Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка

Описание

Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и

Работа состоит из  1 файл

ответы политология.docx

— 321.10 Кб (Скачать документ)

"Лидер-пожарник" оперативно  и эффективно реагирует на  те проблемы, которые предъявляют  обстоятельства. Его действия во  многом определяются насущными  требованиями момента. Изучая  окружающую действительность, в  которой возникает феномен такого  политического лидерства, можно  лучше понять его природу.

Разумеется, в реальной жизни большинство  политических лидеров используют все  четыре указанных образа, причем в  различном порядке и сочетании, приводя собственные интересы в  соответствии с интересами своего окружения  и строя взаимоотношения с  ним так, чтобы учитывать особенности  каждого конкретного момента. Более  эффективно действующие политические лидеры создают коалиции, которые  поддерживают их в обмен на выполнение наиболее насущных требований конституентов.

Можно выделить следующие принципы изучения и типологизации лидерства:

опираясь на принцип историзма, следует различать типы лидеров  в зависимости от того, в какую  эпоху они действуют; лидер как  всякая личность - продукт социальной среды, и тип лидерства зависит  от характера эпохи;

Основанием для классификации  может служить "масштабность" лидерства, уровень решаемых задач - лидеры мировые, цивилизации, общенациональные, лидеры определенного класса лидеры тех или иных социальных групп;

Целесообразно различать лидеров  в зависимости от того, представителями  какого класса они выступают, какого место этого класса в системе  общественного производства, общественных отношений, какова его роль в историческом процессе (причем классовый интерес  нужно рассматривать в диалектическом взаимодействии с общечеловеческими  интересами);

Лидеров можно классифицировать по их отношению к существующей социальной системе - лидер "функционален" по отношению к этой системе, способствует ее функционированию или "дисфункционален", стремится ее разрушить лидер-комформист, принимающий нормы и ценности, господствующие в обществе, или нонконформист, стремящийся их изменить;

Есть лидеры с выдающимися способностями  и лидеры с заурядными личностями характеристиками, выдвинующиеся благодаря  обстоятельствам;

Лидер может быть временным или  постоянным;

Различаются лидеры - инициаторы социального  движения (вдохновители, "программисты");

Основанием для классификации  может быть стиль лидерства - лидер  авторитарный, ориентированный на единоличное  принятие решений, или лидер демократический, ориентированный на инициирование  активности и инициативе своих последователей, вовлечение их в процесс управления.

 

Структура политической власти


Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и  ресурсы власти.

Власть может осуществиться  только через взаимодействие субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю относительно объекта через  приказ (распоряжение, команду), что  сопровождается угрозой санкции  в случае его невыполнения.

Источником власти субъекта (властная первооснова) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традиции (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать разнообразные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, владение какой-либо информацией. Например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечные затмения для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.

Возрастание роли экспертов-носителей  уникальных знаний в каких сферах жизни привело к появлению  таких разновидностей власти, какэкспертократии и меритократия . Однако монополия на информацию, секретные знания может стать основой абсолютной власти. Эту мысль высказал Э. Канетти. Именно секретность и культ тайны, по его мнению, поддерживают тоталитарную власть. Достаточно вспомнить сталинский режим, создавший тайну вокруг жизни вождей, умел скрывать свою сущность, насаждал культ доносов, отказал общественности в праве на доступ информации. Причина ослабления диктатур и развития демократий, считал Э. Канетти, - распространение тайны (информации) среди многих людей. Проблема взаимоотношений власти и знаний рассматривалась М. Фуко. Он утверждал, что власти продуцирует знание, а знание дает власть. Для современного общества характерно усиление роли знаний, а соответственно, и власти над индивидуумом.

Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень выраженный индивидами, вторичный-политическими организациями, субъекты более высокого уровня - политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Они могут быть и через призму их публичности, открытости для общества.

