Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка
Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.
Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.
24.психологические проблемы
выбора профессии.Профессиональ
способность принимать самостоятельные
решения и т.д. Нарождающийся новый хозяйственный
механизм, ориентированный на стимулирование
частной инициативы человеческих возможностей,
поощрение творческих возможностей, в
конечном счете, создает условия для свободы
личности в выборе жизненного и профессионального
пути.Результатом процесса профессионального
самоопределения в старшем школьном возрасте
является выбор будущей профессии. Помощь
учащимся в правильном выборе профессии
предполагает необходимость специальной
организации их деятельности, включающей
знания о себе и о мире профессионального
труда с последующим соотнесением знаний
о себе со знаниями, о профессиональной
деятельности.Эти компоненты являются
основными составляющими процесса профессионального
самоопределения на этапе выбора профессии.Выделим
ряд направлений, способствующих решению
практических вопросов профессионального
самоопределения подрастающего поколения.
К ним относятся: система профориентации,
вооружающая школьников необходимыми
знаниями для ориентации в мире профессий,
умениями объективно оценивать свои индивидуальные
особенности; диагностические методики
изучения личности школьников в целях
оказания индивидуальной помощи в выборе
профессии; теоретические и методические
основы проф. консультации молодежи, банк
профессиокарт; системный подход к профориентации
школьников; общественно-значимые мотивы
выбора профессии.Однако, несмотря на
некоторые положительные результаты профориентация
в современных условиях всё ещё не достигает
своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующ
25.развитие самосознания в период ранней юности. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к. терминология в области взросления несколько запутана ( см., например, и др. ). В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность ( 15-17 лет ) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений. авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период : примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.Рост самосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: “ Кто я? ”Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е самосознание .Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности -открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного “я”. Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.Юность особенно чувствительна к “внутренним” , психологическим проблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность и тем меньше для него значит “внешний” событийный контекст.Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества.. Юношеское “я” еще не определено, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.До подросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его “я” практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества.
Развитие самосознания как и
любого сложного психического новообразования,
проходит ряд сменяющих друг друга
стадий. С этой точки зрения ранний
юношеский возраст можно
26. Развитие личности в старшем школьном возрасте.
Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ наук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение.
Что касается особенностей развития
личности, то следует отметить следующее.
Самосознание старших школьников приобретает
качественно новый характер, оно
связано с потребностью осознать
и оценить морально-
Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте - усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении. Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности, разбираются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».
Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны, к концу этого возраста, но мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.
.27.психологическая характеристика профессии учителя. Психологическая характеристика педагогической деятельности
В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем отображенных в приложении А. Среди важнейших из них можно выделить следующие:1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;2. Проблема профессионализма педагога;3. Проблема психологической подготовки педагога;
4. Проблема подготовки педагогов
к системам развивающего
- необходимостью учитывать
- необходимостью учитывать
- профессиональными и
- готовностью осуществлять
- необходимостью видеть
Оценка качества психологической подготовки должна приобрести принципиально новую направленность и фиксировать, в какой мере выпускник владеет когнитивной, операциональной и личностной компетенциями, а не только знаниями, как это имеет место в настоящее время.
При создании нового стандарта психологической подготовки бакалавра по направлению «педагогика», работу над которым начали вузы, можно обеспечить условия для принципиального прорыва в качестве подготовки учителя, для которого психологическое знание станет основой его профессионализма. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2008. - С. 148.
ЗаключениеВ заключении можно сделать
вывод о том, что каждый, кто
выбирает профессию педагога, берет
на себя ответственность за тех, кого
он будет учить и воспитывать,
вместе с тем отвечая за самого
себя, свою профессиональную подготовку,
свое право быть Педагогом, Учителем,
Воспитателем. Достойное выполнение
профессионального
Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.). Например, такое позитивное профессиональное качество, как умение человека адекватно оценивать и корректировать свое поведение, есть одна из предпосылок адекватного воздействия на других людей. Формирование этого качества требует от будущего педагога развития рефлексивного мышления, высокого уровня познавательной активности и волевой саморегуляции.