Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка
Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.
20.новообразования подростков. Подростковые «новообразования»
В обучении перед подростками возникает
новая задача: проникнуть в результате
специально организованной познавательной
деятельности в объективную сущность
предметов действительности, понять закономерные
отношения между ними. При этом очень часто
сущность вещи вовсе не совпадает с ее
видимостью и то, что подросток узнает
на уроке, может казаться ему противоречащим
его непосредственному жизненному опыту.
Иными словами, школьные знания подростка,
в отличие от знаний ребенка, перестают
быть только простой суммой новых сведений,
новых представлений и понятий; со школьными
знаниями подростка оказываются внутренне
связанными и новые способы мышления,
и новое познавательное отношение учащихся
к действительности. В средних классах
школы учащиеся вплотную приступают к
усвоению отдельных учебных предметов,
то есть к освоению системы научных понятий,
системы причинно-следственных зависимостей,
составляющих содержание соответствующего
предмета. И если изучаемые ранее дисциплины
носили предельно конкретный и описательный
характер, то в подростковом возрасте
изучаемые дисциплины приобретают гораздо
более отвлеченное содержание. Кроме того,
в школьную программу начинают входить
совсем новые учебные предметы, выступающие
в качестве особых областей теоретических
знаний, зачастую не имеющих непосредственной
наглядной опоры ни в жизненных представлениях
ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел
в начальных классах школы. Таким образом,
подросток должен научиться видеть в понятии
обобщенную в нем реальность, а за системой
школьных знаний — мир во всем его конкретном
многообразии. Изучаемые в этот период
многочисленные понятия и законы, как
правило, соотносятся с действительностью
лишь опосредованно, через систему других
понятий. Это, в свою очередь, требует от
подростка того, чтобы он научился в процессе
своего мышления следовать не только от
конкретных предметов (или представлений)
к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного
понятия к другому. Иначе говоря, подросток
должен перейти от отдельных суждений
по поводу того или иного факта или явления
действительности к связи этих суждений,
то есть перейти к собственно теоретическому
«мышлению в понятиях» (Божович Л. И., 1968).
Таким образом, подросток постепенно приобретает
«взрослую логику мышления». В это же время
происходит дальнейшая интеллектуализация
таких психических функций, как восприятие
и память. На уроках геометрии и черчения
развивается восприятие; появляются умения
видеть сечения объемных фигур, читать
чертежи и т. д. Для развития памяти важно
то, что усложнение и значительное увеличение
объема изучаемого материала приводит
к окончательному отказу от дословного
заучивания с помощью повторений. В процессе
понимания нормально развивающиеся дети
трансформируют текст и, запоминая его,
воспроизводят основной смысл прочитанного.
Активно осваиваются мнемонические приемы;
если же они были сформированы в начальной
школе, то теперь они автоматизируются,
становятся стилем учебной деятельности
подростков. С общим интеллектуальным
развитием связано и развитие воображения.
Сближение воображения с теоретическим
мышлением дает импульс к творчеству:
некоторые подростки начинают писать
стихи, серьезно заниматься разными видами
конструирования и т. п. Воображение подростка,
конечно, менее продуктивно, чем воображение
взрослого человека, но оно богаче фантазии
ребенка. Наряду с этим следует отметить
тот факт, что в подростковом возрасте
развитие воображения может идти и по
другим линиям развития. Например, далеко
не все подростки стремятся к достижению
объективного творческого результата,
но при этом практически все используют
возможности своего творческого воображения,
получая удовлетворение от самого процесса
фантазирования. Здесь, по мнению Л. С.
