Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка

Описание

Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и

Работа состоит из  1 файл

ответы политология.docx

— 321.10 Кб (Скачать документ)

Политические идеи эпохи возрождения

Освобождение политической мысли  из рамок философии и теологии начинается в эпохуВозрождения (Ренессанса) – периодвкультурном и идейном  развитии стран Западной и ЦентральнойЕвропы, охватывающей в Италии XIV - XVI ст., а  в других странах - конец XV - XVI ст. Основное содержание этой эпохи - разложение феодализма и формирование новых буржуазных отношений, что сопровождается освобождением  от религиозных представлений и  формированием светского мировоззрения. Основа идеологии Возрождения - гуманизм, антропоцентризм: человек - центр Вселенной, богоравный по своим творческим способностям. Это внимание к человеку, его судьбе, к его земной жизни, к его потребностям и устремлениям определили искания  во всех сферах, в том числе и  в политической, где отправной  точкой становится индивид-гражданин, что приводит к вытеснению теологической  концепции - гражданской. Обращение  к разуму как инструменту познания реального политического опыта  плодотворно сказалось на развитии теоретических основ политологии.Первые шаги по пути превращения политических знаний в научные сделал Никколо  Макиавелли (1469-1527 г.г.) - великий итальянский  гуманист, выдающийся деятель эпохи  Возрождения, изложивший свои политические взгляды в работах "Государство", "История Флоренции" и др.Именно Макиавелли первым попытался определить предмет политической науки, ее метод  и в определенной степени-законы. По его мнению, основным предметом  политической науки является государство  и право. "Государь" - это исследование о власти: ее завоевании, удержании, расширении и потере. Итальянский  гуманист впервые ввел в политическую мысль термин "stato" (государство) не в смысле древнего полиса, страны, общества, а в смысле специфически политической организации. Решительно освободившись от теологии и отбросив средневековое учение о государстве  и праве, он приходит к выводу, что  стержнем политического поведения  человека является не христианская мораль, а выгода, интерес, сила. "Судьба, - писал Макиавелли,— всегда на той  стороне, где лучшая армия".Средневековую  концепцию божественного всемогущества  Макиавелли заменил идеей объективной  исторической необходимости, что он назвал судьбой. В историческом процессе большое место он отводит свободной  воле личности и нацеливает людей  на активное творческое участие в  политике. Так, по его мнению, история  зависит от двух факторов. Первый он назвал "fortune (судьба), подразумевая под этим не слепую силу рока, а естественный ход событий, их причинную связь, необходимую последовательность и  т.п. Второй он назвал "virtu" (воля, талант, энергия). Таким образом Макиавелли поставил вопрос о закономерностях исторического и политического процесса и о необходимости учитывать в политике как объективные условия, так и роль человеческого фактора, участников политической деятельности.В разработке теории политики Н. Макиавелли стоял на прагматических позициях, четко ограничивая политику и мораль, ратовал за соединение в политике черт "льва и лисицы": "необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков". Эти и другие аналогичные высказывания в духе "цель оправдывает средства" были односторонне истолкованы как якобы проявления аморализма, вероломства и даже преступности политики в связи с чем появился термин "макиавеллизм" - политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Но истолкование этого термина только в отрицательном, антигуманистическом смысле искажает действительную позицию Макиавелли, который хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, но не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения. В своем главном труде "Государь" Макиавелли, действительно, допускает возможность нарушения религиозных и нравственных норм, но не в принципе и не в любой ситуации, а единственно ради создания и сохранения государства. (В частности, ради объединения его раздробленной тогда Родины - Италии, которую он горячо любил). К сожалению, этим положением, но уже с другими целями руководствовались деятели Французской революции 1789 г., гитлеровцы, большевики. Использование метода, основанного на реалистическом, прагматическом подходе к политике, постановка ряда теоретических проблем (о государстве, о взаимодействии субъективного и объективного в политике и др.) позволяет считать П. Макиавелли, вслед за Аристотелем, основателем политической науки на новом этапе ее развития. Почти одновременно с Н. Макиавелли, заложившим один из первых "камней" в теоретический фундамент нового буржуазного строя, жили и творили люди, отвергнувшие этот строй и предложили ему альтернативу. Это учение утопического социализма, представленное великими гуманистами Т. Мором и Т. Кампанеллой, выразившее и защищавшее интересы угнетенных и обездоленных в период перехода к новому обществу. В условиях, когда частная собственность, подавление и угнетение масс, неравенство и бесправие рассматривались как незыблемая основа любого общественного устройства, ранние социалисты-утописты изобразили, в абстрактной форме, такой общественно-политический строй, в котором господствуют общественная собственность, принципы гуманизма, демократии, свободы, равенства, социальной справедливости. Томас Мор (1478-1535 г.г.) в своей "Утопии" (в переводе - место, которого нет) критикует существующий в современной ему Англии общественный и политический строй, основанный на частной собственности, изобличает паразитизм и корысть аристократии и духовенства, их безразличие к положению обездоленных. Источником всех бед и зла в государстве он считает частную собственность и во второй части книги рисует качественно новое общество - идеал, где нет частной собственности и денег, установлено всеобщее имущественное равенство, государство организует производство и распределение, борется с преступностью.

Подобные взгляды через столетие выразил в Италии Томмазо Кампанелла (1568-1639). В своей книге "Город  солнца" он изображает идеальное  государство, в котором ликвидирована  частная собственность, нет богатых  и бедных, введен всеобщий труд, благодаря  чему резко сокращен рабочий день и есть возможность для разностороннего  развития личности. Идеальное государство-город  происходит не от Бога, а является прямым результатом деятельности разума. В  государстве Солнца существует разделение труда. Главный его компонент - отделение умственного труда от физического. Как и Мор, Кампанелла выступает против допускавшегося Макиавелли противопоставления политики и морали. Политические идеи раннего утопического социализма получили дальнейшее развитие в учении социалистов-утопистов XVIII в. (Ж. Милье, Морелли, Бабеф) и особенно у классиков утопического социализма первой половины XIX в. (Сен-Симона, Оуэна, Фурье).

 

Ответ на вопрос №5 политические концепции Нового времени и Просвещения

Ведущие   мыслители   этого   периода:    Ш. Монтескье,    Ж. Руссо, И. Кант,Г. Гегель.

Значительное внимание мыслители этого периода уделяли  проблемам свободы и прав человека, гарантиям безопасности личности, механизмам, обеспечивающим эту безопасность. Огромную работу в этом направлении проделал французский философ, писатель и  историк Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755 гг.). Он занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, являлся членом Бордосской  академии. В своих основных сочинениях (”Персидские письма“, ”Рассуждения о причинах величия и падения римлян“, ”О духе законов“), анализируя функционирование различных государственных устройств,  Ш. Монтескьё  делает вывод о том, что для преодоления возможности злоупотребления властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти (законодательная, исполнительная, судебная) могли бы взаимно сдерживать друг друга. Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх (или сенат) станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Государи, стремившиеся к деспотизму,  подчёркивал   Ш. Монтескьё,  всегда начинали с того, что объединяли в своем лице все отдельные власти. Идеи Ш. Монтескьё большой популярностью пользовались в революционной Франции;  для обоснования своих политических программ на них ссылались  Марат, Робеспьер,  многие   из  жирондистов.    Разработанные Ш. Монтескьё принципы разделения властей и трёх видов правления (демократия, аристократия, деспотия) впоследствии легли в основу политического устройства буржуазно-демократических государств.В четырнадцатой книге работы  ”О духе законов“  Ш. Монтескьё обосновывает теорию, согласно которойгеографическая среда, и в первую очередь климат, является основной причиной различных форм государственного устройства. “  Ш. Монтескьё считается основателем географической школы в социологии.

Другим представителем французского Просвещения XVIII века является французский мыслитель и писатель, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Руссо принимал участие в создании знаменитой Энциклопедии. В 50-х - начале 60-х гг. Руссо опубликовал произведения, направленные против социально-политического имущественного неравенства: ”Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов“, ”Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“, ”Об общественном договоре, или Принципы политического права“ и другие. Изданная в 1762 г. работа Руссо ”Эмиль, или о воспитании“ за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению. Руссо критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения, во-первых, ”естественное состояние“ догосударственного человечества, во-вторых, идеальную модель возможного общественного устройства. Рост человечества и географические причины, согласно Руссо, ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Появление новых способностей стимулирует новые потребности, и наоборот. Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства политическим, т.е. общественным, - установление частной собственности. В этих условиях неравенства сил и дарований людей приводит к неравенству собственности, которое затем само начинает оказывать определяющее воздействие. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей приводят, главным образом, первых, к потребности в гражданском   мире,   который  обеспечивается  заключением общественного договора. Общественный договор состоит в том, что ”каждый из нас передаёт в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого... По общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает“ (Ж.Ж. Руссо ”Трактаты“).Таким образом, делает вывод Руссо, любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря некоему ”первоначальному соглашению“. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа, который может в любой момент отказаться от любого законодательного решения и принять новое. Политический организм, по Руссо, как и всякий организм, смертен. Продлить его здоровье и существование  могут  удачное правление  и законодательство.Идеал Руссо - небольшие государства, жители которых могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, требуется обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь. Но так как  столь демократический строй невозможен среди нравственно несовершенных людей, Руссо склоняется к аристократии: ”именно тот строй будет наилучшим и наиболее естественным, когда мудрейшие правят большинством, когда достоверно, что они правят им к его выгоде, а не к собственной“. 

При изучении этого периода  нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Кант родился и прожил всю жизнь в Кёнигсберге, окончил  в нём университет (1745 г.) и был в 1755-1770 гг. доцентом, а в 1770-1796 гг. - профессором университета.Кант обосновывал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через действие лиц, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Канту, достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.Рассматривая проблему истории политической мысли, необходимо остановиться на философском наследии и другого немецкого философа, представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.). В 1788-1793 гг. Гегель учился в Тюбингенском теологическом институте (вместе с Ф. Шеллингом). В 1801-1806 гг. жил в Йене.  В 1808-1816 гг.  был  директором  гимназии  в Нюрнберге.   С 1816 г. и   до конца  жизни - профессор  философии  в университетах  Гейдельберга и  Берлина.Гегель осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого общества не было в Античности и Средневековье. Оно возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гражданское общество - сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера  общего и всеобщего. Всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного. Наряду с идеями И. Канта об установлении  вечного мира, проблемой взаимосвязи политики и войны занимались и военные теоретики XVIII - XIX вв.  Так, генерал Г. Ллойд (1720-1783 гг.) отводил значительную роль политике в понимании сущности войны. Французский военный теоретик Г. Жомини (1779-1869 гг.), летописец наполеоновских войн, считал, что политика имеет первенство над всей боевой деятельностью войск, а смысл войны заключается в достижении целей этой политики. Наиболее полно сущность войны  и  её связь  с политикой   исследовал  немецкий  военный  теоретик К. Клаузевиц (1780-1831 гг.). Он высказал следующие идеи: § война не есть самостоятельный акт, а является частью целого - политики; § война, как социальное явление, вызывается политическими мотивами, всегда вытекает из политического  положения   и  не  может   обособляться   от   политических отношений.

Ответ на вопрос №6 Основные течения русской общественно-политической мысли

 

Либерализм

Либерализм ассоциируется  с такими привычными для современного общественно-политического лексикона  понятиями и категориями, как  идея самоценности отдельно взятой личности и ее ответственности за свои действия; идея частной собственности, как  необходимого условия индивидуальной свободы; принципы свободного рынка, свободной  конкуренции и свободного предпринимательства; принцип равенства возможностей; система разделения властей, сдержек  и противовесов; идея правого государства  с принципами равенства всех граждан  перед законом; гарантия основных прав и свобод личности (свободы совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий); всеобщее избирательное  право и т.д.Либерализм — это  весьма гибкое и динамичное идейно-политическое течение, открытое влиянию со стороны  других течений, чутко реагирующее  на изменения в общественной жизни. Либерализм формировался и развивался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При близком рассмотрении в либерализме  обнаруживается весьма причудливое  разнообразие оттенков, переходных ступеней, противоречий. В разные периоды он выступал в различных формах. Учитывая этот факт, говорят о существовании  многих либерализмов. Так, свою книгу, посвященную данной теме, английский исследователь Дж. Грей озаглавил  следующим образом: «Либерализмы: очерки по политической философии».Но при  всей своей многовариантности либерализм имеет общие истоки и определенный комплекс концепций, идей, принципов  и идеалов, в совокупности делающих его особым типом общественно-политической мысли. Своими корнями либеральное  мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие  личности, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В.Гумбольдт, Т.Джефферсон, Дж. Медисон, Б.Констан, А. де Токвиль  и др. На протяжении всего XIX в. эти  идеи были продолжены и дальше развиты  И.Бентамом, Дж. С. Миллем, Т.Х.Грином, Л.Хобхаузом, Б.Бозанкетом и другими представителями  западной общественно-политической мысли. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского  Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской  школы, представители немецкой классической философии, классической политэкономии.Как  правило, выделяют две исторически  сложившиеся либеральные традиции: англосаксонскую и континентально-европейскую. Наиболее выпукло либеральный идеал  складывался в англосаксонских  странах, особенно в США. Здесь индивидуалистическому  идеалу придавалась самодовлеющая  значимость. Он рассматривался не просто как один из многих элементов системы  ценностей и принципов буржуазного  общества, а как главная цель всякого  разумного общества вообще. В своих  крайних формах эта тенденция  трансформировалась в различные  варианты анархизма, либертаризма и  другие разновидности индивидуалистического  радикализма. Что касается континентально-европейской  традиции, то в ней больший акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм авторитаризма. В силу большого разнообразия исторических условий в каждой стране либерализм обрел собственную окраску.Собственный  существенный вклад в разработку либеральных идей внесли представители  русской общественно-политической мысли. Своими корнями эти идеи восходят, по-видимому, ко временам правления  Екатерины II, которая вынашивала планы  реформ системы государственного правления, призванные расширить личную свободу  дворян, усилить роль органов управления отдельных сословий, ввести элементы разделения властей на уровне местного самоуправления и др. В оценке основополагающих идей прав и свобод человека, взаимоотношений  отдельно взятой личности, общества и  государства, развития социальной и  экономической сфер российский либерализм .

В целом либеральное мировоззрение  с самого начала тяготело к признанию  идеала индивидуальной свободы в  качестве универсальной цели.

Консерватизм

Консерватизм вобрал в  себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, что в четырехтомной антологии  «Мудрость консерватизма» среди  приверженцев консервативной традиции перечислены такие разные по своим  социально-философским и идейно-политическим позициям мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Г. Болингброк, Э. Берк, Ж. де Мэстр, Л. де Бональд, А. де Токвиль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адамс, Ф. фон Хайек и др. Этот факт свидетельствует  о неоднозначном толковании консерватизма, разнообразии его идейных корней, а также его сложности и  многовариантности.По общепринятому  мнению, писаная история современного консерватизма начинается со времен Великой французской революции  конца XVIII в., а именно с опубликования  в 1790 г. эссе «Размышления о революции  во Франции» английского политического  деятеля и политического философа Э. Берка. Примерно с того времени  берут начало две классические традиции консерватизма: первая — восходящая к французским мыслителям Ж. де Мэстру и Л. де Бональду; вторая — к Э. Берку. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские  философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. С. Соловьев, И. Ильин  и др.Отцы-основатели консерватизма  противопоставили выдвинутым европейским  Просвещением и Великой французской  революцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как  органическую и целостную систему. Объясняя власть и общество волей  божьей, Л. де Бональд рассматривал власть как «живое существо», воля которого «называется законом, а его действия — правительством». Общество также  живое существо, имеющее свое детство, юность, зрелость. Возражая Руссо и  Канту, которые считали, что общество создано человеком и для человека, де Бональд утверждал: «Человек существует только для общества; общество создается  только для самого себя». Критикуя индивидуализм, де Бональд, в отличие от философов  Нового времени, которые создали  философию «я», говорил, что «я хотел  создать философию социального  человека, философию мы». Исходя из этого он рассматривал государство  как «большую семью», которой и  телом, и душой принадлежат все  составляющие ее «обездоленные индивидуумы». В конструкциях отцов-основателей  консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные  части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность общественного  организма, подобно тому, как отдельные  органы человеческого тела — жизнеспособность и целостность всего его организма.В  чем же состоит новизна новых  вариантов консерватизма? Как правило, в качестве одного из важнейших элементов  консерватизма рассматривается  неприятие идеологий, идей, теорий и  др. Но при этом нельзя забывать, что  сам консерватизм не что иное, как  комплекс идей, концепций, принципов. В  действительности, когда говорят  об «антиидеологичности» и «антитеоретичности»  консерваторов, по сути дела, имеют  в виду не отсутствие у них вообще идей и теорий, а то, что они  отдают предпочтение прагматизму, оппортунизму, компромиссу перед абстрактными схемами. Они против абсолютизации  каких бы то ни было идей и теорий, тем более против их реализации в  чистом виде на практике. И в этом, как представляется, они совершенно правы. Ведь история дает множество  примеров, когда попытки реализации самых, казалось бы, прекрасных и совершенных  идей, доведенных до логического конца, заканчивались абсурдом оруэлловского  толка, инквизицией, «ночами длинных  ножей», бухенвальдами, гулагами. Консерваторы имеют идеи, концепции и теории, но они не интересуются открытием фундаментальных принципов политики и формулированием широких концепций. Они ищут ключи к решению проблем в практике и конкретных делах. Идеологичность консерватизма воочию обнаружилась во второй половине 70-80-х годах, когда была поставлена задача его идеологического перевооружения. Устами одного из лидеров американского неоконсерватизма И. Кристола консерваторы заявили, что «неидеологическая политика — это безоружная политика». Идеологизация или реидеологизация данного варианта консерватизма выражается в защите его представителями принципов свободно-рыночных отношений, индивидуализма, свободной конкуренции, в критике государственного вмешательства, государства благосостояния, социальных реформ и т.д.Для всех течений современного консерватизма, особенно для новых правых и традиционалистов, характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. Как утверждал, например, Р.Уивер, отрицание всего трансцендентного привело к релятивизму, рассматривавшему человека как «меру всех вещей», к отказу от доктрины первородного греха, которую заменили идеей о доброй природе человека. Поскольку лишь физический, чувственный мир стал считаться единственно реальным, начался упадок религии и восхождение рационализма и материализма. Эта сторона у консерваторов проявляется в откровенной ностальгии по более простому, более организованному и гомогенному миру, который, по их мысли, существовал в XVIII-XIX вв. в период свободно-предпринимательского капитализма. Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов, ассоциируемых с семьей, общиной, церковью и другими промежуточными институтами.часть консерваторов ставит на первое место общество. Далеко идущие выводы в этом вопросе делают представители европейского традиционалистского консерватизма, представленного патерналистским крылом в английском торизме, голлизмом во Франции, правыми консерваторами и частью представителей социал-консерватизма в ФРГ. Как отмечал, например, П. Уорстхорн, «социальная дисциплина... представляет собой значительно более плодотворную... тему для современного консерватизма, чем индивидуальная свобода».Современный консерватизм, прошедший длительный путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются самые разнообразные, порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы. С одной стороны, они ратуют за восстановление принципов свободной конкуренции и свободно-рыночных отношений, с другой стороны, всячески подчеркивают свою приверженность традиционным ценностям и идеалам с их ударением на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты, которые, как выше говорилось, подрываются в процессе реализации принципов свободно-рыночной экономики. Вместе с тем традиционалистское и патерналистское течения консерватизма выступают в защиту сильной власти и государства, видя в них средство обеспечения закона и порядка, сохранения традиций и национального начала.

Социал-демократизм

Под социал-демократией, как  правило, подразумевают теорию и  практику всех партий, входящих в Социалистический интернационал. Социал-демократию можно  обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Причем внутри нее существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Например, применительно  к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморской социализм». Существуют «скандинавская» или  «шведская» модель, «интегральный социализм», основывающийся на австромарксизме. Выделяют «фабианский социализм», «гильдейский социализм» и т.д. Социал-демократия появилась в качестве альтернативы капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на началах обобществления средств производства, всеобщего равенства, социальной справедливости и т.д. Отдельными ее отрядами признавался также предлагавшийся марксистами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти установки, признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила игры. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать, как историю постепенного отхода от марксизма. Важную роль в эволюции социал-демократии сыграла сама жизненная практика, которая заставляла ее учитывать общественно-исторические реальности, позволяла убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой к новой общественной системе, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее, интегрировавшись в ее структуры и приняв многие из ее ценностей, норм, принципов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"