Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Работа состоит из  1 файл

Ответы по психологии и педагогике кратко.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Философия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия — высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме.

Рассмотрим также соотношение  понятий «философия», «методология». Иногда можно встретиться с утверждением, что методология — это и есть совокупность философских вопросов данной науки. Действительно, будучи формой рефлексии над научным знанием, методология науки тесно связана с философией. Следует иметь в виду, однако, что кроме философского уровня методологический анализ науки включает в себя и ряд других уровней, или этажей.

Методы психологии — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

  1. Принцип детерминизма – базовый принцип научного познания психологических явлений. Как вы сможете обосновать, исходя из материалистически ориентированной психологии, первичность материального субстрата по отношению к психике (психика – свойство мозга).

Детерминизм в психологии— закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы детерминизма, а именно: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание  психики. В самом общем виде психика  – это внутренний духовный мир  человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки и оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения и навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях.

Современная психология рассматривает  психику как свойство свойство особым образом организованной материи  – головного мозга. Психика –  это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

а) не всякая материя обладает свойством психического, психика  – это особое свойство только головного  мозга;

б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.

  1. В чем на ваш взгляд, первичность познаваемой объективной реальности по отношению к ее субъективному образу (психика – способ отражения действительности).

Сущность психики  состоит в отражении. Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности: 
а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно; 
б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов; 
в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность; 
г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике; 
д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой.       Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

  1. Три глобальные функции психики как адаптивного механизма: стимуляция активности личности, психическое отражение и обеспечение коммуникации с людьми. Как вы это понимаете?

Стимуляция  активности личности

Историческое изучение этого  вопроса началось в первой четверти ХХ века в связи с исследованием влияния различной по силе стимуляции, на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения. При этом под мотивацией понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и животных.

Опытами Йеркса и Додсона  было выявлено, что чрезмерная стимуляция приводит к замедлению скорости научения. «При сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой – сильная» (закон Йеркса-Додсона). Синонимичен закону оптимума – пессимума, который сформулировал русский физиолог Н.Е. Веденский (1905) и распространял на поведение человека: одним из условий плодотворности умственного труда является соблюдение закона оптимума, под которым понималось мерность и ритм работы. «Слишком быстро идущий человек скорее утомляется, как и слишком медленно идущий».

Таким образом, закон Йерска-Додсона, как и закон  оптимума-пессимума, касается силы детерминации (стимуляции), силы внешних раздражителей, но не мотивации как внутреннего  психического процесса и не силы мотива  как внутреннего побудителя.

Психическое отражение

Психическое отражение  не является зеркальным, механически  пассивным копированием мира (как  зеркало или фотоаппарат), оно  сопряжено с поиском, выбором, в  психическом отражении поступающая  информация подвергается специфической  обработке, Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. 

Психическое отражение  характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Обеспечение коммуникации с людьми

Под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку, В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (коммуникация — это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации). 
Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности.

Коммуникация  — это одно из необходимых условий  жизни человека в социуме, а коммуникабельность — одна из важных системных характеристик, сопутствующих успеху.

Внешняя коммуникация — это коммуникация с миром, находящимся за пределами вашей организации, это коммуникации между организацией и внешней средой.

Межличностная коммуникация — коммуникация с другим человеком — наиболее распространенный тип внутренних коммуникаций.

Общение людей осуществляется с помощью  вербальных и невербальных методов. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных (диалог, совещание, переговоры, презентации и т.п.) или письменных (приказы, распоряжения, инструкции, письма и пр.) сообщений, невербальные — осуществляются посредством языка телодвижений (осанка, жесты, поза, выражение лица и пр.) и параметров речи (интонация, тембр голоса, темп речи, громкость голоса, произношение, стиль речи и пр.).

  1. Основные принципы развития  психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Раскройте их сущностный смысл.

Детерминизм

Детерминизм —  это учение о всеобщей обусловленности  объективных явлений.  
В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех  явления, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития. 

Существование всеобщей универсальной взаимосвязи  всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается  этим.  
Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем. 

Единство  сознания и деятельности, развития

Теория  деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.

Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн  и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались  на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого  положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство  сознания и деятельности». Психика  и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним.

Теория деятельности — система методологических и  теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

  1. Раскройте содержание методологии психологии и методов научно-психологического исследования на основе анализа основных методов: наблюдение, эксперимент, интроспекция (самонаблюдение).

Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.  
          Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от "нормальных".

  • Главными особенностями метода наблюдения являются
    • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
    • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
    • сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

Различается несколько  видов наблюдений 

В зависимости от позиции  наблюдателя выделяются  открытое и  скрытое наблюдение. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних. 
          Выделяются, далее, сплошное и выборочное наблюдение. Первым охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Второе представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.

Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике