Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка
Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.
Во-вторых, будущий педагог должен
овладеть общей культурой
В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т.е. «фасилитатора». Это обязывает студента -- будущего педагога развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг студентов.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами -- заповедями его психолого-педагогической деятельности:
-- уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности -- относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
-- постоянно ищи возможность
саморазвития и
-- передавай ученику знания так,
чтобы он хотел и мог их
осваивать, был готов их
Система представляется как множество
взаимосвязанных элементов, образующих
устойчивое единство и целостность, обладающее
интегральными свойствами и закономерностями.Педагогическа
Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.
Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности.
В связи с этим в структуре педагогических способностей выделяются два ряда признаков:
1. Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.
2. Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т. е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т. е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога. Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности.
1. Чувство объекта.2. Чувство меры или такта.
3. Чувство причастности.
Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных
педагогических способностей обеспечивает
формирование педагогической интуиции,
которая, в свою очередь, может быть
как «хорошей», т. е. помогающей продуктивно
решать педагогические задачи, так и «плохой»,
т. е. подсказывающей неверные решения.
Таким образом, перцептивно-рефлексивные
педагогические способности «специализируются»
на анализе взаимодействия между субъектом
профессионально-
28.психолого-педагогические
проблемы взаимоотношений
- доверять друг другу; - ощущать свою ответственность
за работу группы Ученики и учитель могут
много сотрудничать при подготовке уроков
и внеклассных мероприятий. Переходя к
конкретным случаям следует отметить,
что для уроков по литературе ребята могут
сами писать сценарии с указанием ролей
участников, реквизита. Так при подготовке
урока внеклассного чтения в 5 классе по
сказке С.Я Маршака «Двенадцать месяцев»
ученики сами выбирают сцену из пьесы
для постановки, с удовольствием готовят
костюмы, учат роли. Уже стали традицией
показ выставок рисунков- иллюстраций
того или иного произведения. Инициаторы
– дети. Учащиеся старших классов работают
над компьютерными презентациями. Так
презентацию «Поэзия серебряного века»,
выполненную одиннадцатиклассниками
, можно использовать и на уроках, и во
время проведения школьных предметных
недель. Хорошо работают и опорные схемы,
которые готовят ученики на уроки русского
языка и литературы, кроссворды , вопросы
для виктории по предметам, подобранные
ребятами , доклады и сообщения , материал,
который находят для проведения уроков
открытого письма, уроков - устных журналов,
уроков - «редакций», уроков – дискуссий.
Конечно же участие в различных конкурсах
, работа над творческими заданиями у ребят
получится только тогда , когда рядом будет
хороший наставник-учитель. Педагогический
такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно
играют решающую роль в успешности труда
учителя. Это весьма важная сторона мастерства
педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения
между учителем и учеником. Но педагогический
такт полностью не решает проблему взаимоотношенийЗарубежные
исследователи в своих исследованиях
тоже указали, что дети склонны предпочитать
учителей, обладающих следующими характеристиками: 1.
человеческие качества - доброта, весёлость,
ответственность, уравновешенность. 2.
организационные качества - справедливость,
последовательность, честность, уважение
других. 3. деловые качества - полезность,
демократичность, умение заинтересовать.
4. внешний вид - хорошо одет, приятный голос,
общая привлекательность. В старших классах
популярными учителями назвали тех, которые
умеют преподнести учебный материал наглядно,
живо, проблематично. [4]
Хочу отметить, что во взаимоотношениях
"учитель-ученик” кроме выделенных
тех или иных личностных или профессиональных
качеств педагога, предполагается также
учет ожиданий учащегося, которые частично
выражаются в конкретных требованиях
к поведению учителя. Их важно исследовать
в возрастном плане, т.е. выяснить, чего
хотят и ждут от учителей школьники разного
возраста, и как эти ожидания меняются
от одного класса к другому. Неспособность
педагога удовлетворить ожидания учащегося
и невнимание к этим ожиданиям могут порождать
негативное отношение к самому учителю,
к его предмету, приводить к острым конфликтам.Конфликты
- явления чрезвычайно разнообразные по
своему характеру. Они могут быть внутриличностными
, столкновение двухнесовместимых желаний
, противоположных тенденций , когда не
удовлетворяются главные потребности
личности , наносится ущерб ценностям
"я”. Обычно в школах конфликты бывают
между учителем и учеником в
подростковом возрасте . Здесь важно ,
что учитель отчетливо должен представлять
себе основные причины возникновения
конфликтных взаимоотношений и знать
реальные способы их предупреждения .[3]
Специфические причины конфликтов «Учитель
– ученик»
1. Недостаточный профессионализм педагога
как предметника и воспитателя, проявляющийся
в нервных взаимоотношениях педагога
с детьми: в демонстрации своего превосходства,
своего особого статуса; в серьёзных ошибках
взаимодействия, таких как дискриминация
по отношению к отдельным учащимся, открытое
или маскируемое нарушение педагогической
этики на почве борьбы за лидерство; в педагогически
непрофессиональных действиях учителей:
плохая
организация класса, приказной тон, крик
учителя, который часто провоцирует грубые
нарушения дисциплины учащимися; в предвзятом
отношении учителя к ученикам, проявляющемся
в
систематическом занижении отметок, в
выделении «любимчиков»; в самовольном
установлении учителем количества и форм
проведения
проверки знаний учащихся, не предусмотренных
программой и резко превышающих нормативную
учебную нагрузку детей; в неумении организовать
познавательный интерес у учащихся к своему
предмету; в «навешивании ярлыков», например
неуспевающего ученика; в акцентировании
внимания окружающих на психологических
проблемах и
недостатках ученика; в оценке поступка,
базирующейся на субъективном восприятии
личности
ученика;в неумении организовать занятия
со всеми учащимися. 2. Нарушение школьных
требований учащимися: неподготовленность
домашних
заданий; умышленное нарушение дисциплины;
пропуски уроков без уважительной причины.
