Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:54, шпаргалка
Возрастная психология как отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предметом возрастной психологии является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни). Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.
6.возрастная периодизация Эриксона. В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:
от рождения до 1 года (младенчество,
или орально – сенсорная
от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно – анальная стадия),
от 3 до 6 лет (возраст игры , или локомоторно – генитальная стадия),
от 6 до 12 лет (школьный возраст , или латентная стадия),
от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст),
от 20 до 25 лет (ранняя зрелость),
от 26 до 64 лет (средняя зрелость),
от 65 лет (поздняя зрелость).
7Новорожденные. Развитие психики ребенка в возрасте 0 - 1 год
1. Кризис новорожденности
Процесс рождения - тяжелый, переломный
момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис
новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически
отделяется от матери. Он попадает в совершенно
иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа
дыхания, необходимость смены типа питания).
- Психологические (психика новорожденного
ребенка представляет собой набор врожденных
безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни).Какие
же безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего дыхательный и сосательный
рефлексы, защитные и ориентировочные
рефлексы. Некоторые рефлексы являются
атавистическими ("цеплятельный")
- они получены от предков-животных, бесполезны
для ребенка и вскоре исчезают. Основную
часть времени ребенок спит.2. Психологическая
характеристика периода новорожденностиРебенок
обладает чувствительностью: различает
соленый, горький, сладкий вкус; реагирует
на звуковые раздражители. Важные события
в психической жизни ребенка - возникновение
слухового и зрительного сосредоточения.
Слуховое сосредоточение появляется на
2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей
двери, вызывает прекращение движений,
ребенок замирает и замолкает. Позже, на
3-4 неделе, такая же реакция возникает
на голос человека. В это время ребенок
не только сосредоточивается на звуке,
но и поворачивает голову в сторону его
источника. Зрительное сосредоточение,
появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется
так же: ребенок замирает и задерживает
взгляд (разумеется, недолго) на ярком
предмете.
Новорожденный, приобретя способность
реагировать на голос ухаживающей за ним
матери, видеть ее лицо, устанавливает
с ней эмоциональные связи. Примерно в
1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает
взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро
двигает ногами, издает громкие звуки
и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная
реакция была названа "комплексом оживления".Комплекс
оживления, включающий истинно человеческую
особенность - улыбку, - знаменует собой
появление первой социальной потребности
- потребности в общении. А становление
у ребенка потребности в общении означает,
что он в своем психическом развитии переходит
от новорожденности в собственно младенчество.3.
Эмоциональное общение со взрослым как
ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста
- эмоциональное общение со взрослым. Ребенок
в этом возрасте является слабым и совершенно
беспомощным. Хотя, родившись, он отделился
от матери физически, но биологически
еще связан с ней. Ни одной своей потребности
он не может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и чистое,
перемещают в пространстве, следят за
его здоровьем. И, наконец, с ним общаются.
Такая беспомощность, полная зависимость
от взрослого человека составляют специфику
социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребенка появляется
рано, примерно в 1 месяц, после кризиса
новорожденности (по некоторым данным,
в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении
мамы (или другого близкого человека, ухаживающего
за ребенком) показывает возникновение
потребности в общении, которая должна
как можно более полно удовлетворяться.
Непосредственно-эмоциональное общение
со взрослым создает у ребенка радостное
настроение и повышает его активность,
что становится необходимой основой для
развития его движений, восприятия, мышления,
речи.
Что же происходит, если потребность в
общении не удовлетворяется или удовлетворяется
недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице
или детском доме, отстают в психическом
развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют
бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный
вверх, мало двигаются, ощупывают свое
тело или одежду и не стремятся схватить
попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы,
апатичны, не испытывают интереса к окружающему.
Речь появится у них очень поздно. Более
того, даже при хорошем гигиеническом
уходе дети отстают в своем физическом
развитии. Эти тяжелые последствия недостатка
общения в младенчестве получили название
госпитализма.4. Основные линии психического
развития ребенкаРазвитие сенсорики:
зрительное сосредоточение, появившееся
еще на этапе новорожденности, совершенствуется.
