Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка

Описание

Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и

Работа состоит из  1 файл

ответы политология.docx

— 321.10 Кб (Скачать документ)

Этнос - это исторически  сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной  деятельности. Признаки, выражающие системные  свойства этноса и отделяющие его  от других этносов, - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения  в поколение, образуют в итоге  специфическую этническую культуру.

Этнос представляет собой  определенное целостное образование, в котором на передний план могут  выступать различные его объективные  компоненты. В одних случаях это  язык, в других - хозяйственно-бытовые  особенности, в третьих - характерные  черты поведения и т. п.

При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение  его этногенеза. Под этногенезом  понимается процесс образования  этнических общностей. В одних случаях  этногенез рассматривают как  синоним понятия "происхождение  этноса", т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления  его самосознания. В других под  термином "этногенез" объединяют происхождение и последующую  этническую историю уже сложившейся  общности. Оба подхода разнятся в  деталях и имеют право на существование.

По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этногенезе как  о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно  определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с  процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные  этносы складывались сложным путем  из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и  не приобрели единый этноним, т. е. его  самоназвание.

Этнос - это основная единица  этнической классификации человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).

Племя - этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая  из родов. Оно располагает своей  территорией, племенной экономической  общностью, имеет единый язык, собственное  наименование, единство религиозных  представлений и обрядов. В развитом первобытном обществе племени свойственны  органы власти, не носящей политического  характера. В современную эпоху  племена сохраняются в Азии, Африке, Латинской Америке. В России у  некоторых народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранились  остатки родоплеменных черт.

Племена в ходе дальнейшего  социокультурного развития объединялись и образовывали народности. Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует  за племенем и предшествует нации. Она  образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется  возрастанием значения территориальных  связей, складыванием общего языка  на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных  связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием  капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации, хотя некоторые народности (преимущественно  из-за малочисленности, недостаточной  развитости) так и не преобразуются  в нации.

Основным элементом социально-этнической структуры общества являются нации. В современном мире более 90% населения  составляют нации.

В научной и политической литературе понятие "нация" употребляется  в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что  нация - это совокупность граждан  государства, а следовательно - это  народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с  единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных  организаций. Таким образом, в понимании  западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.

В таком случае нация совпадает  с государством. Именно эти государства-нации  образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций. В этом же контексте в мировом  политическом языке и в международно-правовой практике и теории существуют и используются понятия "национальное государство", "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная армия", "национальная наука" и т. д. Однако для исследования многонациональных  государств термин "национальный" может быть применен весьма условно.

Не менее распространенным является понимание нации как  исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Как социально-историческое явление нация возникает в период ликвидации феодальной раздробленности и развития капиталистических отношений, когда упрочиваются экономические связи между отдельными областями страны, складывается общенациональный рынок. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.

Становление нации - процесс  сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические  факторы. Вместе с тем выделение  нации среди других социальных общностей  возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию  единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности  национального характера, возникает  национальное самосознание, которое  включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному  языку, территории, культуре, чувство  национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения  к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному  организму и считается высшей формой социально-этнической общности.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем  в основных этнических единицах. Иначе  говоря, в этническом отношении нации  не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит  из множества этнических групп и  представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев  были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык является преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим  родным языком испанский, 5,1 млн. - немецкий, 4,1 млн. - итальянский, 2,5 млн. - польский, 2,4 млн. - французский и 1,2 млн. - идиш1. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества.

Производным от "нации" является термин "национальность", который употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения  принадлежности человека к определенной этнической общности (рубрика в паспорте обозначает собственно этническую принадлежность), а в западноевропейских странах - главным образом для указания государственной принадлежности людей (подданство). В этих целях нередко  применяется выражение "этническая национальность". Во-вторых, термин "национальность" используется как  собирательный в тех случаях, когда им заменяется перечень различных  форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп, исключая племена). Например, когда  говорят, что в Российской Федерации  проживают люди более 130 национальностей, то имеют в виду совокупность всех форм социально-этнических общностей.

Производными от понятия "этнос" являются "этническая группа" и "этнографическая группа".