3. Проявление личностных конфликтов как
обучаемого, так и педагога.Каким же хотят
видеть ученики своего учителя ? 1.Нравственное
качество (справедливый, уважает человеческое
достоинство, доверяет).
2.Любовь к своему предмету. Качество учителя
к своему предмету. Хорошо знает свой предмет,
дает знания сверх программы. 3.Качественный
хороший классный руководитель, хочет
сделать жизнь детей увлекательной, интересной,
не заставляет ребят, не останавливает
свой порядок, не любит командовать, дает
дельные советы. Отрицательные качества
учителей:
1.Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2.Выделяет отдельных учеников. 3.Придирчивый,
старается наказать за каждый проступок. 4.Требует
от ученика безоговорочного подчинения. 5.Относится
как к маленьким. 6.Относится неуважительно. 7.Не
умеет хранить тайну. Каким путем можно
предотвратить конфликты и как добиться,
чтобы учителя с учениками были в хороших
отношениях: 1. Умело провести организационный
момент урока, не оставлять не одного ученика
в бездеятельности. 2. Создавать атмосферу
непрерывного общения с классом. 3. Требовательность
к себе и к ученикам по поводу полной готовности
к уроку. 4. Знание предмета " на отлично”,
свободное владение им. Применение разных
методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению
поставленной цели: добиться полного усвоения
материала со всеми без исключения учащимися. 6.
Рациональное использование времени,
дорожит каждой минутой урока. 7. Добиться
полного усвоения материала, добиться
высоких результатов: самоотдача, активность
управлять ими. 8. Организация индивидуальной
работы, особенно с тем, кому дается трудно
предмет. Их на уроке больше спрашивать,
больше теребить и беспокоить. 9. Организовать
работу с "трудными” детьми, и непрерывно
спрашивать, заставлять их думать, находить
более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности
ученика, не допускать разного рода оскорбления,
прозвищ, замечаний. Можно указать по крайней
мере три наиболее существенные особенности
типа учебного взаимодействия. Во-первых,
каждый ученик включается в решение продуктивных
задач не в конце, а в начале процесса усвоения
нового предметного содержания, на основе
специально организованного активного
взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими
учениками. Во-вторых, ситуации взаимодействия
и сотрудничества, являясь специфическим
средством решения продуктивных задач
и условием овладения учащимися способами
познавательной деятельности и межличностных
отношений, претерпевают изменения в процессе
общения, обеспечивая тем самым становление
механизмов саморегуляции поведения и
личности учащегося. В-третьих, в процессе
совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают
прежде всего механизм смыслообразования
и целеобразования, чем обеспечивается
более продуктивное и мотивированное
овладение операционно-техническими средствами
выполнения новой деятельности. И какие
бы новации не вводились, в школе как сотни
и тысячи лет назад встречаются участники
образовательного процесса: учитель и
ученик. Между ним (всегда) – океан знаний
и рифы противоречий . И это нормально.
Любой океан противоречит, препятствует,
но преодолевающих его – одаривает постоянно
меняющимися пейзажами, неохватностью
горизонта, скрытной жизнью своих глубин,
долгожданным и неожиданно вырастающим
берегом. А учитель всегда будет капитаном
в этом плавании главным штурманом