Выготского (1984), «игра ребенка перерастает
в фантазию подростка»
21. интеллектуальное развитие в подростковом возрасте. Интеллектуальное развитие подростков базируется на становлении формально-логического мышления, т.е. в подростковом возрасте ребенок приобретает взрослую логику. Так, если вы зададите младшему школьнику задачу: "Все красные пимпочки передряжные. Моя пимпочка красная. Передряжная ли она?", то он вас попросту не поймет или откажется от решения задачи, т.к. он оперирует образами. Подросток же, в силу того, что он может отступить от конкретных наглядных образов, с легкостью решит данную задачу. (Правильный ответ для тех, у кого данная задача вызвала затруднения: "Моя пимпочка передряжная, т.к. она красная. А красные, по условиям задачи, все до единого передряжные").Для умственного развития подростка характерно оперирование гипотезами при решении интеллектуальных задач. Благодаря формированию теоретического мышления, бурно развивается интерес к философии, политике, религии. Познавательная сфера подростка становится произвольной. Внимание и память уже полностью ему подчиняются - теперь удержать внимание на чем-либо долгое время ему уже под силу. Для развития памяти важно учить подростка пользоваться мнемотехническими приемами, ведь дословное заучивание при помощи зубрежки уже не эффективно при огромных объемах материала, предлагаемых школой.
Воображение, сближаясь с теоретическим абстрактным мышлением дает мощный толчок для развития творчества.В познавательное развитие подростков все еще необходимы активные вложения, но личность резко трансформируется, меняются ценности - учеба теперь отходит на последний план, а на первый выступает общение со сверстниками, "взрослые" увлечения. И в это время озабоченным падением успеваемости своего чада родителям очень важно поддерживать и мотивировать подростка к учебе, продолжать развитие его познавательных процессов, формировать интеллектуальные интересы.
22. Общая характеристика общения
Понятие и виды общения Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Данное понятие разработано
на стыке философии, социологии и
социальной психологии и носит наиболее
общий характер. Оно нацелено на
изучение любых взаимосвязей между
различными общественными субъектами,
к которым относятся люди, социальные
группы, социальные слои общества. На социальном
уровне общение является необходимым
условием для передачи социального
опыта и культурного наследия
от одного поколения другому. В типичной
социальной ситуации общение определяет
организацию совместной деятельности
людей.В более узком
Ключевыми словами в понимании
сущности общения являются следующие:
контакт, связь, взаимодействие, обмен,
способ объединения. Наиболее точным словом
для обозначения общения как
социально-психологического феномена
является слово контакт, то есть соприкосновение.
Контакт между людьми осуществляется
посредством языка и речи. Речь
является основным средством общения.
Она может быть рассмотрена как
объективация человеческого сознания
посредством знаковой системы.Важнейшим
фактором речи являются паралингвистические
средства передачи информации. К ним
относятся: громкость речи, темп, особенности
произнесения звуков, тембр голоса,
жесты, мимика, позы и т.д. Совокупность
паралингвистических средств, сопровождающих
общение, определяет его контекст. Паралингвистические
средства могут подтверждать смысл
сказанного, либо, наоборот, опровергать
его. Противоречие между сказанным
и выраженным через паралингвистические
средства следует рассматривать
как фактор неполноценного общения
[14, С.218].Любой контакт
Мотивационное общение имеет в своём содержании передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.
По целям общение делится
на биологическое и социальное. Биологическое
– это общение, необходимое для
поддержания, сохранения и развития
организма. Социальное общение преследует
цели расширения и укрепления межличностных
контактов, установления и развития
интерперсональных отношений, личностного
роста индивида.Важнейшими видами общения
у людей являются вербальное и
невербальное. Невербальное общение
не предполагает использование звуковой
речи, это общение при помощи мимики,
жестов и пантомимики, через прямые
сенсорные или телесные контакты.
Вербальное общение присуще только
человеку и в качестве обязательного
условия предполагает усвоение языка.
По своим коммуникативным
23.социальная ситуация развития в ранней юности.
В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности.Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все более сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики.Когда осуществляется переход от подросткового к раннему юношескому возрасту? Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив — «аффективный центр» жизни юноши.
«В молодости все силы души направлены
на будущее, и будущее это принимает
такие разнообразные, живые и
обворожительные формы под
Начало этого процесса относится
к подростничеству, когда подросток
задумывается о будущем, пытается его
предвосхитить, создает образы (рисует
картины) будущего, не задумываясь при
этом о средствах его достижения.
Общество, в свою очередь, ставит перед
молодым человеком совершенно конкретную
и жизненно важную задачу профессионального
самоопределения, и таким образом
создается характерная
Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость, для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства... А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т.д.
В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных социокультурных условиях, когда старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов.
Некоторые психологи считают, что
эта особенность —