Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка
Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.
I. Предмет и задачи
возрастной психологии
Возрастная психология как отрасль психологической
науки, возникшая в конце XIX в., направлена
на выявление возрастных особенностей
и динамики процесса психического развития
личности в течение жизни. Предметом возрастной
психологии является изучение фактов
и закономерностей психического развития
человека в онтогенезе (онтогенез — развитие
индивида на протяжении его жизни). Главная
задача возрастной психологии - раскрыть
предпосылки, условия и движущие силы
психического развития человека с момента
рождения до глубокой старости, описать
динамику развития отдельных психических
процессов (познавательных, волевых, эмоциональных)
и свойств формирования качеств личности,
возрастных и индивидуальных особенностей
деятельности и общения. Возрастная психология
должна дать характеристику каждого периода
жизни человека, вскрыв его специфические
и взаимосвязанные с другими периодами
особенности, показать различия протекания
каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими
характеристиками.
Мера дробления возрастных периодов развития
человека и их сравнительных характеристик
последовательно возрастала. К настоящему
времени, с учетом сложившейся в нашей
стране системы обучения и воспитания,
внутри самой возрастной психологии четко
обозначились подразделы: психология
дошкольника (часто называемая детской
психологией), психология младшего школьника,
психология подростка, психология старшего
школьника (или ранней юности), психология
взрослого человека и, наконец, психология
преклонного возраста (геронтопсихология).
Естественно, что если в рамках отдельного
возрастного периода представляется возможным
более детально выявить и проанализировать
характеристики именно данного возраста,
то общая возрастная динамика требует
охвата ряда этапов выявления сравнительных
характеристик нескольких возрастных
срезов.С момента возникновения возрастной
психологии (конец XIX — начало XX вв.) рамки
возрастных границ объектов исследований
существенно раздвинулись.Исследования
аспектов развития уже изученных психологических
особенностей взрослых людей постепенно
распространялись на юношей, подростков,
младших школьников и затем дошкольников.
Эти исследования позволили обнаружить
ранее неизвестные потенциальные возможности
детей, а главное — раскрыть те периоды
жизни ребенка, которые наиболее благоприятны
(сензитивны) для развития различных функций,
интеллектуальных возможностей, формирования
нравственных качеств личности.
Заслуживающим внимания в этом отношении
является ранний возраст, первые годы
и даже месяцы жизни младенца, когда начинается
процесс социализации, превращения биологического
существа в человеческую личность. Разрастание
исследований психологии преклонного
возраста тоже позволило получить много
важного и интересного. Границы сохранения
активности и творческих способностей
человека оказались значительно дальше,
чем это считалось ранее, а главное, обнаружилось,
что эти границы могут быть существенно
смещены за счет организации жизни и деятельности
человека.Без знания возрастной психологии
невозможны осуществление педагогического
процесса в целом, определение содержания
и методов учебно-воспитательной работы,
реализация индивидуального подхода к
учащемуся, оказание необходимой помощи
и поддержки развивающемуся человеку.
Для обозначения данной области психологического
знания используют несколько понятий:
1) возрастная психология; 2) психология
развития; 3) генетическая психология.
1-ая делает акцент на возрастных особенностях
психики; 2-ая изучает сам процесс психического
развития.
Составляющими предмета возрастной психологии
являются:изменения, которые происходят
в психике и поведении человека при переходе
из одного возраста в другой; при этом
изменения могут быть различны: количественные
(увеличение словарного запаса, объема
памяти...) - эволюционные - накапливаются
постепенно, плавно, медленно; качественные
(усложнение грамматических конструктов
в речи - от ситуативной речи к монологу,
от непроизвольного к произвольному вниманию)
- революционные - более глубокие, происходят
быстро (скачок в развитии), появляются
на рубеже периодов; ситуационные - связаны
с конкретной социальной средой, ее влиянием
на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются
в закреплении;
понятие возраста - определяется как специфическое
сочетание психики и поведения человека. Возраст
или возрастной период - это цикл детского
развития, имеющий свою структуру и динамику.
Психологический возраст (Л.С. Выготский)
- качественно своеобразный период психического
развития, характеризуется, прежде всего,
появлением новообразования, которое
подготовлено всем ходом предшествующего
развития.
В данный блок изучения входят следующие
проблемы:
- специфические сочетание психологии
и поведения обозначенные понятием возраст;
- в каждом возрасте человек имеет уникальное,
характерное только для него сочетание
психических и поведенческих особенностей,
которое за пределами этого возраста уже
никогда больше не повторяется;
- понятие возраст в психологии ассоциируется
исключительно с особенностями психологии
и психики, а также поведения, но не в коем
случае не с количество прожитых лет. Так
существует два вида: паспортный и интеллектуальный.
