Синергетика - культура нелинейного мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:30, контрольная работа

Описание

Глобальный цивилизационный кризис конца ХХ века, проявляющийся во всех областях человеческой деятельности, обусловлен двумя основными причинами. Во-первых, мы вступили, по выражению Эрвин Ласло, в "эпоху бифуркаций" порожденную интерференцией многих циклических социокультурных процессов на неустойчивой границе самоистребления, границе экстенсивного развития техногенной цивилизации, и, во-вторых, набирают темп процессы самоорганизации нового информационного общества, ноосферные механизмы которого похоже могут стать гарантами мягкого сценария выхода из планетарного кризиса [

Содержание

Теоретическая часть 3
Введение 3
1.Искушение синергетикой 5
2. Синергетика и новые подходы к процессу обучения 8
2.1 Почему синергетика имеет особое значение для образования? 8
2.2 Синергетические методы образования 11
2.3 Возврат к визуальному мышлению 14
2.4 Синергетика как способ интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования 16
Заключение 18
Практическая часть 19
1. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителей фрейдистского направления и бихевиоризма? 19
2. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования? 22
3. Сравнительный анализ 24
4. Структурный анализ научной статьи 36
5. Краткий конспект по теме «Структура малой группы» 45
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Синергетика - культура нелинейного мышления.docx

— 66.94 Кб (Скачать документ)

Для специализирующихся в области естествознания - это  способ повышения их общей культуры мышления, расширения их культурологического  образования.

 

Заключение

 

Синергетический подход к образованию (педагогике) может  быть охарактеризован аналогичным  образом как гештальтобразование. Процедура обучения, способ связи  обучаемого и обучающего, ученика  и учителя – это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение  готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания (в результате разрешения проблемных ситуаций) в  один согласованный темпомир. Это  – ситуация пробуждения собственных  сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных  путей развития. Гештальтобразование  – это стимулирующее, или пробуждающее, образование открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими  людьми.

Кто-то мудро сказал, что образование  – это то, что помнишь, когда  уже все забыл. Это в высшей степени относится к синергетическому образованию и к образованию  через синергетику. Знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им. Синергетическое  образование действует подспудно. Это – образование, стимулирующее  на собственные, может быть еще непроявленные, скрытые, линии развития. Это способ открывания реальности, поиска путей в будущее. 

 

Практическая  часть

1. Чем принципиально  отличается подход  к исследованиям  и объяснению психических  явлений представителей  фрейдистского направления  и бихевиоризма?

      Бихевиористами  применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде  обитания.

      Согласно  представителям фрейдистского направления  -  основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям  и инстинктам. Недооценивается ведущая  роль сознания.

      В отличие от Фрейда  и  многих  других персонологов,  теоретики  бихевиоризма не  считают нужным задумываться над психическими структурами  и  процессами,  скрытыми  в "разуме". Напротив, они принципиально рассматривают  внешнее  окружение  как ключевой фактор человеческого  поведения.  Именно  окружение,  а  отнюдь  не внутренние психические явления, формирует человека.

      Большинство экспериментов бихевиористы проводили  на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека.

      Бихевиоризм сместил акцент экспериментальной  практики психологии с исследования поведения человека на исследование поведения животных. Опыты с животными  позволяли лучше осуществлять исследовательский  контроль за связями среды с поведенческой  реакцией на нее.

      Чем проще психологический и эмоциональный  склад наблюдаемого существа, тем  больше гарантии, что исследуемые  связи не будут искажаться сопутствующими психологическими и эмоциональными компонентами. Обеспечить такую степень  чистоты в эксперименте с людьми невозможно.

      Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам.

      Также бихевиористы полагали, что благодаря  манипуляциям с внешними стимулами  можно формировать у человека разные черты поведения.

        Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек  приобрел в течение жизни. Это  накопленный набор изученных  моделей поведения.

      Научающее - бихевиоралъное направление занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от фрейдистского направления Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.     

 Работы  Скиннера наиболее убедительно  доказывают, что воздействие окружающей  среды определяет наше поведение.  В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти  всецело поведение непосредственно  обусловлено возможностью подкрепления  из окружающей среды. 

      По  его мнению, для того чтобы объяснить  поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения  между видимым действием и  видимыми последствиями.

      Работа  Скиннера послужила фундаментом  для науки о поведении, не имеющей  аналогов в истории психологии. По мнению многих, он является одним из самых высокочтимых психологов нашего времени.

      С точки зрения З. Фрейда, источником активности являются энергия либидо и агрессивные потребности, человеку по Фрейду постоянно приходится преодолевать различные внутренние и внешние  возбуждения.В результате у него возникает тревога, назначение которой  – предупредить человека о ближайших  надвигающихся угрозах.

      А представители бихевиористов отрицали все представления о том, что  их поведение определено существованием внутренних факторов. За единицу поведения  принимается ими связь стимула  и реакции. Психические явления  сводились к реакциям организма.

 

2. Какие требования  необходимо строго  соблюдать при  использовании беседы  и анкетного метода  исследования?

     Определенное  значение и методы психологического исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых: Метод беседы и анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально-психологические особенности  личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.

     Сущность  этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому  заранее подготовленные и тщательно  продуманные вопросы, на которые  тот отвечает (устно- в случае беседы, или письменно при применении анкетного метода) . Содержание и  форма вопросов определяются, во первых, задачами исследования и, во вторых, возрастом  испытуемых. В процессе беседы вопросы  изменяются и дополняются в зависимости  от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением  магнитофона) . Одновременно исследователь  наблюдает за характером речевых  высказываний (степенью уверенности  ответов, заинтересованностью или  равнодушием, характером выражений) , а  также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых.

     Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам  для письменного ответа. Достоинство  этого метода в том, что он позволяет  сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого  метода в сравнении с беседой- отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать  характер вопросов в зависимости  от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать  тот или иной ответ.

     Материал  бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и  контролируется другими методами, в  частности наблюдением.

     Тесты. Тест- это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой  специальное задание или систему  заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а  также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических  процессов.

     Тестовое  исследование отличается сравнительной  простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических  приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это просто бланк  с текстами задач) . Результат решения  теста допускает количественное выражение и тем самым открывает  возможность математической обработки. Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается  влияние многочисленных условий, которые  так или иначе влияют на результаты, - настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми  являются попытки с помощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих  успехов.

     Изучение  результатов деятельности. Результаты деятельности людей- это созданные  ими книги, картины, архитектурные  проекты, изобретения и т.д. По ним  можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая  привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических  процессах и качествах. Анализ результатов  деятельности считается вспомогательным  методом исследования, так как  дает надежные результаты только в  сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом) .

 

3. Сравнительный анализ

Тип сравнительной характеристик  
 
З. Фрейд
 
 
Э. Бёрн
 
 
К.Р. Роджерс
Главный источник развития личности Генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет.

Человек рождается с определенным количеством  сексуальной энергии (либидо), которая  затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Детские состояния  Эго существуют у взрослого человека как реликты и могут быть при  определенных обстоятельствах оживлены. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением... результат  очевидно является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного  аспекта может полностью изменить всю фигуру".
Период  формирования личности Фрейду принадлежит  гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. Ребенок также  существует в двух формах: как приспособившийся Ребенок и как естественный Ребенок. Приспособившийся Ребенок меняет свое поведение под Родительским влиянием. Он ведет себя так, как требует  его отец (мать): например, слушая их во всем или не по летам самостоятельно. Уход в себя или слезы – тоже один из способов приспособления. Таким  образом, влияние Родителя является причиной, а приспособившийся Ребенок - следствием. Естественный Ребенок выражает себя спонтанно: например, непослушанием или творчеством. Подтверждение структурного анализа можно наблюдать в случаях алкогольного опьянения. Обычно первым отключается Родитель, и тогда приспособившийся Ребенок освобождается от Родительского влияния и преобразуется в Ребенка естественного Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу  же, и всем своим существом. Когда  ребенок голоден, он весь голоден, прямо  сейчас! Когда ребенок любит, или  когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить  почему дети так быстро переходят  от одного эмоционального состояния  к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.
 
Доминирует  в структуре личности
 
Так как  Фрейд делал основной акцент на биологических  факторах, все стадии тесно связаны  с эрогенными зонами, то есть чувствительными  участками тела, которые функционируют  как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.
 
Переход от одного состояния Эго к другому, можно наблюдать со стороны. В  типичном случае одно состояние Эго  характеризуется способностью воспринимать и оценивать реальность, логически  мыслить (вторичная обработка), а  другое состояние отличается аутистическим, склонным к фантазиям мышлением  и архаическими и страхами и ожиданиями (первичная обработка).
 
Существует  фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно  не только людям; это составляющая часть  процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни — стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, — стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.
Внутренний  мир личности Фрейд считал, что  поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем  же самым). Фрейд взял этот общий  принцип природы, перевел его  на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называютсяинстинктами. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Первое состояние  – обычная форма функционирования ответственного взрослого, вторая напоминает то, как маленькие дети разного  возраста занимаются своими делами. Это  ведет к предположению о наличии  двух психических органов – неопсихе и археопсихе. Постоянно присутствующий Взрослый, который во всей полноте проявляется у одержимых ученых; постоянно присутствующий Ребенок, - часто хорошо иллюстрируют некоторые поверхностные характеристики всех трех состояний Эго. Некоторые профессии основаны на постоянном публичном проявлении одного из состояний Эго: Родителя – у священника, Взрослого – у врача-диагноста, Ребенка – у клоуна. человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность  или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.
Основные  концептуальные блоки, или инстанции  личности Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование  двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”). 1.Каждый взрослый  индивид когда-то был ребенком.

2.Каждое  человеческое существо обладает  нормально функционирующим мозгом, потенциально способным воспринимать  и верно оценивать реальность.

3.Каждый  индивид, доживший до взрослого  состояния, имел некогда родителей или тех, кто заменил ему родителей.

В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения  личности и межличностных отношений. Поле опыта уникально для каждого  индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.
Структура личности представляет собой Логика теоретических  построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случаях фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание и жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде “остаточного” поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость. Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных  функциональных структур известных  как Эго-состояния. Применение структурного и трансакционного анализа требует  словаря всего из шести терминов. Экстеропсихе, неопсихе и археопсихе рассматриваются как психические органы, которые проявляют себя феноменологически и как экстеропсихические, (то есть идентифицирующие) неопсихические (то есть обрабатывающие данные) и археопсихические (то есть регрессивные) состояния Эго. Обычно эти состояния Эго именуются Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя) - соответственно. Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя) не являются концептами, подобно Суперэго, Эго и Ид, или подобно конструктам Юнга, но феноменологическими реальностями; а развлечение, игры и сценарии – это не абстракции, а операционные социальные реальности. Первично внимание направляется на то, что человек  воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и  приятное в опыте, вместо того, чтобы  воспринимать все стимулы окружающего.

 

4. Структурный анализ  научной статьи

Статья Комментарии
   В течение всей мировой истории  религия всегда имела экзотерическую (внешнюю) и эзотерическую (тайную, сокрытую) стороны. Религии Древнего Египта, Индии, Китая, Греции, Иудеи, Персии, Аравии и  других стран — все они подтверждают эту двойную традицию, ибо так  устроено человеческое сознание, что  должен быть один тип религии для  масс и другой, более скрытый, —  для тех, кто имеет внутреннюю способность оценить и понять его. Это не случайно, что внутренние учения всех известных религий древности  идентичны по своей сущности, хотя в своих внешних проявлениях  они могут отличаться друг от друга  очень сильно. Внутренняя правда о  Вселенной и человеке, выраженная в религии Древнего Египта, совпадает  с правдой Вед, древнего религиозного учения индусов, и с истинами Буддизма, Даосизма, Иудаизма, Эллинизма и, конечно, Христианства. Эзотерические учения Христианства были в значительной степени утеряны из его экзотерического догмата, но сохранились нетронутыми в Евангелиях для тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать; Гурджиев* имел обыкновение говорить, что Система Внутреннего Развития, которой он обучает, может быть названа Эзотерическим Христианством. [* Георгий Гурджиев — один из виднейших эзотерических психологов ХХ столетия, основавший во Франции собственную школу самосовершенствования и положивший начало целому направлению в становлении зрелых эзотерических практиков.]

   Сущность  этого учения может быть выражена фразой, высеченной над порталом древнего греческого храма в Дельфах: «Познай  себя». Может показаться странным, что  только познав самого себя, человек  может прийти к реальному пониманию  внутренних тайн и основных истин  о Вселенной, но это так. Только по-настоящему поняв, что означает фраза «Познай  себя», можно полностью оценить ее важность и значительность.

   Прежде, чем человек узнает себя, он должен привыкнуть к идее, что в настоящее  время он себя не знает. Средний человек  считает само собой разумеющимся, что он знает себя, и поэтому  думает, что дальнейшее углубление в этот вопрос — просто потеря времени. Если же он хоть что-то находит в  требовании познать себя, то предполагает, что все нужное можно найти  в современной психологии. Он считает  доказанным, что психология описывает  всю работу внутреннего механизма  человека, то есть то, что заставляет его работать!

   Ничего  не может быть дальше от истины, и  действительно, в этом заключается  вся трудность современного образа жизни. Поэтому современный человек  не знает себя, но думает, что знает, и поэтому современная психология не может объяснить ему самого себя, хотя уверена, что может это  сделать; вот почему мы в настоящее  время имеем проблему человека, стоящего лицом к лицу с чувствами — временами обычными для всех — внутренней скуки, разочарования, тщетности, которые все пытаются подавить или заглушить развлечениями, удовлетворением честолюбивых стремлений или погружением в повседневное существование.

   Мы  делаем нашей целью преуспевание, стараемся отвлекать и развлекать себя спортом, радио, телевидением, театром, литературой и т.п., но глубоко  внутри мы знаем, что мы не удовлетворены и не можем понять причин нашей неудовлетворенности. Некоторые думают, что ответ можно найти в политике или экономике, в той или иной идеологии или вероучении, в правом или левом — все равно; некоторые думают, что ответ можно найти в призыве «Обратно к религии» (подразумевая ортодоксальную религию в ее разнообразных лицах). Некоторые думают, что все это не имеет значения и что лучший выход — стараться забыть о себе с помощью пьянства, секса, наркотиков и т.п. Однако в глубине души все согласны, что если смотреть фактам в лицо, то надо признать, что нашей сегодняшней жизни чего-то не хватает, но что такое это «что-то» — никто не в состоянии понять.

   Мы  осмеливаемся утверждать, что единственно  возможное решение этой проблемы заключается в простой фразе, которую мы уже приводили: «Познай  себя». Если человек поймет, что он не знает себя и что современная  психология* не может ему помочь узнать себя (поскольку она имеет  дело только с его психическим  и эмоциональным аппаратом, но не с человеком как единым целым, в котором эмоциональный и  психический аппарат является только частью), тогда, возможно, начнется движение в нужном направлении. [* Под «современной»  автор подразумевает экспериментальную  академическую психологию, весьма далекую  от глубинных проблем личностного  индивидуального бытия человека.]

   Многие  слышали о Древних Школах Таинств  в Египте, Греции или где-либо еще. Храм в Дельфах, над порталом которого была выбита цитированная нами надпись, производил на своей строго охраняемой территории обучение Таинствам — внутренней реализации того, чем люди являются по своей природе — и древней греческой драме, которая также берет начало в Таинствах. Драмы, разыгрываемые в храме, как часть обучения неофитов (учеников, обращенных в новое для них Учение), относились исключительно к той же теме. Внешне, т.е. экзотерически, содержание греческой драмы составляли старые легенды и мифы Греческой Религии в форме трагедий, но внутренне, т.е. эзотерически, они отражали борьбу, которая идет в душе человека и посредством которой он приходит к постепенному пониманию себя и в конце концов достигает истинного освобождения от темноты, застилающей обычно глаза и ум человеческие и делающие человечество рабом безрассудства и пустоты. В этом смысле во времена Древней Греции было то же самое, что и сейчас в современной Европе, Америке или где-либо еще.

   Эсхил, Софокл и третий великий автор  греческой трагедии Эврипид понимали истинное значение и цели драмы, которую  они писали. Тот, кто имеет внутренний ключ, может четко увидеть даже сегодня, что они пытались изобразить, так же, как это можно увидеть в наиболее значительных пьесах бессмертного Шекспира, если понимать их внутреннее (эзотерическое) значение. Фактически, мы можем категорически утверждать, что вся великая драма посвящена одной теме: «Человек, познай себя», хотя внешне как будто нет оснований для такого заключения.

   Когда Эдип, сам не зная того, женился на своей матери, убив перед тем своего отца, и позднее, узнав, какое ужасное  преступление против закона морали он совершил, страшно отомстил сам себе. Это может показаться просто мрачной  трагедией, главным мотивом которой  является возбудить кровь и чувства  публики, но для тех, кто имеет  внутренний ключ, это означает нечто гораздо большее. Это все — компоненты внутреннего развития человека, ступень за ступенью. Трагедия Эдипа — это изображение, в драматической и трагической форме, процесса, который может иметь место в жизни любого человека, если наши глаза открыты для самопознания и самоосознания как единственно возможного способа достижения понимания себя, которое эзотеризм на протяжении веков провозглашал неизбежностью в эволюции человека. Есть две формы эволюции: одна — это массовая эволюция, которую претерпевает все человечество в целом без всякой мысли или понимания своего участия в ней; и другая — когда человек вовлечен в нее сознательно, так как только таким путем он может развить свои природные силы, которые принадлежат ему по божественному праву, т.е. по праву рождения в качестве человеческого существа в Великом Космическом Плане Творения.