Этническая группа - это  группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных  по происхождению и сохранившихся  до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести  местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят  на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются  друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками. Например, мегрелы, сваны и лазы. Они - составная часть грузинской нации. Хотя подавляющее большинство их владеет грузинским языком, однако в домашнем быту мегрельский, сванский и лазский языки еще используются.

Территориально-культурные общности обычно называют "этнографическими группами", или "субэтносами"; их образование может совпадать  с районами распространения языковых диалектов, хотя такое совпадение и  не является обязательным. Для этнографических  групп характерны такие черты, как  наличие отдельных специфических  элементов быта, культуры, языка, религиозных  верований и т. п. Многие этнографические  группы имеют самоназвания и самосознание. Такими этнографическими группами в  России являются поморы, камчадалы, казаки. Аналогичные этнографические группы можно выделить в составе почти  каждого более или менее крупного народа. Таковы, например, "верхние" и "нижние" немцы, различие между  которыми имеет как этнографический, так и диалектологический характер. Более мелкими этнографическими группами того же народа можно считать "верхних" и "нижних" саксонцев, баварцев, вестфальцев, швабов, франконцев и др.

В социальных науках употребляется  понятие "национальные (этнические) меньшинства". Таковыми называются группы людей какой-либо социально-этнической общности, проживающие за пределами  своей государственности в инонациональной  среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах  своего проживания. Национальные меньшинства  характеризуются сохранением национального (этнического) самосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части  этнической общности.

В мире нет полностью мононациональных государств. Национальные меньшинства  существуют практически повсеместно. В многонациональных государствах, где ни один народ не составляет большинства населения, понятие "национальные меньшинства" в определенной степени  теряет смысл. По-разному выглядит проблема национальных меньшинств в федеративных и унитарных государствах. Национальные меньшинства в современном мире весьма разнообразны по происхождению (существовавшие на своей территории еще до возникновения государства; образовавшиеся в результате изменения  политических границ; сформировавшиеся в ходе миграций); по характеру расселения (от компактного в границах одной  страны до дисперсного в рамках нескольких стран); по абсолютной и относительной  численности и по иным критериям.

Применительно к российской ситуации термин "национальные меньшинства" возник в противовес термину "инородцы". Альтернативой термину "национальные меньшинства" часто служит термин "граждане некоренных национальностей", хотя и он не полностью адекватен  описываемой группе людей.

В последние годы применительно  к государствам, возникшим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин "русскоязычное население". Это  собирательное название людей русской  и любой другой этнической принадлежности, пользующихся преимущественно русским  языком и обычно считающих его  родным. В узком смысле - это группы людей нерусской национальности, для которых родным языком является русский язык. Термин "русскоязычное  население" используется для обозначения  русскоязычного населения, находящегося вне границ Российской Федерации. Он адекватен термину "национальные меньшинства". После распада СССР русские и части других российских народов объективно оказались на положении национальных меньшинств в бывших союзных республиках. Это 25 млн. русских и 10 млн. этнических россиян других национальностей. Они оказались отделенными от национального большинства в силу изменения политической ситуации в собственном ареале проживания. В этой связи от термина "национальные меньшинства" следует отличать весьма близкий к нему термин "разделенный народ" - общность людей, расчлененная политическими, государственными границами.

Ответ на вопрос №17 Политические механизмы решения  проблем в межнациональных отношения

Исторический опыт показывает, что  отношения между нациями нередко  были напряженными и трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана. Открытие Колумбом Америки сопровождалось ограблением и уничтожением индейцев. Племена и народы Африки захватывались  колонизаторами. В ходе мировых войн XX в. беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению те или иные нации, народности. Историческая вражда не смогла не сказаться на национальном сознании.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью  межнациональных отношений, которые  влияют на состояние политической, экономической и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия пронизывают  духовную атмосферу нашего времени. Не случайно именно во второй половине XX в. национальный вопрос обозначился  там, где он, казалось бы, уже решен (Квебек в Канаде, Шотландия и  Уэльс в Великобритании, Корсика  во Франции и т. д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"