Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 05:36, шпаргалка
Ответ на вопрос № 1Политика как целостное общественное явление
В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и
Политические идеи эпохи возрождения
Освобождение политической мысли
из рамок философии и теологии
начинается в эпохуВозрождения (Ренессанса)
– периодвкультурном и идейном
развитии стран Западной и ЦентральнойЕвропы,
охватывающей в Италии XIV - XVI ст., а
в других странах - конец XV - XVI ст. Основное
содержание этой эпохи - разложение феодализма
и формирование новых буржуазных
отношений, что сопровождается освобождением
от религиозных представлений и
формированием светского
Подобные взгляды через
Ответ на вопрос №5 политические концепции Нового времени и Просвещения
Ведущие мыслители этого периода: Ш. Монтескье, Ж. Руссо, И. Кант,Г. Гегель.
Значительное внимание
мыслители этого периода
Другим представителем
французского Просвещения XVIII века является
французский мыслитель и
При изучении этого периода нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Кант родился и прожил всю жизнь в Кёнигсберге, окончил в нём университет (1745 г.) и был в 1755-1770 гг. доцентом, а в 1770-1796 гг. - профессором университета.Кант обосновывал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через действие лиц, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Канту, достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.Рассматривая проблему истории политической мысли, необходимо остановиться на философском наследии и другого немецкого философа, представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.). В 1788-1793 гг. Гегель учился в Тюбингенском теологическом институте (вместе с Ф. Шеллингом). В 1801-1806 гг. жил в Йене. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни - профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина.Гегель осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого общества не было в Античности и Средневековье. Оно возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гражданское общество - сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера общего и всеобщего. Всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного. Наряду с идеями И. Канта об установлении вечного мира, проблемой взаимосвязи политики и войны занимались и военные теоретики XVIII - XIX вв. Так, генерал Г. Ллойд (1720-1783 гг.) отводил значительную роль политике в понимании сущности войны. Французский военный теоретик Г. Жомини (1779-1869 гг.), летописец наполеоновских войн, считал, что политика имеет первенство над всей боевой деятельностью войск, а смысл войны заключается в достижении целей этой политики. Наиболее полно сущность войны и её связь с политикой исследовал немецкий военный теоретик К. Клаузевиц (1780-1831 гг.). Он высказал следующие идеи: § война не есть самостоятельный акт, а является частью целого - политики; § война, как социальное явление, вызывается политическими мотивами, всегда вытекает из политического положения и не может обособляться от политических отношений.
Ответ на вопрос №6 Основные
течения русской общественно-
Либерализм Либерализм ассоциируется
с такими привычными для современного
общественно-политического В целом либеральное Консерватизм Консерватизм вобрал в
себя различные, порой противоречивые
идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно,
что в четырехтомной антологии
«Мудрость консерватизма» среди
приверженцев консервативной традиции
перечислены такие разные по своим
социально-философским и Социал-демократизм Под социал-демократией, как правило, подразумевают теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический интернационал. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Причем внутри нее существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Например, применительно к социалистическим партиям Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии используются понятия «социализм», «латинский социализм» или «средиземноморской социализм». Существуют «скандинавская» или «шведская» модель, «интегральный социализм», основывающийся на австромарксизме. Выделяют «фабианский социализм», «гильдейский социализм» и т.д. Социал-демократия появилась в качестве альтернативы капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на началах обобществления средств производства, всеобщего равенства, социальной справедливости и т.д. Отдельными ее отрядами признавался также предлагавшийся марксистами революционный путь ликвидации капитализма и перехода к социализму. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти установки, признала существующие общественно-политические институты и общепринятые правила игры. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать, как историю постепенного отхода от марксизма. Важную роль в эволюции социал-демократии сыграла сама жизненная практика, которая заставляла ее учитывать общественно-исторические реальности, позволяла убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой к новой общественной системе, в необходимости трансформировать, усовершенствовать ее, интегрировавшись в ее структуры и приняв многие из ее ценностей, норм, принципов. |