Синергетика - культура нелинейного мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:30, контрольная работа

Описание

Глобальный цивилизационный кризис конца ХХ века, проявляющийся во всех областях человеческой деятельности, обусловлен двумя основными причинами. Во-первых, мы вступили, по выражению Эрвин Ласло, в "эпоху бифуркаций" порожденную интерференцией многих циклических социокультурных процессов на неустойчивой границе самоистребления, границе экстенсивного развития техногенной цивилизации, и, во-вторых, набирают темп процессы самоорганизации нового информационного общества, ноосферные механизмы которого похоже могут стать гарантами мягкого сценария выхода из планетарного кризиса [

Содержание

Теоретическая часть 3
Введение 3
1.Искушение синергетикой 5
2. Синергетика и новые подходы к процессу обучения 8
2.1 Почему синергетика имеет особое значение для образования? 8
2.2 Синергетические методы образования 11
2.3 Возврат к визуальному мышлению 14
2.4 Синергетика как способ интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования 16
Заключение 18
Практическая часть 19
1. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителей фрейдистского направления и бихевиоризма? 19
2. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования? 22
3. Сравнительный анализ 24
4. Структурный анализ научной статьи 36
5. Краткий конспект по теме «Структура малой группы» 45
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Синергетика - культура нелинейного мышления.docx

— 66.94 Кб (Скачать документ)

 

5. Краткий конспект  по теме «Структура  малой группы»

     Под структурой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между  индивидами.

     В социальной психологии имеются различные подходы к пониманию структуры малой группы.

     Социометрическая  структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержениях, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности.

     Основные  характеристики социометрической структуры  малой группы:

     1) характеристики социометрического статуса членов группы – положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений;

     2) характеристики взаимных, эмоциональных предпочтений и отвержений членов группы;

     3) наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отношений между ними;

     4) социометрическая сплоченность группы – отношение числа взаимных выборов и отвержений к числу максимально возможных.

     Структура межличностных выборов и отвержений в группе представленная графически называется групповой социограммой.

     Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе.

     Основные  характеристики коммуникативной структуры  группы:

     1) положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);

     2) частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;

     3) тип коммуникативных связей между членами группы:

     а) централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая);

     б) децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).

     Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, в зависимости от распределения между ними групповых ролей.

     При анализе процесса взаимодействия в  группе выделяются:

     1) роли, связанные с решением задач:

     а) инициатор – предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;

     б) разработчик – занимается проработкой идей и предложений;

     в) координатор – координирует деятельность членов группы;

     г) контролер – контролирует направление группы к поставленным целям;

     д) оценщик – оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;

     е) погонщик – стимулирует группу;

     2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

     а) вдохновитель – поддерживает начинания других;

     б) гармонизатор – служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;

     в) диспетчер – способствует и регулирует процессы общения;

     г) нормировщик – нормирует происходящие в группе процессы;

     д) ведомый – пассивно следует за группой.

     Анализ  ролевой структуры малой группы показывает, какие роли выполняет  каждый из участников группового взаимодействия.

     Структура социальной власти и влияния в  малой группе – это совокупность связей между индивидами, в основе которой лежит направленность и  интенсивность их взаимного влияния.

     Слагаемые структуры социальной власти:

     1) роли властвующих – выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных;

     2) роли подчиненных – выражаются в повиновении и зависят от ролей властвующих.

     Основной  характеристикой структуры социальной власти и влияния формальной группы является официально закрепленная система  связей, лежащая в основе руководства  группой, неофициальной группы –  феномен лидерства. 
 

 

Список  использованной литературы 

  1. Буданов В.Г. Концепция естественно-научного образования  гуманитариев: эволюционно-синергетический  подход // Высшее образование в России, 2009
  2. Виненко В.Г. Синергетика в школе // Педагогика, 2008
  3. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука: Изв. Урал.отд.РАО, 2009
  4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 2007
  5. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. «Синергетический синдром» в педагогике // Педагогика, 2008
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студ. высш. и сред. пед.учеб.заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
  7. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 2009

Информация о работе Синергетика - культура нелинейного мышления