С этой позиции можно выделить:

  • открытую (видимую) власть : непосредственные участники осуществления политической власти - публичные политики: президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и т.п.;
  • напивприхованого власть , под которой понимаются группы давления, использующих различные каналы влияния - от законных (через СМИ, взаимодействие с представителями власти, демонстрации, инициативы, пожертвования в избирательные фонды партий и политиков) к незаконным (подкуп, шантаж) на официальную власть. В связи с этим употребляется понятиелоббизм , под которым понимают давление со стороны определенных групп интересов на государственную и исполнительную власть с целью принятия выгодных для групп решений. Лобби, в первую очередь, выражено наиболее состоятельными слоями общества, контролирующие ведущие секторы экономики (отраслевое, промышленно-финансовое, военно-промышленное лобби), телемагната, военными. Классический лоббизм предполагает, что группы интересов и власть взаимодействуют через посредника - профессионального лоббиста (такая практика распространена на Западе), депутата, какого-либо политика. Но это взаимодействие может осуществляться по более упрощенной схеме. В этом случае представители каких-либо корпораций непосредственно заседают в законодательных органах власти или входят в состав кабинета министров;
  • теневую власть , которая себя не афиширует. К подобному "теневого сектора" власти можно отнести, например, органы национальной безопасности, которые используют свои знания о положении в стране для манипулирования политическими лидерами; армейские группировки, криминальные структуры, если они имеют рычаги давления на власть.

Власти не может быть без подчинения объекта . Способность к подчинению зависит от нескольких факторов: средств (ресурсов) влияния, которыми располагает субъект, и от мотивации подчинения, которая может быть вызвана:

  • страхом за свою безопасность, страхом остаться без определенных благ;
  • привычкой выполнять приказы;
  • апатией;
  • убеждением в необходимости подчинения;
  • заинтересованностью, чтобы быть в подчинении;
  • чувством долга;
  • авторитетом субъекта власти.

Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, так как предусматривает добровольное исполнение распоряжений, делает лишним применения негативных санкций. Одной  из наиболее приемлемых для власти мотиваций подчинения является авторитет  субъекта власти. Напротив, власти, основанная на страхе и принуждении, порождает  желание объекта "уйти" из поля власти.

Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для воздействия на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия.

В первом случае используются такие ресурсы, как:

  • силовое принуждение - потеря любых благ, телесные наказания (история человечества знает множество примеров этого - пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничение свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнение с работы и т.п.;
  • закон - традиция, обычай;
  • стимулирование - создание стимулов, которыми выступают материальные и другие блага, которыми объект власти награждается в обмен на поведение, требуется. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики.

Скрытое воздействие предполагает использование методов убеждения, то есть рациональных аргументов, или  внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят  о трех способах властвования: господство, влияние и стимулирования.

Существуют и другие классификации  ресурсов. Например, ресурсы подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д.

Социальные ресурсы - социальные и демографические структуры, социальная инфраструктура: образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т.д. Через эти институты контролируется формирование общественного мнения. Особенно большое влияние на политическую жизнь оказывают СМИ. Кто контролирует СМИ, тот и владеет ресурсами убеждения и внушения.

Административно-правовые ресурсы - система управления, совокупность властных учреждений.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, внутренние войска, спецслужбы, суд и прокуратура с их материальными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Наша страна – это обширная территория с многонациональным  населением. И на сегодняшний день существует огромное количество социальных проблем  и противоречий в обществе.    

Как раз таки, роль государства  здесь в том, что оно призвано решать эти проблемы и, вообще, стараться  не допускать их возникновения (т.е. проводить их определенную профилактику). Все действия государства по осуществлению  данной задачи принято называть социальной политикой.   

Важнейшей задачей социальной политики государственного сектора является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через: а) предоставление государственных гарантий предотвращения максимальных негативных последствий  стихийных бедствий, голода, болезней, глобальных процессов; б) перераспределение  материальных ресурсов, согласование организационных усилий, направленных на обеспечение и повышение достигнутого данной страной уровня жизни через  налоги, развитие благотворительности, предпринимательства в сочетании  с репрессивными средствами [7, с. 23].   

Обычно социальная политика реализуется  через различные формы социальной работы, крупные разовые государственные  решения и мероприятия, а также  через социальные программы (специализированные и комплексные).     

В свою очередь, на выполнение целей  и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен  следующим образом:

·      субъект социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений;

·      политические партии, общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

·      объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

·      система нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики;

·      предметно-политическая деятельность по решению задач социальной политики на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ [8, с. 241].    

При решении конкретных задач данная структура дополняется и другими  элементами, важнейшим из которых  является социальная работа.    

Существует несколько технологических  фаз механизма реализации:   

- научный анализ и изучение  реально существующей социальной  ситуации, ее всесторонний и углубленный  анализ, выявление главных проблем  и основных противоречий, доминирующих  перспектив развития конкретных  социальных отношений;    

- определение конкретных стратегических  и тактических целей социальной  политики, методов и средств их  достижения, исходя из наличных  материально-финансовых, организационных  и иных возможностей;    

- нормативно-правовое оформление  избранного варианта решения  той или иной социальной проблемы  – принятие федеральных законов,  законов субъектов Российской  Федерации, иных нормативно-правовых  актов законодательной и исполнительной  власти;    

- административно-организационное  и мативационно-пропогандистское  обеспечение мер по реализации  социальной политики на уровне  федерального центра, регионов и  на местах;    

- контроль за ходом и эффективностью  проведения социальной политики  и внесение соответствующих коррективов  в предыдущие технологические  фазы [8,с. 85].   

В социальной политике можно выделить два взаимообусловленных, взаимодействующих  компонента: научно-познавательный и  практически-организационный [8, с. 89].   

Научно-познавательный компонент  социальной политики является результатом  анализа и осмысления назревших  в обществе потребностей, тенденций  развития социальных процессов, обобщенным результатом и оценкой предыдущего  курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного  мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения.     

Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные  задачи и направления.   

Практически-организационный компонент  социальной политики государства –  это непосредственное осуществление  концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь большое значение приобретают  разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам  социальной политики государства.   

Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная  интересам народа, составляет важнейшую  основу содержания социальной работы, сообщая ей уверенность в практических действиях.   

Организаторская деятельность – это  распределительная деятельность управленческих органов, цель которой – рациональное разделение труда при решении  поставленной задачи, оптимальное использование  сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания [8, с. 90]. Организаторская  работа по реализации социальной политики, являясь организационным уровнем  социальной работы, предполагает:

·      глубокое уяснение обусловленных содержанием социальной политики задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения;

·      подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач;

·      доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении;

·      разъяснение смысла социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда;

·      координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности;

·      проверку хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности [8, с. 91 - 92].     

Вычленение в социальной политике указанных двух ее компонентов, разумеется, носит условный характер. Нельзя абсолютизировать какую-либо из сторон, тем более их противопоставлять. Абсолютизация  научно- познавательного компонента социальной политики может привести к известному академизму, выхолащиванию  ее социального смысла, отрыву от жизненных  потребностей людей, декларативности. Чрезмерный же акцент лишь на практически-организационной  стороне может привести к узкому практицизму, сведению социальной политики к мерам организационного характера, к разрыву системы в социальной работе. Оба компонента социальной политики могут рассматриваться  лишь в непрерывном единстве, во взаимосвязи, как внутренне спаянные части целого явления. Научно-познавательный компонент, характеризуя прежде всего  уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской  работы в этом направлении, а, следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе в целом.     

Однако методологическая функция  научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности  ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе. Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных сферах общества и обширной сетью учреждений социального обслуживания населения оказывает обратное, и при том активное, воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Являясь важнейшим элементом реализации политики, вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, социальная работа обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность.     

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"