После второго месяца сосредоточение
становится достаточно длительным, к 3
месяцам его продолжительность достигает
7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет
форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок
может прослеживать движущиеся предметы.
В 4 месяца он не просто видит, а активно
смотрит: реагирует на увиденное, двигается
и повизгивает.
8Развитие предметной деятельности.
Уже в период младенчества ребенок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами, может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослым, может перенести усвоенное действие на новый предмет. Но манипуляции младенца направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов -- ложкой он действует так же, как палочкой, карандашом или совочком.
Переход от младенчества к раннему
детству связан с развитием нового
отношения к миру предметов -- они
начинают выступать для ребенка
не просто как объекты, удобные для
манипулирования, а как вещи, имеющие
определенное назначение и определенный
способ употребления, т. е. в той функции,
которая, закреплена за ними в общественном
опыте. Основные интересы ребенка переносятся
в область овладения все новыми
и новыми действиями с предметами,
и взрослый приобретает роль наставника,
сотрудника и помощника в этом,
овладении. В период раннего детства
осуществляется переход к предметной
деятельности, которая становится ведущим
видом деятельности на протяжении всего
периода. Прежде чем непосредственно
перейти к понятию
В целом можно следующим образом
охарактеризовать общую картину
развития отдельных процессов
Такие переходы в противоположность
внутристадиальным изменениям идут
дальше - от изменения действий операции.
Функция к изменению
9.развитие познавательных процессов в раннем детстве.
Раннее детство охватывает
возраст от одного до 3 лет. К концу
1-го года жизни ребенок уже не
так зависит от матери. Психологическое
единство «мать – ребенок» начинает
распадаться, т. е. психологически ребенок
отделяется от матери.
Ведущей деятельностью становится пред-метно-манипулятивная.
Ускоряется процесс психологического
развития. Этому способствует то, что ребенок
начинает самостоятельно передвигаться,
появляется деятельность с предметами,
активно развивается речевое общение
(как импрессивная, так и экспрессивная
речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе
1-го года жизни складываются основные
противоречия, приводящие ребенка на новые
этапы развития:
1) автономная речь как средство общения
обращена к другому, но лишена постоянных
значений, что требует ее преобразования.
Она понятна другим и используется как
средство общения с другими и управления
собой;
2) манипуляции с предметами должны смениться
деятельностью с предметами;
3) становление ходьбы не как самостоятельного
движения, а как средства достижения других
целей.
Соответственно, в раннем детстве существуют
такие новообразования, как речь, предметная
деятельность, а также создаются предпосылки
для развития личности. Ребенок начинает
отделять себя от других предметов, выделяться
из окружающих его людей, что приводит
к появле-
нию начальных форм самосознания. Первой
задачей для формирования самостоятельной
личности является умение управлять своим
телом, появляются произвольные движения.
Произвольные движения вырабатываются
в процессе формирования первых предметных
действий. К 3 годам у ребенка складывается
представление о себе, что выражается
в переходе от называния себя по имени
к использованию местоимений «мой», «я»
и т. п. Ведущей является пространственная
зрительная память, которая опережает
в своем развитии образную и вербальную.
Появляется произвольная форма запоминания
слов. Способность осуществлять классификацию
объектов по форме и цвету проявляется
у большинства детей во 2-м полугодии 2-го
года жизни. К 3 годам создаются необходимые
предпосылки для перехода к дошкольному
периоду.
В раннем детстве быстро развиваются разнообразные
познавательные функции в их первоначальных
формах (сенсорика, восприятие, память,
мышление, внимание). В это же время у ребенка
начинают проявляться коммуникативные
свойства, интерес к людям, общительность,
подражание, формируются первичные формы
самосознания.
Психическое развитие в раннем детстве
и многообразие его форм и проявлений
зависят от того, насколько ребенок включен
в общение со взрослыми и насколько активно
он себя проявляет в предметной познавательной
деятельности.
10. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет.
