Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:30, контрольная работа
Глобальный цивилизационный кризис конца ХХ века, проявляющийся во всех областях человеческой деятельности, обусловлен двумя основными причинами. Во-первых, мы вступили, по выражению Эрвин Ласло, в "эпоху бифуркаций" порожденную интерференцией многих циклических социокультурных процессов на неустойчивой границе самоистребления, границе экстенсивного развития техногенной цивилизации, и, во-вторых, набирают темп процессы самоорганизации нового информационного общества, ноосферные механизмы которого похоже могут стать гарантами мягкого сценария выхода из планетарного кризиса [
Теоретическая часть 3
Введение 3
1.Искушение синергетикой 5
2. Синергетика и новые подходы к процессу обучения 8
2.1 Почему синергетика имеет особое значение для образования? 8
2.2 Синергетические методы образования 11
2.3 Возврат к визуальному мышлению 14
2.4 Синергетика как способ интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования 16
Заключение 18
Практическая часть 19
1. Чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителей фрейдистского направления и бихевиоризма? 19
2. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования? 22
3. Сравнительный анализ 24
4. Структурный анализ научной статьи 36
5. Краткий конспект по теме «Структура малой группы» 45
Список использованной литературы 48
* наука (новая наука о сложности, нелинейности и хаосе) и культура, искусство, философия; синергетические знания и образы культуры, в том числе философские идеи, резонирующие с синергетикой; строгие модели эволюции и средства визуальной репрезентации паттернов эволюции и самоорганизации сложных систем.
Синергетическое
знание, будучи обращенным к решению
новых научных проблем, становится
методом поисковой
Синергетика выходит далеко за пределы узкоспециальных применений общих теоретических моделей сложного поведения. Осуществляется переход от синергетики процессов в плазме к синергетическому осмыслению социальной реальности, когнитивной и творческой деятельности человека, к синергетике жизни. Там, где пока недоступна математизация, синергетика применяется в качественном виде. В таком случае она выступает как феноменологическая синергетика[6,213].
Синергетика имеет футурологическое измерение. Синергетическая теория может быть использована как новый методологический базис для исследования будущего, для глобального моделирования и построения сценариев развития.
Существует и иная сторона связи синергетики с будущим. Будущее общества во многом определяется системой образования и воспитания подрастающего поколения. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно, и отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования.
Таким
образом, роль синергетики в образовании
двояка. Речь может идти о синергетических
подходах к образованию, синергетических
способах организации процесса обучения
и воспитания, а также об образовании
через синергетику, путем передачи
и распространения
Лучшее управление - это самоуправление. Еще даосисты говорили, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше. Переформулируя эту мудрость Востока, можно сказать, что хорош тот учитель, который учит, вернее, поучает, как можно меньше. Главное - не передача знаний (всего передать невозможно!), но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в разветвленной системе знания, способами самообразования.
По-видимому, существуют определенные конфигурации ситуаций познания, обучения или жизни. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Речь идет о так называемых резонансных, топологически правильных воздействиях. Результаты их могут быть весьма неожиданными и многообещающими.
Длительный
процесс обучения или самообразования,
творческой работы вообще связан с
целой серией событий качественной
перестройки аттракторов, своего рода
фазовых переходов. Человек становится
иным. Развивая основы диалогического
мышления и способа жизни, немецкий
философ экзистенциального
"Связь
есть взаимность. Мое Ты воздействует
на меня, также как и я оказываю
воздействие на него. Наши ученики
влияют на нас, наши работы
строят нас. Гештальт - образование.
Открывая принципы сборки
«Гештальт"
означает в переводе с немецкого
"паттерн" или "конфигурация".
Гештальтпсихологи полагают, что
восприятие образа не может быть разбито
на примитивные ощущения, возникающие
от частей этого образа. Восприятие
образа возникает в целом, и оно
неделимо. Следуя этой традиции, гештальтобразование
можно истолковать как передачу
целостных блоков информации, качественную
смену схем паттернов мышления, а
также как перестройку самой
конфигурации ситуации обучения. Научиться
мыслить синергетически - значит научить
мыслить нелинейно, мыслить в
альтернативах, предполагая возможность
смены темпа развертывания
Новые синергетические знания и новые подходы к образованию требуют иных, отвечающих уровню сегодняшнего дня способов передачи и распространения этих знаний. Прежде всего, представляется целесообразным всесторонне разрабатывать средства визуализации синергетических знаний на компьютерах. А для этого необходимо перевести основные понятия и представления синергетики на язык образов мировой культуры, соотнести их с философскими воззрениями, с символикой мифологии и религии. Известно, что у человеческих существ именно зрительный канал является наиболее мощным в восприятии и переработке поступающей информации. Более половины нейронов коры головного мозга человека связаны с обработкой визуальной информации. Поэтому наиболее эффективны такие способы передачи знаний, как "текст 4- образ", формула + визуализация описываемого ею хода процесса".
В этой
связи стоит напомнить, что первобытное,
архаическое мышление было по преимуществу
образным, если можно так выразиться
"правополушарным". Это было мышление
в представлениях и символических
образах. Дальнейший многотысячелетний
ход эволюции культуры и науки, в
особенности западной, привел к всестороннему
развитию логических, аналитических, вербальных
средств обработки информации и
презентации знаний, основанных на
логико-понятийном, "левополушарном"
мышлении. При этом наглядность и
образность архаического мышления была
во многом утрачена. Существовала даже
склонность специально изгонять наглядность,
якобы, мешавшую пониманию абстрактно-
В результате нынешнего бурного развития математического моделирования, вычислительного (на компьютерах) эксперимента, компьютерной графики открываются возможности для нового синтеза, синтеза видео, аудио, текстуальных и формализовано-математических средств передачи научной информации, а стало быть, для одновременного использования преимуществ и "левополушарного" (логико-понятийного), и "правополушарного" (наглядно-образного) мышления. Прорыв к новому осуществляется путем возврата к старому. Образное мышление древних возрождается на новой основе. Способности продуктивного воображения и творческой интуиции получают новые импульсы для развития благодаря погружению человека в виртуальные реальности, моделируемые компьютером. Не случайно в наши дни наряду с гипертекстами электронных пособий необычайно широким спросом начинают пользоваться визуальные энциклопедии с фото и картинками даже для взрослых.
Через
синергетику оказывается
На основе
синергетики возможно также сближение
гуманитарного и
Информация о работе Синергетика - культура нелинейного мышления