Шпаргалки по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка

Описание

Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Работа состоит из  1 файл

психология2.docx

— 124.47 Кб (Скачать документ)

 

20.новообразования подростков. Подростковые «новообразования» в интеллектуальной сфер Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. В первую очередь активно развивается способность к абстрактному мышлению. Исследование когнитивного развития в подростковом возрасте занимает довольно скромное место среди множества работ, посвященных многочисленным аспектам интеллектуальной жизни в данном возрасте. Б. Инельдер и Ж. Пиаже (2003) описали серию «новообразований», приводящих к развитию способности к гипотетико-дедук-тивному мышлению, которые сопровождаются появлением двух когнитивных механизмов: комбинаторного анализа и перехода к более сложным формам обратимости суждений. Основным «новообразованием» данного периода является способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами. В мышлении подростков часто отмечаются стремление к «мудрствованию», разрешению сложных философских проблем, склонность к фантазированию и вымыслам. 
В обучении перед подростками возникает новая задача: проникнуть в результате специально организованной познавательной деятельности в объективную сущность предметов действительности, понять закономерные отношения между ними. При этом очень часто сущность вещи вовсе не совпадает с ее видимостью и то, что подросток узнает на уроке, может казаться ему противоречащим его непосредственному жизненному опыту. Иными словами, школьные знания подростка, в отличие от знаний ребенка, перестают быть только простой суммой новых сведений, новых представлений и понятий; со школьными знаниями подростка оказываются внутренне связанными и новые способы мышления, и новое познавательное отношение учащихся к действительности. В средних классах школы учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельных учебных предметов, то есть к освоению системы научных понятий, системы причинно-следственных зависимостей, составляющих содержание соответствующего предмета. И если изучаемые ранее дисциплины носили предельно конкретный и описательный характер, то в подростковом возрасте изучаемые дисциплины приобретают гораздо более отвлеченное содержание. Кроме того, в школьную программу начинают входить совсем новые учебные предметы, выступающие в качестве особых областей теоретических знаний, зачастую не имеющих непосредственной наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел в начальных классах школы. Таким образом, подросток должен научиться видеть в понятии обобщенную в нем реальность, а за системой школьных знаний — мир во всем его конкретном многообразии. Изучаемые в этот период многочисленные понятия и законы, как правило, соотносятся с действительностью лишь опосредованно, через систему других понятий. Это, в свою очередь, требует от подростка того, чтобы он научился в процессе своего мышления следовать не только от конкретных предметов (или представлений) к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. Иначе говоря, подросток должен перейти от отдельных суждений по поводу того или иного факта или явления действительности к связи этих суждений, то есть перейти к собственно теоретическому «мышлению в понятиях» (Божович Л. И., 1968). 
Таким образом, подросток постепенно приобретает «взрослую логику мышления». В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертежи и т. д. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания нормально развивающиеся дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, то теперь они автоматизируются, становятся стилем учебной деятельности подростков. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Наряду с этим следует отметить тот факт, что в подростковом возрасте развитие воображения может идти и по другим линиям развития. Например, далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но при этом практически все используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Здесь, по мнению Л. С. Выготского (1984), «игра ребенка перерастает в фантазию подростка»

 

21. интеллектуальное развитие  в подростковом возрасте. Интеллектуальное развитие подростков базируется на становлении формально-логического мышления, т.е. в подростковом возрасте ребенок приобретает взрослую логику. Так, если вы зададите младшему школьнику задачу: "Все красные пимпочки передряжные. Моя пимпочка красная. Передряжная ли она?", то он вас попросту не поймет или откажется от решения задачи, т.к. он оперирует образами. Подросток же, в силу того, что он может отступить от конкретных наглядных образов, с легкостью решит данную задачу. (Правильный ответ для тех, у кого данная задача вызвала затруднения: "Моя пимпочка передряжная, т.к. она красная. А красные, по условиям задачи, все до единого передряжные").Для умственного развития подростка характерно оперирование гипотезами при решении интеллектуальных задач. Благодаря формированию теоретического мышления, бурно развивается интерес к философии, политике, религии. Познавательная сфера подростка становится произвольной. Внимание и память уже полностью ему подчиняются - теперь удержать внимание на чем-либо долгое время ему уже под силу. Для развития памяти важно учить подростка пользоваться мнемотехническими приемами, ведь дословное заучивание при помощи зубрежки уже не эффективно при огромных объемах материала, предлагаемых школой.

Воображение, сближаясь с теоретическим  абстрактным мышлением дает мощный толчок для развития творчества.В  познавательное развитие подростков все  еще необходимы активные вложения, но личность резко трансформируется, меняются ценности - учеба теперь отходит на последний план, а на первый выступает общение со сверстниками, "взрослые" увлечения. И в это время озабоченным падением успеваемости своего чада родителям очень важно поддерживать и мотивировать подростка к учебе, продолжать развитие его познавательных процессов, формировать интеллектуальные интересы.

22.  Общая характеристика общения

Понятие и виды общения Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано  на стыке философии, социологии и  социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между  различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои общества. На социальном уровне общение является необходимым  условием для передачи социального  опыта и культурного наследия от одного поколения другому. В типичной социальной ситуации общение определяет организацию совместной деятельности людей.В более узком психологическом  смысле общение понимается как процесс  и результат установления контактов  между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных  знаковых систем. В психологическом  словаре под редакцией А.В.Петровского  и М.Г.Ярошевского общение рассматривается  как сложный, многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти  три характеристики содержания принято  рассматривать как аспекты общения. Передача информации рассматривается  как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный  аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения.

Ключевыми словами в понимании  сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как  социально-психологического феномена является слово контакт, то есть соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Она может быть рассмотрена как  объективация человеческого сознания посредством знаковой системы.Важнейшим  фактором речи являются паралингвистические  средства передачи информации. К ним  относятся: громкость речи, темп, особенности  произнесения звуков, тембр голоса, жесты, мимика, позы и т.д. Совокупность паралингвистических средств, сопровождающих общение, определяет его контекст. Паралингвистические  средства могут подтверждать смысл  сказанного, либо, наоборот, опровергать  его. Противоречие между сказанным  и выраженным через паралингвистические  средства следует рассматривать  как фактор неполноценного общения [14, С.218].Любой контакт предполагает обратную связь. Так, например, если два  знакомых человека случайно встретились, то общение произошло, даже если они  только поздоровались. Однако если один из них заметил другого, а тот  его нет, то общение не состоялось, потому что не было контакта. Контакт  может быть и на уровне только паралингвистических  средств. Например, когда два незнакомых человека с интересом рассматривают  друг друга.В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это  информация, которая в межиндивидуальных  контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием  общения могут быть сведения о  внутреннем мотивационном или эмоциональном  состоянии живого существа. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно  приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение  многопредметно, оно самое разнообразное  по своему внутреннему содержанию.Цель общения – это то, ради чего у  человека возникает данный вид активности. Целью общения для человека является передача и получение объективных  знаний о мире, обучению и воспитанию, согласование разумных действий в совместной деятельности, установлении и прояснении личных и деловых взаимоотношений. У человека целью общения представляют собой средства удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.Не менее существенны отличия средств  общения. Средства общения можно  определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.В  зависимости от содержания, цели и  средств общения можно разделить  на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивная (обмен знаниями), кондиционная (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационные (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет в  своём содержании передачу друг другу  определённых побуждений, установок  или готовности к действиям в  определённом направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного  общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

По целям общение делится  на биологическое и социальное. Биологическое  – это общение, необходимое для  поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных  контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного  роста индивида.Важнейшими видами общения  у людей являются вербальное и  невербальное. Невербальное общение  не предполагает использование звуковой речи, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного  условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов  и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью  его заменить.

23.социальная ситуация  развития в ранней юности.

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются  процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности.Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все более сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики.Когда осуществляется переход от подросткового к раннему юношескому возрасту? Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив — «аффективный центр» жизни юноши.

«В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает  такие разнообразные, живые и  обворожительные формы под влиянием надежды, основанной не на опытности  прошедшего, а на воображаемой возможности  счастия, что одни понятые и разделенные  мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста» (Толстой А.Н: Отрочество // Избранные  произведения. М., 1985. С. 222).

Начало этого процесса относится  к подростничеству, когда подросток  задумывается о будущем, пытается его  предвосхитить, создает образы (рисует картины) будущего, не задумываясь при  этом о средствах его достижения. Общество, в свою очередь, ставит перед  молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального  самоопределения, и таким образом  создается характерная социальная ситуация развития. В 9-м классе средней  школы и еще раз в 11 -м классе школьник неминуемо попадает в ситуацию выбора — завершения или продолжения  образования в одной из его  конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т.п. Социальная ситуация развития в ранней юности — «порог»  самостоятельной жизни.

Сложность ситуации выбора девятиклассника  в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость, для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства... А позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т.д.

В юности происходит принципиально  важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания  становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессионального  ориентирования приобрела в современных  социокультурных условиях, когда  старшие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих  советов.

Некоторые психологи считают, что  эта особенность — самостоятельность  встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с  новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и  возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный возраст), как никакой другой период, отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим  параметрам может быть оценен как  находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуальном (время  наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же ребёнка  часто не совпадает).

Информация о работе Шпаргалки по "Возрастной психологии"