Отличительная особенность психики
ребенка раннего возраста - единство
эмоционального и действенного отношения
к непосредственно
6) симптом обесценивания — проявляется
в том, что ребенок начинает ругаться,
дразнить и обзывать родителей;7) деспотизм
— ребенок заставляет родителей делать
все, что он требует. По отношению к младшим
сестрам и братьям деспотизм проявляется
как ревность.Кризис протекает как кризис
социальных отношений, отделения от близких
взрослых и связан со становлением самосознания
ребенка. В этом проявляется потребность
в реализации и утверждении собственного
Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу»,
«не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием,
становятся осмысленными. Возникает особая
форма личного сознания, внешне проявляющаяся
в знаменитой формуле «Я сам». Феномен
«Я сам» знаменует психологическое отделение
ребенка от взрослого и распад прежней
ситуации социального развития.Две взаимосвязанные
тенденции развития реализуются в кризисный
период — тенденция к эмансипации и тенденция
к волевой форме поведения.Особенность
этого нового вида действий в том, что
они длятся независимо от поведения взрослых;
ребенок в любом случае остается недоволен.
Поведенческий комплекс «гордость
за достижения» выражает новообразование
кризиса трех лет. Он состоит в
том, что для детей трехлетнего
возраста становятся значимыми достижение
(результат, успех в деятельности)
и признание (оценка взрослого). При
относительно демократичной системе
отношений взрослого и ребенка
критический период протекает приглушеннее.
Но и в этих случаях дети иногда
сами ищут повод противопоставить себя
взрослому, так как им это «внутренне
необходимо». Ситуации, в которых
необходимо настоять на запрете, существуют,
и родители, несмотря на негативные
реакции и провокации ребенка, должны
их обозначить.У детей начинает формироваться
воля, автономия (независимость, самостоятельность),
они перестают нуждаться в
опеке со стороны взрослых и стремятся
сами делать выбор. Ребенок познает
различие между «хочу» и «должен».
Если кризис протекает вяло, это
может свидетельствовать о
11 Игра, как основной вид
Главное изменение в поведении состоит
в том, что желания ребенка отходят на
второй план, и на первый план выходит
четкое выполнение правил игры.
Структура сюжетно-ролевой игры:
В каждой игре свои игровые условия - участвующие
в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.-
тема;
- Сюжет - та сфера действительности, которая
отражается в игре. Сначала ребенок ограничен
рамками семьи и поэтому игры его связаны
главным образом с семейными, бытовыми
проблемами. Затем, по мере освоения новых
областей жизни, он начинает использовать
более сложные сюжеты - производственные,
военные и т.д.
Старшие дошкольники способны играть
в одно и то же по несколько часов подряд,
а некоторые игры у них растягиваются
на несколько дней.
- роль (главная, второстепенная);
- игрушки, игровой материал;
- игровые действия (те моменты в деятельности
и отношениях взрослых, которые воспроизводятся
ребенком)
Младшие дошкольники имитируют предметную
деятельность - режут хлеб, трут морковку,
моют посуду. Они поглощены самим процессом
выполнения действий и подчас забывают
о результате - для чего и для кого они
это сделали.
Для средних дошкольников главное - отношения
между людьми, игровые действия производятся
ими не ради самих действий, а ради стоящих
за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок
никогда не забудет "нарезанный"
хлеб поставить перед куклами и никогда
не перепутает последовательность действий
- сначала обед, потом мытье посуды, а не
наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение
правилам, вытекающим из роли, причем правильность
выполнения этих правил ими жестко контролируется.
Игровые действия постепенно теряют свое
первоначальное значение. Собственно
предметные действия сокращаются и обобщаются,
а иногда вообще замещаются речью ("Ну,
я помыла им руки. Садимся за стол!").
В развитии игры выделяются 2 основные
фазы или стадии. Для первой стадии (3-5
лет) характерно воспроизведение логики
реальных действий людей; содержанием
игры являются предметные действия. На
второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные
отношения между людьми, и содержанием
игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого
человека.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному
общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные
желания правилам игры. Появляется соподчинение
мотивов - "хочу" начинает подчинятся
"нельзя" или "надо".
3) В игре интенсивно развиваются все психические
процессы, формируются первые нравственные
чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности
(соревновательные, игровые мотивы, потребность
в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной
деятельности (рисование, лепка, аппликация)