Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Работа состоит из  1 файл

Ответы по психологии и педагогике кратко.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

В-третьих, изменение  характера отношения учителей к  самому факту освоения и применения педагогических новшеств.

В-четвертых, вхождение  общеобразовательных учебных заведений  в рыночные отношения, создание новых  типов учебных заведений, в том  числе и негосударственных, создают  реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в  конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих коллег.

Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую — внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов.

  1. Убеждение, пример, приобщения, упражнения как методы воспитания в современном педагогическом знании и возможности их использования на уроках русского языка и литературы.

Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

Существуют два уровня методологической культуры педагога.

1. Педагогический уровень: педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития).

2. Диалектический уровень: педагог должен применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения.

Методологическая культура педагога – один из элементов, составляющих основу педагогического мастерства.

Убеждения – это твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка.

Чтобы методы убеждения  достигли своей цели, необходимо учитывать  психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно  словом, его сила велика, поэтому  умение говорить правильно, глубоко  по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

– суждение педагога (например: ”Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия”);

– аргументация педагога (например:”В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее”);

– мнение, высказанное  педагогом, сообщение о личном отношении  и самочувствии (например:”Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы”);

– сообщение  об общепринятом в культуре (например:”Удобнее пить из стакана или чашки, не принято  пить из бутылки”);

– диалог педагога с детьми (например:”Я так считаю, а вы что думаете?”);

– раскрытие  внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например:”Теперь  мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою”);

– дискуссия, спонтанно  либо специально организуемая педагогом (например:”Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из вас…”);

– обмен впечатлениями  по восприятию художественного образа (например:”На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь –  явная мордашка…”);

– совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии  (например:”Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки”)

Убеждение может  реализовываться через такие  известные в педагогике методы, как  рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример из реальности или художественной литературы.

Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от одного лица –педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия.

Беседа  и диспут – диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Беседа – это вопросно-ответный метод.

Для подростков и юношей используются диспут –  метод, способствующий формированию суждений.

Сила воспитательного примера основывается на подражательности детей, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам. Еще древнегреческий философ говорил, что «длинен путь через наставления, короток через пример». К.Д. Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Приведем пример: чтобы научиться красиво и грамотно писать, ученик должен многократно повторять и повторять, на этом во многом основана методика обучения детей грамотному письму.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если педагог прибегает к таким  формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.

Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

Следующий метод  воспитания - приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки привычек.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

  1. Проанализируйте содержание убеждения как метода воспитания.

Убеждение как  метод воспитания содержит в себе разъяснение (объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий, действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность руководствоваться им.

Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Существенное значение имеют те конкретные средства, которые используются в процессе применения метода убеждения. К важнейшим из этих средств относятся: формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательность и эмоциональность убеждения способствуют развитию сознательности учащихся и действенному формированию у них личностных черт и качеств и придают воспитанию подлинно гуманистический характер.

Сущность убеждения  заключается во всестороннем воздействии  на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы.

Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от одного лица – социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия.

Беседа и  диспут – диалогические формы  метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Беседа – это вопросно-ответный метод.

  1. Сформулируйте основные принципы обучения и проанализируйте значимость принципа научности, системности и наглядности с позиций закона познания.

Основной идеей педагогики как науки является теория познания (отражение действительности в сознании человека).

Основные методологические положения теории познания следующие:

1) воспитание как общественное  явление обусловливается потребностями  общества и тенденциями его  развития;

2) важное значение в воспитании приобретает сама личность: ее устремления, задатки и способности;

3) решающее значение в получении воспитания имеет активность самой личности.

Обучение не может быть организованным, если оно  не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения. Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие Дидактические принципы:

- Сознательность  и активность;

- Наглядность;

- Системность  и последовательность;

- Прочность;

- Научность;

- Доступность;

- Связь теории с практикой.

Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами.

Принцип наглядности.  Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности.

Принцип наглядности  — один из старейших и важнейших в дидактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это "золотое правило" дидактики сформулировал еще Я.Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать — через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

Принцип научности. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научною поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда.

Принцип научности  нацеливает учителя на использовании  в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

Реализуется принцип  научности прежде всего при разработке учебных программ и учебников, которые  призваны органически сочетать классические, современные и перспективные  научные положения данной отрасли  знания.

Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска, ознакомления их со способами научной организации труда.

Принцип сознательности.     А.Н. Леонтьев сказал: «... подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности». ПС – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое мышление, включение знаний в содержание обучения.

Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.

Требование  систематичности и последовательности в обучении нацелено на сохранении преемственности содержательной и  процессуальной сторон обучения, при  которой каждый урок — это логическое продолжение предыдущего как  по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике