Синергетика - культура нелинейного мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:30, контрольная работа

Описание

Глобальный цивилизационный кризис конца ХХ века, проявляющийся во всех областях человеческой деятельности, обусловлен двумя основными причинами. Во-первых, мы вступили, по выражению Эрвин Ласло, в "эпоху бифуркаций" порожденную интерференцией многих циклических социокультурных процессов на неустойчивой границе самоистребления, границе экстенсивного развития техногенной цивилизации, и, во-вторых, набирают темп процессы самоорганизации нового информационного общества, ноосферные механизмы которого похоже могут стать гарантами мягкого сценария выхода из планетарного кризиса [

Содержание

Теоретическая часть 3
Введение 3
1.Искушение синергетикой 5
2. Синергетика и новые подходы к процессу обучения 8
2.1 Почему синергетика имеет особое значение для образования? 8
2.2 Синергетические методы образования 11
2.3 Возврат к визуальному мышлению 14
2.4 Синергетика как способ интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования 16
Заключение 18
Практическая часть 19
1. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителей фрейдистского направления и бихевиоризма? 19
2. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования? 22
3. Сравнительный анализ 24
4. Структурный анализ научной статьи 36
5. Краткий конспект по теме «Структура малой группы» 45
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Синергетика - культура нелинейного мышления.docx

— 66.94 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Теоретическая часть 3

Введение 3

1.Искушение  синергетикой 5

2. Синергетика и  новые подходы  к процессу обучения 8

2.1 Почему синергетика  имеет особое значение  для образования? 8

2.2 Синергетические  методы образования 11

2.3 Возврат к визуальному  мышлению 14

2.4 Синергетика как  способ интеграции  естественнонаучного  и гуманитарного  образования 16

Заключение 18

Практическая  часть 19

1. Чем принципиально  отличается подход  к исследованиям  и объяснению психических  явлений представителей  фрейдистского направления  и бихевиоризма? 19

2. Какие требования  необходимо строго  соблюдать при  использовании беседы  и анкетного метода  исследования? 22

3. Сравнительный анализ 24

4. Структурный анализ  научной статьи 36

5. Краткий конспект  по теме «Структура  малой группы» 45

Список  использованной литературы 48

 

Теоретическая часть

Введение

 

Глобальный  цивилизационный кризис конца ХХ века, проявляющийся во всех областях человеческой деятельности, обусловлен двумя основными причинами. Во-первых, мы вступили, по выражению Эрвин  Ласло, в "эпоху бифуркаций" порожденную  интерференцией многих циклических  социокультурных процессов на неустойчивой границе самоистребления, границе  экстенсивного развития техногенной  цивилизации, и, во-вторых, набирают темп процессы самоорганизации нового информационного  общества, ноосферные механизмы которого похоже могут стать гарантами мягкого сценария выхода из планетарного кризиса [4,15].

В любом  случае кризис характеризуется гибелью  многих параметров порядка, ростом объема информации и коммуникативных связей в режиме с обострением, и, как  следствие этого, порождает фрагментарность  восприятия мира, кризис самоидентификации  как личности, так и социальных групп, напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях, отношениях человека и природы, культуры естественнонаучной и культуры гуманитарной и т.д. Ситуация напоминает библейский сюжет о смешении языков начиная уже с уровня научного дисциплинарного знания. Кризис современной системы образования, так же лишь часть глобального кризиса, в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что в условиях нарождающегося постиндустриального информационного общества "третьей волны" не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм, нестабильность политических и экономических ситуаций. Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях. Это также объясняет действия многих крупных организаций и властных структур, напоминающие "слепой полет". Такое положение показывает, что сегодня судьбы цивилизации не могут определяться ни мудрейшими правительствами, ни международными организациями, ни учеными до тех пор, пока их действия не будут осознано, поддержаны широкими слоями населения или, говоря языком постнеклассической науки, пока не будет создана новая самоорганизующаяся среда. И сегодня новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу постепенно становятся непременным условием выживания Человечества и каждого индивидуума. Реформа образования должна опираться на идеи целостности и фундаментальности образования, но не в духе традиционного дисциплинарного понимания фундаментальных наук, заложившего образовательную парадигму со времен первой фазы научной революции, а с учетом парадигмальных изменений науки рубежа ХХI века, перехода ее в междисциплинарную стадию постнеклассической науки [6,125].

Таким образом, реформа образования в  школе, как высшей, так и общеобразовательной, не может сводиться к косметическим  мерам, но связана с кардинальным расширением понятия фундаментальности  образования, дающего целостное  видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога, в котором одной из наибольших проблем является проблема взаимопонимания  естественника и гуманитария, или, говоря словами Чарльза Сноу - проблема двух культур. Причем по экспертным оценкам  для управления ситуацией нам  отпущен лишь краткий миг истории - два три поколения, иначе последствия  будут глобально необратимы, и  кризис пойдет по катастрофическому  сценарию. Вот почему образование  должно сейчас нести не только традиционную функцию передачи социального опыта, но в большой степени опережающую, превентивную функцию - подготовка человека к жизни в эпоху кризисов.

1.Искушение  синергетикой

 

Что означает "синергетика"? Синергетика - лишь одно из возможных, но далеко не единственное значение X. Термин "синергетика" происходит от греческого "синергена" - содействие, сотрудничество. Предложенный Г. Хакеном [7], этот термин акцентирует  внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры  как единого целого. Большинство  существующих ныне учебников, справочников и словарей обходят неологизм Хакена молчанием. Заглянув в энциклопедии последних изданий, мы с вероятностью, близкой к единице, обнаружим в них не синергетику, а "синергизм"[3,35].

1.Совместное  и однородное функционирование  органов (например, мышц) и систем;

2. Комбинированное  действие лекарственных веществ  на организм, при котором суммарный  эффект превышает действие, оказываемое  каждым компонентом в отдельности.

Фигура  умолчания объясняется не только новизной термина "синергетика", но и тем, что X - наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации  и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной  природы, еще далека от завершения и  единой общепринятой терминологии (в  том числе и единого названия всей теории) пока не существует. Бурные темпы развития новой области, переживающей период "штурма и натиска", не оставляют  времени на унификацию понятий и  приведение в стройную систему всей суммы накопленных фактов. Кроме  того, исследования в новой области  ввиду ее специфики ведутся силами и средствами многих современных  наук, каждая из которых обладает свойственными  ей методами и сложившейся терминологией.

Параллелизм и разнобой в терминологии и системах основных понятий в значительной мере обусловлены также различием  в подходе и взглядах отдельных научных школ и направлений и в акцентировании ими различных аспектов сложного и многообразного процесса самоорганизации.

Итак, сегодня  как никогда нужен целостный  трансдисциплинарный взгляд на мир, причем на уровне сознания большинства  граждан, иначе в обществе не возникнет  когерентного понимания глобальных проблем и способов их решения. Да и откуда ему взяться, ведь социальный опыт передается системой образовательных институтов, которые ориентированы на стереотипы линейного стабильного развития в прошлом, а сегодня необходимо ввести превентивное обучение принципам жизни в неустойчивом нелинейном мире, где временные масштабы иллюзорны и человек должен научиться жить в динамическом хаосе, постигая его законы, законы самоорганизации. Для смены образовательной стратегии отпущен лишь краткий миг истории - рубеж тысячелетий, благо новая холистическая методология уже достаточно развита - это междисциплинарное направление науки - синергетика или теория самоорганизации. На наш взгляд естественно введение синергетики в образовательный процесс сразу по трем направлениям:

I - СИНЕРГЕТИКА  ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ (SYNERGETICS FOR): интегративные  курсы синергетики в средней  и высшей школе по завершении  очередного цикла обучения - подготовительная, начальная, средняя школа, цикл  фундаментальных дисциплин в  высшей школе, цикл специальных  дисциплин, аспирантура, факультеты  переподготовки и повышения квалификации  учителей и преподавателей, адаптивные  курсы и получение второго  образования людьми в зрелом возрасте. И начинать надо с создания учебной литературы и специальных потоков ФПК. Это путь спирального восхождения по рубежам осознания целостности мира.

II - СИНЕРГЕТИКА  В ОБРАЗОВАНИИ (SYNERGETICS IN): внедрение  в частных дисциплинах материалов  иллюстрирующих принципы синергетики  - в каждой дисциплине, будь то  естественнонаучная или гуманитарная  дисциплина, можно найти разделы  изучающие процессы становления,  возникновения нового, и здесь уместно наряду с традиционным использовать язык синергетики, позволяющий в дальнейшем создать горизонтальное поле междисциплинарного диалога, поле целостности науки и культуры.

III - СИНЕРГЕТИКА  ОБРАЗОВАНИЯ (SYNERGETICS OF): синергетичность  самого процесса образования,  становления личности и знания. Здесь в наибольшей степени  сказывается антропный, постнеклассической  характер синергетики, в процессах диалога и развитии самореферентных систем. Высокие примеры педагогического мастерства и авторских методик и есть лучшие образцы приложения целостных синергетических подходов, но сегодня проблема не в том, чтобы создать единую методику, а в том, чтобы научить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методику и стиль, оставаясь на позициях науки о человеке.

 

2. Синергетика и  новые подходы  к процессу обучения

2.1 Почему синергетика  имеет особое значение  для образования?

  • Междисциплинарность синергетики. Новое направление  научных исследований - синергетика - имеет особый статус. Она междисциплинарна, ибо ориентирована на то, чтобы  выявить законы самоорганизации  и коэволюции сложных систем любой  природы, независимо от конкретной природы  составляющих их элементов'. Этим определяется, прежде всего, специфическая роль синергетики в системе образования. Синергетические исследовательские программы в последнее время выходят далеко за пределы естественнонаучного знания, тех областей математической физики, физики лазеров, физики плазмы и физической химии, в которых были разработаны базовые синергетические модели. Синергетика плодотворно применяется к исследованию человека, человеческой культуры и общества, в таких областях как нейробиология и нейроиммунология, когнитивная психология и психология восприятия, психиатрия и психотерапия, различные области медицины, экономика и социология, науковедение и культурология.

Наряду  с термином "Междисциплинарность" для характеристики новой теории самоорганизации и сложности  используются также термины "трансдисциплинарность" и "мультидисциплинарность". Эти  понятия близки друг к другу, хотя и имеют некоторые отличияс[1,67].

"Трансдисциплинарность"  характеризует такие исследования, которые идут "через" и "сквозь»  различные дисциплины и выходят  "за пределы" конкретных  дисциплин. То есть исследования  выходят на более высокий уровень,  некий мета-уровень, который независим  от той или иной конкретной  дисциплины. Этот термин используется  главным образом французскими  научными центрами по исследованию  сложных систем. "Междисциплинарность"  же означает, прежде всего, перенос  методов исследования и используемых  моделей из одной научной дисциплины  в другую. А "мультидисциплинарность" является характеристикой такого  исследования, когда предмет изучается  одновременно несколькими научными дисциплинами. Возможно, целесообразнее говорить о "трансдисциплинарный стратегиях" и "междисциплинарных исследованиях", ибо "трансдисциплинарность" означает отправные пункты поисковой работы и направленность исследований, тогда как "Междисциплинарность" показывает основное содержание исследования.

  • Синтетическая функция синергетики. Благодаря своей междисциплинарности синергетика ведет к новому конструктивному диалогу между специалистами в различных научных дисциплинах. Синергетика делает шаги в направлении синтеза естественнонаучных и гуманитарных наук.

Синтетическая функция синергетики не ограничивается наведением мостов между науками  о природе и науками о человеке и культуре. На базе синергетического видения мира стоит исследовать  следующие направления возможного синтеза:

* восточное (холистическое, синтетическое) и западное (аналитическое) видение мира;

* основания науки (строгие модели, математические теоремы, физические механизмы явлений) и их приложения (включая наиболее отдаленные приложения синергетики к социальным и человекомерным системам);

* дескриптивные и нормативные аспекты науки, знания и ценности, "единицы информации" и ценность этой информации для человеческой активности, например, описание спектров структур-аттракторов, путей эволюции сложных систем и возможностей человеческого выбора, связанного с определенными ценностями, предпочтениями человека;

Информация о работе Синергетика - культура нелинейного мышления