Например, ребенок может выглядеть не
по годам взрослым и развитым, причем в
своих суждениях и поступках (вундеркинд)
и наоборот подросток или даже юноша могут
проявлять себя как дети, то есть вести
себя инфантильно;
- возрастные особенности имеют даже познавательные
процессы человека так как общий план
развития психики непосредственно влияет
на восприятие, память, мышление и речь;
- любые характеристики возраста проявляются
прежде всего в особенностях личности,
а именно в интересах, суждениях, взглядах,
мотивах поведения;
- понятие возраст, которое психологически
верно определено для данного периода
времени – это основа для установления
всех возрастных норм в интеллектуальном
и личностном развитии;
- понятие возраст широко используется
в тестах вместе со своими критериями
в качестве точки отсчета, для установления
планки (уровня) психологического развития
ребенка в целом.
Психологический возраст может не совпадать
с хронологическим возрастом отдельного
ребенка, записанным в его свидетельстве
о рождении, а затем в паспорте. Возрастной
период имеет определенные границы. Но
эти хронологические границы могут сдвигаться,
и один ребенок вступит в новый возрастной
период раньше, а другой - позже. Особенно
сильно "плавают" границы подросткового
возраста, связанного с половым созреванием
детей.
Закономерности, механизмы и движущие
силы психического развития;
детство - предмет возрастной психологии
по Обуховой - период усиленного развития,
изменений и обучения.В большинстве источников
возрастная психология определяется как
наука о фактах и закономерностях психического
развития здорового человека. На любой
ступени исследований данная область
никогда не выступает как нечто неизменное.Возрастная
психология отмечает два вида изменений
происходящих в человеке: основательные,
качественные и стабильные качественные
характеристики (изменения), которые происходят
в двух сферах – как в психике, так и в
поведении. Например, детей при их переходе
из одной возрастной группы в другую.Условия
психологического развития определяют
собой внутренние и внешние постоянно
действующие факторы, которые не являются
движущими силами, но сильно влияют на
развитие сами, постепенно направляя его
ход, что существенно формирует динамику
и главное определяет конечный результат.предмет
и задания педагог психолог. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности
развития человека в условиях обучения
и воспитания. Она тесно связана с педагогикой,
детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. Предмет науки - это та сторона
или стороны объекта науки, которыми он
в ней представлен. Если объект существует
независимо от науки, то предмет формируется
вместе с ней и закрепляется в ее понятийной
системе. Предмет не фиксирует всех сторон
объекта, хотя может при этом включать
то, что в объекте отсутствует. В определенном
смысле развитие науки есть развитие ее
предмета. Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании
психологических особенностей и закономерностей
интеллектуального и личностного развития
человека в условиях учебно-воспитательной
деятельности, образовательного процесса.
Соответственно задачами педагогической
психологии являются (см. анимацию):раскрытие механизмов и закономерностей
обучающего и воспитывающего воздействия
на интеллектуальное и личностное развитие
обучаемого;определение механизмов и
закономерностей освоения обучающимся
социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания)
в индивидуальном сознании обучаемого
и использования в различных ситуациях;определение
связи между уровнем интеллектуального
и личностного развития обучаемого и формами,
методами обучающего и воспитывающего
воздействия (сотрудничество, активные
формы обучения и др.);определение особенностей
организации и управления учебной деятельностью обучаемы
изучение психологических
определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.
2.роль соц развития и наследственности.
В ранний и дошкольный периоды главным в становлении ребенка как личности является взрослый. Именно его мнение, порицание или одобрение, подбадривание являются важными условиями для гармоничного развития ребенка в согласии с окружающим миром и собственными ощущениями.
Желание ребенка услышать похвалу от взрослых, прежде всего от родителей, заставляет его совершать не свойственные ему поступки, вести себя так, чтобы заслужить одобрение. С поступлением ребенка в школу его социальные роли увеличиваются. У него появляется больше прав и обязанностей, он начинает свое взаимодействие с социумом, занимая в нем благодаря своим стараниям и умениям определенное место.
Конец младшего школьного возраста характеризуется тем, что у детей появляется желание услышать похвалу и одобрение от школьных товарищей. Значимым является для него и мнение учителя. Стремление к родительскому одобрению проявляется не так ярко, как прежде. Эти изменения являются своего рода подготовительным этапом для перехода в подростковый возраст.
Ярким проявлением подростковых стремлений
является желание завоевать некий
авторитет, занять определенную нишу среди
своих одноклассников и друзей. Именно
поэтому подростки так
Общение со сверстниками, сравнение
себя с другими приводит к тому,
что важнейшим содержанием
Это заставляет их действовать на основе не только общих установившихся требований, но и на основе собственных взглядов и представлений. Старший школьный возраст – это период становления и формирования научного и морального миросозерцания.
В этом возрасте стремления и желания детей организуют и управляют их поведением идеятельностью. Потребности школьников претерпевают количественные и качественные изменения. Они становятся осознанными и опосредованными. Как таковые условия жизни не могут регулировать, задавать психическое развитие (дети, выросшие в одних и тех же условиях, могут быть совершенно разными, абсолютно не похожими друг на друга). Важной является гармония в отношениях ребенка с окружающим миром.
Одни и те же условия для одного
могут быть положительными и желанными,
а для другого –
3. учеба,воспитание и психическое развитие
Развитие человека происходит
в ходе овладения общественно-
– появлению новых его форм и видов структур отражения действительности.
Психика ребенка развивается
при активном освоении им внешнего
мира в разных видах деятельности.