   Дальнейший  и более фундаментальный тип эволюции, по существу, индивидуален. Человечество обычно не знает о его существовании и должно оставаться в слепом неведении о том, поскольку преследует цели, которые делают его реализацию невозможной. Но эзотеризм знал Тайну на протяжении всей истории человечества, сохраняемую в храмах, мечетях, тайных учениях каббалистов, алхимиков, пророками и сказаниями всех времен. Это то самое Учение, которое теперь предстает перед современным миром в работах Гурджиева и Кришнамурти, у каждого — по-своему. Оно так же старо, как горы, но в то же время — всегда самое новое, и так это и должно быть. Оно очень древнее, но и очень молодое, оно всегда новое для тех, кто никогда не сталкивался с ним раньше, хотя оно всегда существовало, бережно охраняемое теми, кто являются стражами Эзотерической Традиции.

     Все религии древних времен, современности  имеют две стороны – массовую и скрытую, доступную только для  избранных, для тех, кто стремится  и способен понять, кому это нужно. В принципе, все религии имеют  общие  понятия, начала, хотя внешняя  сторона может быть абсолютно  разная.

     Над порталом древнего греческого храма  в Дельфах высечена фраза: «Познай  себя». И если вникнуть в эту фразу, в правильном смысле понять её, познать  самого себя, тогда можно постичь  тайны жизни, вселенной.

     Принято считать, что каждый человек знает  самого себя, а как же иначе? Как  можно жить, не зная себя? А если какие-то вопросы и остаются, то на них  легко может ответить психология.

     Автор статьи утверждает, что человек, все-таки в полном смысле не знает себя и  никакая психология не способна ответить на все вопросы и помочь познать  себя.

     У современного человека масса возможностей развлечься и отвлечься, различные  занятия и роды деятельности, которые  способны удовлетворить и заинтересовать человека, но люди все равно чувствуют  неудовлетворенность. Причины все  видят по-разному, кто-то винит политику, кто-то экономику, кто-то недостаточную  веру, и выходы каждый ищет для себя разные, кто-то в религии, кто-то просто ссылается на депрессию, но все равно  в глубине души каждого что-то гложет.

     Автор статьи  настаивает, что в случае, если человек обратиться к самому себе, как к цельному механизму, то возможно, что познание начнется в  нужном направлении.

     Те  люди, религиозный багаж которых  пуст на момент встречи с Учением, считаются счастливчиками, поскольку  им легче все воспринимать.

     Проблемы, стоящие перед человеком заставляют нас в первую очередь, задуматься, почему он не может и не хочет  понять себя. Автор причину видит в том, что человек привык думать, что его личность плюс его тело это и есть все, что он собой представляет. Современная психология, чья область — изучение разума и эмоций, не может сказать, что такое разум и где он может находиться в человеческом существе. Однако почти каждый согласится, что единство ума, эмоций и физического тела составляет человека — Гомо Сапиенс. Более религиозно настроенные люди считают, что человек имеет душу и дух в дополнение к другим пластам своего существа, но местоположение их также представляется таинственным. Если же мы повернем от западной психологии к восточной, то сможем получить ответы на вопросы, касающиеся основ конституции человека. Многие западные люди не имеют представления о знании и психологии Востока. Они самоуверенно полагают, что все западное превосходит то, что может создать Восток. Это объясняется тем, что западная наука и техника значительно обогнали восточные. Однако в отношении религии, философии и психологии Восток имеет такие традиции знания и понимания, которые превосходят все, что известно западному уму.

     Гарри Бенджамин считает, что поиски современного человека на неверном пути, что настоящая  удовлетворенность истинного «Я»  не идет не в какое сравнение с  внешней удовлетворенностью, общепринятой. И что бы испытать это счастье, надо дать волю своему глубинному «Я».

     К счастью, на протяжении всей истории  человечества были те, кто знали  эту истину, составлявшую сердцевину всех религиозных учений. Это истинный эзотеризм, который учит человека пониманию  подлинного значения и смысла жизни  и указывает путь к достижению этой цели.

Информация о работе Синергетика - культура нелинейного мышления