Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Работа состоит из  1 файл

Ответы по психологии и педагогике кратко.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Вкусовые ощущения контактные, возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Особенность динамики вкусовых ощущений состоит в их тесной связи с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении — понижается.

Кожные ощущения вызываются несколькими самостоятельными анализаторными системами: тактильной (ощущение прикосновения), температурной (ощущение холода и тепла), болевой. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности.

Суть объяснительно-иллюстративного  метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

  1. Восприятие как целостный процесс отражения предметов и явлений окружающего мира и его функционирование в репродуктивном методе обучения на уроке русского языка и литературы.

Восприятие  – это целостное отражение  предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии  в данный момент на органы чувств. Способность  к восприятию мира в виде образов  есть только у человека и у некоторых  высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных. В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием  информации, поступающей непосредственно  из внешней среды. При этом формируются  образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

К основным свойствам  восприятия относятся:

целостность –  внутренняя органическая взаимосвязь  частей и целого в образе;

предметность  – объект воспринимается человеком  как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

обобщенность  – отнесение каждого образа к  некоторому классу объектов;

константность – относительное постоянство  восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

осмысленность – понимание сущности воспринимаемого  объекта в процессе восприятия;

избирательность – преимущественное выделение одних  объектов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие  бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).

Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

  1. Сущность памяти как психического познавательного отражательного процесса, выполняющего две основные функции в познавательной жизни человека: познавательную и регулятивную. Использование этого в организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в школе.

Память –  это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим – это основа психической  деятельности.

К процессам  памяти относятся следующие:

1) запоминание  – такой процесс памяти, в результате  которого происходит закрепление  нового путем связывания его  с приобретенным ранее; запоминание  всегда избирательно – в памяти  сохраняется не все, что воздействует  на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

2) сохранение  – процесс переработки и удержания  информации;

3) воспроизведение  – процесс извлечения из памяти  сохраненного материала;

4) забывание  – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Одной из важнейших  характеристик является качество памяти, которое обусловлено:

1) скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

2) скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым  общим законам.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

Закон первого  впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон края: лучше  запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Памятью называется особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания  и забывания разнообразной информации. Памятью человек пользуется практически  беспрерывно, и она принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах поведения.

Память человеку нужна также для того, чтобы  сохранить свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни (генетическая память). Ведь то, что  человек хранит в памяти, позволяет  ему, не обучаясь вновь, сразу пользоваться информацией, которую он уже умеет, или очень быстро осваивать то, что ему крайне необходимо для жизни.

  1. Обосновать понимание того, что воображение протекает в образной форме, а мышление – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

В воображении  сливается чувственный и отвлеченный  характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать  новые чувственные образы, находящиеся  во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации.  На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный результат. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельности человека.

Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда  у человека возникает необходимость  решить какую-нибудь задачу. Согласно С.Л.Рубенштейну, мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задач необходимо постоянно удерживать цель, осуществлять программу операций, сопоставлять ход выполнения с ожидаемым результатом.

суждение –  высказывание, содержащее конкретную мысль;

умозаключение – ряд логически связанных  высказываний, приводящих к новому знанию;

определение понятий  – система суждений о некотором  классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;

индукция –  вывод частного суждения из общего;

дедукция –  вывод общего суждения из частных.

  1. Виды воображения и их учет при организации познавательной деятельности в педагогическом процессе.

Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства.

Различают воображение воспроизводящее и творческое или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.

Есть далее  основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например в литературном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника.

В зависимости  от характера образов, которыми оперирует  воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.

Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и  к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой "мечтательностью", которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Воображение и  творчество теснейшим образом связаны  между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно  было исходить из воображения как  самодовлеющей функции и выводить из неё творчество как продукт её функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

  1. Сила воображения. Связь воображения и творчества в Вашем мышлении. Примеры профессионально значимых образов вашего мышления.

Воображение тесно  связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся  у него представления и создает  самостоятельно новый образ –  не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Творчество  – это деятельность, которая порождает  новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность  личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие критерии творческой деятельности:

1) творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;

2) поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);

3) результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;

4) творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;

5) для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;

6) творческая деятельность требует особой мотивации.

Анализируя  природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:

– склонность к  конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;

– боязнь показаться глупым или смешным;

– боязнь или  нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления  о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;

– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;

– преобладающее  критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а  не на поиск путей их искоренения.

Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике