дети  имеют  весьма

своеобразный  генетический  статус:  тетя  (или   дядя)   с   точки   зрения

генетической –  то же самое,  что  мать  (или  отец),  т.е.  они,  не  будучи

сиблингами, не являются и двоюродными братьями и сестрами,  поскольку  имеют

только по одному генетически различающемуся  родителю,  поэтому  из  именуют

полусиблингами.

Главная  задача,  для  решения  которой  этот  вариант  метода  дает  ценный

материал, состоит  в выявлении так  называемого  материнского  эффекта.  Этим

термином обозначается преимущественное влияние матери на  фенотип  потомков,

возникающее не только благодаря передаче генов, но и  по  иным  причинам,  к

которым относятся  и психологические,  постнатальные  факторы  (идентификация

ребенка  с  матерью,  особенности  их  взаимодействия),   и   биологические,

внутриутробные (состояние  материнского  организма  во  время  беременности,

цитоплазматическая  наследственность).  Наличие   материнского   эффекта   в

психологической черте должно проявиться в большем  сходстве  детей,  имеющих

матерей – МЗ, по сравнению с детьми, у которых  отцы МЗ. Помимо  материнского

эффекта  эта  экспериментальная  модель  позволяет  более  детально  изучить

феномен  ассортативности,  т.е.  неслучайного  подбора  супружеских  пар,  и

сцепление с полом. В последнем случае полусиблинги –  мальчики  должны  быть

более похожими, если монозиготы – их матери (поскольку  свою единственную  Х-

хромосому каждый из ни получит от  генетически  идентичных  женщин),   менее

похожими –  если  отцы.  У  девочек  –  полусиблингов  картина  должна  быть

обратной.

Основное ограничение  метода  в  том,  что  генетически  идентичные  родители

могут создавать в своих семьях  сходную  среду.  Данный  вариант  Б.  метода

может успешно  решать  некоторые  частные  вопросы,  однако  для  разделения

генетической и  средовой дисперсии  признака  он  имеет  меньшую  разрешающую

способность, чем  другие методы психогенетики.

Метод  контрольного  близнеца  основан   на  том,  что  МЗ   –   генетически

одинаковые люди, имевшие общую эмбриональную  и в обычных  условиях  семейную

среду,  -  являются  идеальным  контролем  друг  к  другу.  Если  группу  МЗ

разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по  одному  близнецу  из

каждой пары, то исследователь получит уникальную  ситуацию  –  две  выборки,

уравненные  и  по  генетической  конституции,   и   по   основным   средовым

параметрам. Далее  можно, например, одну группу тренировать, а другую  –  нет

или тренировать  их в  разном  возрасте.  (н\р  показано,  что  обучение  при

помощи метода «моделей» эффективнее,  чем  простое  копирование:  не  только

улучшается  сама  конструктивная  д-сть,   но   и   перестраиваются   другие

психические функции  реб-ка.)

Таких работ очень  мало, но и их делят на три  группы:  1).  Наиболее  ранние

работы, в которых  исследуется взаимодействие м\у  созреванием и  тренировкой,

при этом близнецов  – партнеров  обучают  одному  и  тому  же, но  в разных

возрастах.  2)  Сравнивается  эффективность  разных  способов  обучения,   в

качестве примера  может служить исследование  обучения  чтению.  3).Вопрос  о

том,  насколько  существенными   м.б.   различия,   создаваемые   средой   у

генетически идентичных индивидуумов. –  экспериментальные  методы  изменения

средовых воздействий.

Метод  близнецовой  пары.  Строится  на   «эффекте   пары»,   или   «эффекте

близнецовости».  Основными  хар-ми  этой  особой  психологической   ситуации

являются две борющиеся тенденции: к идентификации со своим  со-близнецом  и,

наоборот, к индивидуализации каждого члена пары. Первая приводит к  ощущению

себя сначала  членом пары и лишь  затем  –  отдельной  личностью.  Вторая,  в

крайних  случаях,  может  привести  к  выраженным   конфликтным   отношениям

близнецов, своеобразному  протесту против  второго  такого  же.  С  возрастом

первая тенденция  обычно ослабевает, уступая место  второй,  причем  у  мужчин

этот процесс  происходит легче, чем у женщин.

С помощью этого варианта метода решаются две задачи: 1)  Общепсихологическая

– поскольку индивидуум существует  только  внутри  некоторых  систем  связей

(например, в диаде)  постольку  близнецовая  пара,  особенно  МЗ  может  быть

прекрасной  моделью  для  изучения   процессов   индивидуализации,   влияния

конкретных средовых факторов на формирование тех  или  иных  психологических

черт и т.д. 2) Проверка: валидности  самого  близнецового  метода,  а  также

постулата о равенстве  средовых влияний в парах МЗ и  ДЗ.  +  вопрос  о том,

репрезентативна  ли   среда   близнецов   среде,   в   которой   развиваются

одиночнорожденные дети. Если  условия  развития  и  жизни  близнецов  высоко

специфичны,  имеют  собственные,  только  им  присущие  закономерности,   то

близнецы перестают быть выборкой, репрезентативной  общей  популяции,  и  не

могут быть использованы для изучения общих  закономерностей.  3)Кроме  того,

чрезмерная, некомпенсируемая идентификация себя со своим  со-близнецом,  или

пары  как  целого,  как  особой  единицы,  приводящая  к отсутствию  личной

идентичности,   может   стать   причиной   формирования   личностных   черт,

затрудняющих социальную адаптацию и в детстве, и во взрослом возрасте.

Популяционный метод - ?

Семейные исследования - ? 

БИЛЕТ №10 

Популяционный метод  в психогенетике см. билет№9?

БИЛЕТ №11

Генеалогический метод в психогенетике – см.билет  №9 

БИЛЕТ №12 

Классический близнецовый  метод. Разновидности  близнецового  метода.  –  см.

билет №9

БИЛЕТ №13

Возможности и  ограничения близнецового метода.  Близнецовая  ситуация.   См.

билет №9

Информация о работе Шпаргалка по "Психогенетика"