Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психология - наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер.
Психология
принадлежит к числу наук, в
которых отчетливо
В основе современной научной психологии лежат научные философские представления, научный диалектико-материалистический взгляд на психику как свойство мозга, заключающуюся в отражении объективной реальности.
Уже в середине
30-х годов формируются
Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.
Принцип единства сознания и деятельности, принятый в советской психологии, означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, её программу.
Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности.
Предмета психологии - это "системное свойство высокоорганизованной материи", "субъективный образ объективного мира", " отражение действительности в мозгу", " жизнедеятельность ", "саморегуляция (управление) поведения и деятельности", из которых самым важным, ключевым является понятие "отражения".
Суть состоит в том, что удовлетворение определенных потребностей становится мотивом-целью, который активизирует процессы формирования психического образа, а психический образ, в свою очередь, активизирует деятельность, направленную на удовлетворение потребности и мотива-цели, вызвавших эту деятельность.
Таким образом, предмет изучения психологии - это самоуправление целенаправленной жизнедеятельностью организма.
Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности.
Психика — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.
Из вышеприведенного определения видно, что психика присуща не только человеку, следовательно, в психологии всегда учитывается общность психики животных и человека. Психика многообразна в своих формах и проявлениях.
Психика человека, во-первых, включает в себя все сознательное, т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представления и воображение, память и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда.
Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.
Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
В то же время
психологическая наука
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Предметом психологии является психика в целом или ее отдельные стороны и проявления любого объекта психологического изучения, то есть психика человека (в индивидуальном и общественном отношениях) и животных. По форме это могут быть психические процессы, состояния, свойства, конструкты как по отдельности, так и в различных совокупностях, дающих основание рассматривать человека на разных уровнях его психической организации. Это уровни, или, как еще говорят, ипостаси индивида, субъекта, личности, индивидуальности, а в некоторых вариантах даже универсума. Тогда каждая из этих ипостасей человека становится, в свою очередь, предметом конкретного психологического исследования.
Подавляющим большинством научного сообщества признано, что человек как наиболее высокоорганизованная система является предельно сложным объектом изучения. По выражению И. П. Павлова, человек — единственная по высочайшему саморегулированию система. Такая саморегуляция осуществляется благодаря наличию психики. А психика человека есть олицетворение единства материального и идеального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного, биологического и социально-культурного. «Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому многообразны и его качества. Одним из труднейших является вопрос об определении в этом многообразии тех качеств, которые составляют предмет психологического исследования».
Подавляющим большинством научного сообщества признано, что человек как наиболее высокоорганизованная система является предельно сложным объектом изучения. По выражению И. П. Павлова, человек — единственная по высочайшему саморегулированию система. Такая саморегуляция осуществляется благодаря наличию психики. А психика человека есть олицетворение единства материального и идеального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного, биологического и социально-культурного. «Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому многообразны и его качества. Одним из труднейших является вопрос об определении в этом многообразии тех качеств, которые составляют предмет психологического исследования». - Да, вам не показалось, вы действительно только что прочитали одинаковые ответы. Это и все что удалось найти.
Цель
(психология) - субъективный образ конечного
результата, регулирующий ход деятельности.
Цель может существовать в форме знания,
представления или даже восприятия (при
копировании картины, например).
В психологической теории деятельности
цель по отношению к мотиву выступает
как его конкретизированная, наглядная
форма.
Как таковая цель психологии (в широком смысле) - исследование процессов мышления, поведения, закономерностей, шаблонов поведения, влияние на процессы мышления и поведение и т.п.
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии
являются факты психической жизни,
механизмы и закономерности психики
человека и формирование психологических
особенностей его личности как сознательного
субъекта деятельности и активного
деятеля социально-
Задача психологии
как науки заключается в
Каждый, кто серьезно изучает психологию, может научиться лучше видеть и свои сильные и слабые стороны, получает возможность работать над собой, совершенствуя хорошие качества и преодолевая недостатки. Знание психологии помогает людям в их трудовой и учебной деятельности, раскрывая условия лучшего понимания, запоминания, внимания, мыслительной деятельности. Большое значение имеет психология для изучения литературы, языка, истории и других общественных наук, которые отражают психическую жизнь человека.
Данные психологии используются в педагогической науке. Без знания психических особенностей детей нельзя успешно заниматься их обучением и воспитанием.
Кроме общей психологии, существуют отдельные отрасли науки. Для учителей и воспитателей особенно большое значение имеет знание детской и педагогической психологии. Необходимость их выделения и специальной разработки объясняется тем, что психика детей во многом отличается от психики взрослых.
Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п. — все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту — первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.
Бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не существовало в действительности. Всякий психологический факт — это и кусок реальной действительности и отражение действительности – не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением — единством реального и идеального. Переживание это первично, прежде всего — психологический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер.
Методология — учение о методах и принципах познания.
Метод (в широком смысле) — путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов).
Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.
Говоря о методологии , мы имеем в виду особую форму рефлексии, самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации . Применительно к конкретной науке методологический анализ включает также ответы на вопросы о предмете науки, в том числе о критериях, отграничивающих ее предмет от предмета смежных с ней наук; об основных методах данной науки, о строении ее концептуального аппарата. К методологии относятся также анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, критическая оценка получаемых результатов, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки, и ряд других вопросов.
Вопросы соотношения философии и науки, их специфика широко обсуждаются в современной философской литературе.
Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей.