Шпаргалки по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка

Описание

Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Работа состоит из  1 файл

психология2.docx

— 124.47 Кб (Скачать документ)

 

6.возрастная периодизация  Эриксона. В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально – сенсорная стадия),

от 1 года до 3 лет (раннее детство, или  мышечно – анальная стадия),

от 3 до 6 лет (возраст игры , или локомоторно  – генитальная стадия),

от 6 до 12 лет (школьный возраст , или  латентная стадия),

от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский  возраст),

от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),

от 26 до 64 лет (средняя зрелость),

от 65 лет (поздняя зрелость).

 

7Новорожденные. Развитие  психики ребенка в возрасте 0 - 1 год

1. Кризис новорожденности 
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. 
Причины кризиса новорожденности: 
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания). 
- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.2. Психологическая характеристика периода новорожденностиРебенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете. 
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления".Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца 
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.  
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи. 
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.4. Основные линии психического развития ребенкаРазвитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

   

8Развитие предметной  деятельности.

Уже в период младенчества ребенок  выполняет довольно сложные манипуляции  с предметами, может научиться  некоторым действиям, показанным ему  взрослым, может перенести усвоенное  действие на новый предмет. Но манипуляции  младенца направлены лишь на использование  внешних свойств и отношений  предметов -- ложкой он действует так  же, как палочкой, карандашом или  совочком.

Переход от младенчества к раннему  детству связан с развитием нового отношения к миру предметов -- они  начинают выступать для ребенка  не просто как объекты, удобные для  манипулирования, а как вещи, имеющие  определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая, закреплена за ними в общественном опыте. Основные интересы ребенка переносятся  в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, и взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в этом, овладении. В период раннего детства  осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим  видом деятельности на протяжении всего  периода. Прежде чем непосредственно  перейти к понятию деятельностный подход к анализу психического развития ребенка, следует рассмотреть, что  же такое психическое развитие.Первое положение психического развития ребенка  состоит в том, что наблюдаемые  в границах каждой стадии изменения  процессов психической жизни ребенка происходит независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т.п.). Хотя эти линия развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием.

В целом можно следующим образом  охарактеризовать общую картину  развития отдельных процессов психической  жизни ребенка внутри стадии. Развитие ведущей деятельности, характеризующей  данную стадию, и связанное с ней  развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение  в его сознании новых целей, формирование отвечающих им новых действий. Так  как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже  владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное  несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развития новых действий. Каждая деятельность ребенка отражает не только его отношение  к предметной действительности, в  каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отношения.Развиваясь, ребенок  превращается в члена общества, несущего все обязанности, который оно  на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем  иным как отдельные ступени этого  превращения. Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе  общественных отношений. Он также и  осознает эти отношения, осмысливает  их. Развитие его сознания находит  в изменении мотивации деятельности; прежние мотивы теряют свою побудительную  силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмыслению его прежних  действий. Та деятельность, которая  прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая  деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития.

Такие переходы в противоположность  внутристадиальным изменениям идут дальше - от изменения действий операции. Функция к изменению деятельности в целом. Итак, какой бы частый процесс  психической жизни ребенка мы не взяли , анализ движущих сил его  развития неизбежно приводит нас  к основным видам деятельности ребенка  к побуждающим их мотивам, а следовательно  и к тому, какой смысл открывается  ребенку в предметах, явлениях окружающего  мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и  состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов  в деятельности ребенка, а от этого  зависят его особенности, которые  эти частные процессы приобретают  на разных ступенях развития

 

9.развитие познавательных  процессов в раннем детстве.

Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. К концу 1-го года жизни ребенок уже не так зависит от матери. Психологическое  единство «мать – ребенок» начинает распадаться, т. е. психологически ребенок  отделяется от матери. 
Ведущей деятельностью становится пред-метно-манипулятивная. Ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе 1-го года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития: 
1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования. Она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой; 
2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами; 
3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей. 
Соответственно, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к появле- 
нию начальных форм самосознания. Первой задачей для формирования самостоятельной личности является умение управлять своим телом, появляются произвольные движения. Произвольные движения вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе, что выражается в переходе от называния себя по имени к использованию местоимений «мой», «я» и т. п. Ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает в своем развитии образную и вербальную. 
Появляется произвольная форма запоминания слов. Способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету проявляется у большинства детей во 2-м полугодии 2-го года жизни. К 3 годам создаются необходимые предпосылки для перехода к дошкольному периоду. 
В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания. 
Психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности.

10. Развитие личности  в раннем детстве. Кризис трех лет.

Отличительная особенность психики  ребенка раннего возраста - единство эмоционального и действенного отношения  к непосредственно воспринимаемому  миру. Поведение ребенка ситуативно - каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная  ситуация часто «руководит» и  восприятием, и поведением ребенка.Когда  появляются личные, собственные желания  ребенка, они часто имеют форму  аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как  важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет  собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого.Психологические  новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал 7 причин,которые  указывают о наступлениеи кризиса:1)  негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;2)  упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;3)  строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;4)  своеволие - проявление инициативы собственного действия,стремление все делать самому;5)  протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; 
6)  симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;7)  деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен.

Поведенческий комплекс «гордость  за достижения» выражает новообразование  кризиса трех лет. Он состоит в  том, что для детей трехлетнего  возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). При  относительно демократичной системе  отношений взрослого и ребенка  критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых  необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить.У детей начинает формироваться  воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в  опеке со стороны взрослых и стремятся  сами делать выбор. Ребенок познает  различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это  может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой  сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда  и неуверенности вместо автономии  возникают у детей тогда, когда  родители ограничивают проявления независимости  ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.К  концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, Возникает новое отношение  к взрослому. Теперь он выступает  как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства  и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства  связано с переводом действия в игровой, символический план, с  возникновением полноценной игры.

11 Игра,   как  основной  вид  деятельности  дошкольника. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. 
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. 
Структура сюжетно-ролевой игры:  
В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.- тема; 
- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д. 
Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. 
- роль (главная, второстепенная); 
- игрушки, игровой материал; 
- игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком) 
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. 
Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. 
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!"). 
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. 
Роль игры в развитии психики ребенка. 
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". 
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) 

Информация о работе Шпаргалки по "Возрастной психологии"