Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка

Описание

Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и

Работа состоит из  1 файл

ответы политология.docx

— 321.10 Кб (Скачать документ)

Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление

 

         В научный оборот термин  "политика"  ввел  древнегреческий  философ Аристотель  (384  -  322  до  н.э.). По  его  определению  политика  -  это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего  блага"  и

"счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал  античный  полис  (город-

государство). Если  в  политическом  управлении  небольшими  городами-государствами непосредственно  участвовали  все  граждане,   то   в   гигантских   нациях-

государствах,  пришедших  на   смену   полисам,   согласование   разнородных интересов различных групп осуществлялось  правящей  элитой  и  опиралось  на искусство достижения и  умелого  использования  государственной  власти.  Не

случайно уже  в 1515  году  итальянский  общественный  деятель,  политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли  (1469  -1527)  определял  политику  как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти  и полезно использовать  ее...»   Итак,  политика  есть  обращение  с  властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа,  а также от текущих ситуаций.

По  мере  роста  разнообразия  интересов  и  усложнения  форм   человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более  размытым,  поскольку целеполагающее  и  упорядочивающее   воздействие   уже   не   ограничивалось

государственно  организованной  деятельностью,  но  проникало  и   в   сферу взаимодействия  свободных  индивидов  по  вопросу  реализации   их   частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу  Веберу  (1864  -  1920)заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий  смысл  и  охватывает  все

виды  деятельности  по  самостоятельному  руководству.  Говорят  о  валютной политике  банков,  о  дисконтной  политике  Имперского  банка,  о   политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике  городской

и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией,  наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".В массовом сознании политика  обычно  отождествляется с управлением каким-либо  процессом.  Например,  когда  речь  заходит  об   "экономической политике" или  "политике  в  области  образования",  то  это  означает,  что проблемы, накопившиеся в  экономике  или  образовании,  требуют  внимания  и контроля со стороны государства. Такое внимание  выражается  в  формировании

задач  развития  и  определении  средств,   которыми   могут   быть   решены поставленные  задачи,  исходя  из  возможностей  государства.  Другой  смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с  характеристикой  активного

человеческого начала: способности  сознательно  ставить  цели  и  определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты  и  результаты.  В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия".

       Подобные интерпретации политики  указывают  на  важные  стороны   этого сложного   явления;   они,   в   частности,   характеризуют   функциональные возможности политики:  целеполагание,  достижение  согласованных  решений  с

помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не  следует  считать исчерпывающими.   Сферу    политического    невозможно    ограничить    лишь государственным управлением,  поскольку  часто  негосударственные  структуры

имеют не меньше, а  подчас даже  больше  власти  и  влияния,  как,  например, различные лоббистские группы,  средства  массовой  информации.  Кроме того,

узко  прагматическое,  прикладное  понимание  политики  оставляет  вне  поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для  выявления  целостного

понимания политики следует рассмотреть процесс  ее формирования  как  важного социального института. Политика как сфера деятельности по  руководству обществом входит  в

жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, -  как-то заметил один из авторов Конституции США 1787 года  Дж.  Мэдисон  (1751  -1836), - то не требовалось  бы никакого правительства». Однако  до  тех  пор, пока  разум человека  подвержен ошибочным суждениям и человек свободен

пользоваться  им,  а   в   обществе   существует   "неравное   распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной  раздоров и  конфликтов.  Согласовывать  несовпадающие   интересы   групп,   отдельных

индивидов, обеспечивать  целостность  общества  как  жизнеспособной  системы

призвана политика. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей,  а  общезначимых  и  групповых

интересов, реализация  которых  невозможна  без  власти  государства.  Стало быть, появление специальных институтов, обладающих  возможностью  обеспечить общеобязательные формы социального поведения  для  всех,  вызвано  тем,  что

удовлетворение  потребностей  одной  группы  (например,  повышение  зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального  положения  других  слоев   населения.   Взаимодействия   групп, общностей  приобретают политический  характер   тогда,   когда   становится очевидным, что их притязания не могут  быть  реализованы  без  вмешательства государства.  Следовательно, политическую  власть  можно  рассматривать  как

способность  государства,  других  социальных  институтов   (партий,   группдавления, средств  массовой информации и т. д.), выражающих  общие  интересы,

решающим образом  воздействовать  с  помощью  имеющихся  у  них  средств  на

поведение индивида, групп, общества.

 

Ответ на вопрос№2 структура политики и политического  знания

1.2. Структура  политического знания

1.2.1. Политическая  теория

Предметом политической теории является политика как таковая, со своими структурными и функциональными  особенностями. Такой уровень анализа  называется академическим. В исследованиях, относящихся к политической теории, внимание акцентируется на анализе  наиболее базисных свойств, фундаментальных  проблем политического знания. Можно  сформулировать следующую дефиницию: политическая теория - это система знаний, идей о политике, отражающая и характеризующая процессы и явления политической жизни общества, законы становления, функционирования и развития политических систем, институтов и различные политические процессы.

1.2.2. Эмпирическая  политология

По своему характеру  политологическое знание может быть подразделено на теоретическое и  эмпирическое. Для первого характерно глубокое обобщение накопленного фактического материала из области политической жизни, вскрытие на этой основе глубинных ее черт, тенденций и закономерностей развития. В центре же эмпирических политологических исследований находится само накопление, сбор указанного материала на основе непосредственного наблюдения, эксперимента, опроса участников политических событий и процессов, анализа документов, данных статистики и т.д., его первичная обработка, включая начальный уровень обобщения. Таким образом,эмпирическая политология исследует действия, поступки, характеристики политического поведения людей и социальных общностей, а также отражение политической реальности в фактах сознания (мыслях, оценках, суждениях).

1.2.3. Прикладная  политология

По целям, задачам  и направленности политологические исследования делятся на фундаментальные  и прикладные. Первые направлены на построение и совершенствование  теории и методологии, обогащение основ  самой науки политологии, а вторые - на исследование и решение вопросов преобразования политической жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области (например, по урегулированию политических конфликтов, достижению политического согласия в обществе, по теории и практике ведения переговоров, по организации избирательных кампаний, по формированию общественного мнения и использованию СМИ и т.д.). Следует подчеркнуть, что прикладной характер могут иметь как эмпирические, так и теоретические политологические исследования. Таким образом, прикладная политология - это область политико-практических, управленческих приложений теоретического и эмпирического политологического знания, политологической методологии и методов исследования.

1.2.4. Сравнительная  политология

Выводы политической теории в значительной степени опираются  на результаты сравнительной политологии, специального направления политических исследований. Его суть заключается  в сопоставлении различных политических институтов, выявлении характерных  моделей функционирования отношений  власти. Следовательно,сравнительная политология, сопоставляя однотипные политические явления и процессы, выявляет их общие черты и специфику, а также наиболее эффективные формы политической организации или оптимальных путей решения задач.

1.3. Политология  в системе наук о политике.

Сложность, многогранность и многоуровневость такого явления, как политика, во многом определяет структурную неоднородность политологического  знания. В то же время это связано  и с различием уровней и  ракурсов изучения политики, политических явлений и процессов. Политология  исследует политику и в целом, как целостное явление, и в  отдельных, частных ее проявлениях. Точно так же в политологии  может иметь место различный  подход ученых к исследованию одних  и тех же политических явлений  и процессов.

Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне  дифференцирована и включает целый  ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны  политики. Среди них политическая теория, учение о политических институтах, теория международной политики. К  пограничным с политологией, но самостоятельным  научным дисциплинам, изучающим  политическую сферу жизни общества, но со своих собственных позиций, относятся политическая философия, политическая социология, политическая история, политическая антропология.

1.3.1. Политическая  философия

Политическая  философия - это отрасль философского знания, занимающаяся исследованием фундаментальных основ, явлений и законов политики. В сферу исследования политической философии входят три группы явлений:

1) политические  ценности, критерии оценки реальной  политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных  групп или всего человечества; в этой области исследований  создаются нормативные теории, даются  этические оценки политическим  институтам и процессам, разрабатываются  идеалы и цели, а также важнейшие  пути их достижения;

2) наиболее глубокие  основы политики. В отличие от  эмпирических наук политико-философские  знания основываются на теоретических  рациональных изысканиях, обобщениях  глобального исторического опыта,  логических рассуждениях;

3) способы и средства  познания политики, смысл политических  категорий, таких как власть, свобода,  равенство, справедливость, государство,  права человека, политическое поведение  и т.д.

Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политологических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и  законы во взаимоотношениях человека, общества и власти. 

Структура политики

1   Структура политики включает в себя одушевленные субъекты (участников) и неодушевленные элементы(политическую власть, политические отношения, политическое сознание, политическую культуру, политические организации).

Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. В качестве субъекта политики могут выступать социальные институты (политические партии, профсоюзы, церковь, средства массовой информации, государство, международные организации, например, ООН, Европейский парламент), а также социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельные личности (политические лидеры, просто рядовые граждане).

2   Элементы политики:

Политические отношения: формы взаимосвязи субъектов политики – согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

Политическая власть: возможность и способность навязывать свою волю другому.

Политическая организация: совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

Политическая культура: тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

Политическое сознание: политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).

Субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Субъекты политики вступают в политические отношения – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Содержание политического сознания включает в себя систему сложившихся оценок, смыслов и утверждений. Политическая психология образуется из оценок реальной действительности и участия в политической жизни, осуществляющихся на основе эмоций, чувств, переживаний. Политическое участие может быть рационально осмысленным, строиться на основе следования системе представлений – политической идеологии.

 

Ответ на вопрос № 3 предмет  и методы политологии

1. Понятие «политология» (греч. politike – государственные, общественные  дела и logos – слово, смысл,  учение) означает учение, наука о  политике, об управлении обществом  и государством. Происхождение термина  «politike» связано с древнегреческим  городом-государством – полисом.  Основа полисной организации  общественного устройства заключалась  в экономическом и государственном  суверенитете сообщества свободных  собственников и производителей  – граждан полиса. Этот суверенитет  предполагал для граждан как  возможность, так и обязанность  участвовать в решении вопросов  управления общественными делами. Предметом научного исследования  политика стала еще в древности.  Однако политические знания этого  периода являлись составной частью  философских и этических идей. Анализу политической деятельности  были посвящены работы Платона  (427–347 гг. до н.э.) «Законы» и «Государство»,  Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) – «Политика». Изучение политики в русле  философии продолжалось и в  средние века (V–XVI вв. н.э.). Важный  вклад в становление политологии  как науки внес Никколо Макиавелли (1469–1527). Он рассматривал учение  о политике уже в качестве  самостоятельной области знания. Поставив в центр своего учения  государство, политическую власть, он положил начало современной  политической науке. Полностью  научный характер исследования  политики приобрели в XIX в. Стали  появляться научные учреждения, специализировавшиеся на исследованиях  политических отношений: свободная  школа политической науки во  Франции (1871); школа политических  наук в США (1880); Лондонская  школа экономической и политической  науки (1895); Берлинская высшая  школа политической науки (1920). С 1949 г. действует Международная  ассоциация политической науки  (МАПН). Со второй половины ХХ  в. науку о государственном  управлении стали называть политологией. Как самостоятельная учебная  дисциплина политологии стала  складываться на рубеже XIX–XX вв. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала  ее изучение в высших учебных  заведениях. В Беларуси первые  кафедры политологии стали появляться  в конце 1980-х – начале 1990-х  гг. Как и всякая наука политология  имеет свой объект и предмет  исследования. Ее объектом выступает  политическая действительность  или политическая сфера общества, т.е. область общественных отношений,  где проявляется деятельность  индивидов, социальных групп,  слоев, классов, а также наций,  народов. В политическую сферу  входят также социальные институты.  Предметом политологии является, как считают отдельные авторы, политическая власть, т.е. сущность  политической власти и ее институтов, деятельность людей по использованию  ими политической власти. Главным  конструкционным элементом политологии  являются ее понятия и категории,  выражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения  политической действительности. Можно  выделить понятия и категории  общей теории политики, а также  те, которые отражают динамику, развитие политической действительности. К первым относятся: политика, политическая власть, политические отношения, политическая система, политический институт, субъекты политики и др. Ко вторым причисляют политическую деятельность, политический процесс, политические решения, политическую социализацию, политическую роль, политическое поведение, реформы, революции и т.п. При изучении политической действительности политология наряду с общенаучными использует следующие специфические методы: диалектический, эмпирико-социологический, сравнительный (компаративный), системный, бихевиоральный, количественный, метод принятия решений и др. Диалектический позволяет изучать процессы и явления во взаимосвязи в их развитии и становлении. Ключевым в этом методе является принцип историзма. Эмпирико-социологический метод – это совокупность приемов и методов социологических исследований по сбору и анализу фактов реальной политической жизни. Сравнительный состоит в сопоставлении нескольких политических объектов, относящихся к различным обществам. Системный метод позволяет изучать совокупность элементов, связанных между собой и внешней средой, а также составляющих организованную целостность – политическую сферу общества. Бихевиоральный (англ. behavior – поведение, поступок) состоит в анализе политического поведения индивидов и социальных групп. Качественный метод заключается в статистическом анализе политической деятельности: в анкетных обследованиях, интервьюировании, лабораторных экспериментах, моделировании определенных политических явлений. Метод принятия решений состоит в принятии и реализации политических решений. Парадигмы политологии – это способ объяснения изучаемых явлений, способ выбора объекта исследования и объяснения относящихся к нему фактов. Условно выделяются теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая парадигмы. Теологическая предполагает сверхъестественное толкование политики, видение источника власти в Боге. Натуралистическая объясняет природу политики экологическими, географическими, биологическими и психологическими факторами. Социальная дает возможность объяснения политики через действие социальных, внешних по отношению к ней факторов. Рационально-критическая парадигма природу политического взаимодействия связывает не с внешними по отношению к политике факторами, а с ее внутренними причинами и свойствами. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"