В совместной деятельности ребенка
и взрослого с предметами внешнего
мира формируется психика ребенка.
Руководство деятельностью
Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат учения, под которым понимают деятельность, направляемую познавательными мотивами и целями. Классически в педагогической психологии учение рассматривают как процесс предпринимаемых учеником учебных действий, направленных на развитие способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков.В свою очередь, процесс обучения предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя и характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков. Здесь акцент делается на то, что делает учитель. Учебной деятельностью называют процесс, в результате которого человек сознательно и целенаправленно приобретает новые или совершенствует имеющиеся у него знания. Все три понятия относятся к содержанию учебного процесса.Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научения, к учащемуся относятся: его мотивация учения, произвольность познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативных качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях. Учителя касаются такие обстоятельства, обусловливающие успех научения, как наличие у него необходимых для осуществления педагогической деятельности психологических качеств: увлеченности преподаваемым предметом, умения передать эту увлеченность учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения.
4понятие возраста в психологии.периодизация
Выготского. Психологический (психический) возраст сложное,
комплексное понятие, оно служит для обозначения временных
характеристик индивидуального развития
и отражает уровень умственного и личностного развития
человека, выраженный в виде ссылки на
тот возраст, представители которого в
среднем показывают данный уровень.Психологическое
развитие имеет ряд закономерностей, реализация
которых зависит от условий жизни, деятельности
личности:1) неравномерностьпс
2) интеграция психики. Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;
3) пластичность и возможность компенсации.
При слабости одной функции можно усилить развитие других функций (так слабую память можно компенсировать смысловой организацией материала, чтобы его лучше понять).
С точки зрения Эриксона существуют психологические. Возрастная периодизация Л.С. Выготского
1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии
ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю
среду.2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).
3. Кризис одного года - имеет
позитивное содержание: здесь негативныесимптомы
очевидно и непосредственно
которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.4. Раннее детство (1год–3года).
5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка
претерпевает резкие и внезапные
изменения. Ребенок проявляет
упрямство, негативизм, капризность,
своеволие. Позитивное значение:возникают
новые характерные черты
т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется егоотношение к другим детям.
8. Школьный возраст (8-12лет).
9. Кризис 13 лет – негативная
фаза возраста полового
строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы
интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к
высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением
работоспособности.10. Пубертатный возраст (14-18 лет). 11. Кризис 17 лет.
5возрастная периодизация
Эльконина.. Роль деятельности в психическом развитии.
Понятие «ведущей деятельности».Это периодизация
Льва Семеновича Выготского и Даниила
Борисовича Эльконина. В них используются
три критерия - социальная ситуация развития,
ведущая деятельность и центральное возрастное
новообразование. Социальная ситуация
развития - это своеобразное сочетание
того, что сформировалось в психике ребенка
и тех отношений, которые устанавливаются
у ребенка с социальной средой.Понятие
"ведущая деятельность" было введено
Леонтьевым: деятельность, которая на
данном этапе оказывает наибольшее влияние
на развитие психики.Новообразование
- те качественные особенности психики,
которые впервые появляются в данный возрастной
период.
8 вопр. Эпигенетическая теория развития
личности Э.Эриксона. Периодизация личностного
развития
Стадия развития Нормальная линия Аномальная
линия
0 - 1 год - раннее младенчество
социальное качество - надежда • доверие
к людям, к окружающему миру.
• взаимная любовь, связь ребенок - родитель
• удовлетворение потребности в общении
с родителями • недоверие к людям в результате
лишения любви, эмоциональной изоляции
ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года - позднее младенчество (ранний
возраст) социальное качество - воля •
самостоятельность
• уверенность в себе • сомнения в себе
• гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры
социальное качество- целеустремленность
• инициативность
• активность, живое воображение
• подражание взрослому
• признаки полоролевогоповедения •
чувство вины
• пассивность
• отсутствие инициативы
• отсутствие признаков полоролевого
поведения
5-11 лет среднее детство социальное качество-
компетентность • стремление к достижению
• трудолюбие
• развитие познавательных и коммуникативных
навыков • чувство собственной неполноценности
• избегание сложных заданий, ситуаций
соревнования
• слаборазвитость познавательных и трудовых
навыков
• конформность
11-20 лет половая зрелость,подростничество,
юность социальное качество- верность
• эгоидентичность(собственная уникальность)
• жизненное самоопределение
• поиск себя
• формирование мировоззрения
• половая поляризация в формах поведения
• диффузия идентичности (не может найти
себя, не знает чего хочет)
• путаница ролей
• смещение временных перспектив
• смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослостьсоциальное
качество - любовь • интимность
• стремление к контактам с людьми
• желание и способность посвятить себя
другим людям
• рождение и воспитание детей • изоляция
• избегание других людей (первичные симптомы
в изменении психики человека - трудный
характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослостьсоциальное
качество - забота • творчество (особенно
в труде)
• продуктивная и творческая работа над
собой и другими • застой (особенно в труде)
• эгоизм, эгоцентризм
• непродуктивность в работе
• ранняя инвалидность