Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель исследования - выявить социально-психологические особенности личности в становлении профессиональной идентичности военнослужащего контрактника и разработать систему её психологического сопровождения.
Задачи :
Уточнить содержание процесса становления профессиональной идентичности военнослужащего контрактника, проходящего военную службу в частях постоянной боевой готовности.
Выявить социально-психологические особенности личности и их влияния на СОЦИАЛИЗАЦИЮ в условиях современных Вооруженных Сил.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика особенностей военнослужащих-контрактников…………………………………………………………………….4
1.1.Социально – психологические особенности потенциального контрактника……………………………………………………………………...4
1.2.Общая характеристика особенностей военнослужащих-контрактников…6
Глава 2 Влияние личностно-профессиональных особенностей на становление профессиональной идентичности контрактника……………………………...11
2.1 Мотивационно-ценностная ориентация контрактников…………………11
2.2 Конструктивное и деструктивное влияние социально-психологических особенностей на становление профессиональной идентичности военнослужащего проходящего военную службу по контракту…………….16
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………..27
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1 Общая характеристика особенностей
военнослужащих-контрактников……
1.1.Социально
– психологические особенности
потенциального контрактника………
1.2.Общая характеристика
особенностей военнослужащих-
Глава 2 Влияние личностно-
2.1 Мотивационно-ценностная ориентация контрактников…………………11
2.2 Конструктивное
и деструктивное влияние
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..27
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время, в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации для многих офицеров выстраивание системы межличностных отношений, повышение эффективности системы управления военнослужащими контрактниками - актуальная задача. Требования, предъявляемые к военнослужащему- профессионалу, его статус в обществе, комплекс выполняемых им задач, условия профессиональной жизни предполагают особенный стиль поведения и лицо (имидж) воина-контрактника. Он не просто выполняет свой долг, но и приобретает профессию, ставящую перед ним более сложные задачи, чем перед призывником.
Процесс воспитания рядового и сержантского состава, проходящего службу по контракту, осложняется противоречивостью и неоднозначностью социально-экономической, политической и духовной ситуаций в России, воздействием на армию дестабилизирующих факторов, усилением социальной напряжённости в военной среде, неопределённостью статуса военнослужащих контрактников, отсутствием духовной и материальной удовлетворённости в профессиональной службе. Около 79% офицеров причины низкой эффективности военной службы контрактников связывают с трудностями экономического положения в стране, сказывающегося в армии, размытостью идеи профессионализма, слабой мотивацией у военнослужащих контрактников, раскоординированностью в деятельности офицеров-воспитателей, отсутствием стройной системы воздействия, слабым учётом их возрастных, социально-психологических, индивидуальных и других особенностей.
Вследствие высокой актуальности, практической значимости и недостаточной теоретической разработанности проблемы избраны объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект - становление профессиональной идентичности военнослужащего контрактника (СОЦИАЛИЗАЦИЯ).
Предмет - социально-психологические особенности личности в становления профессиональной идентичности военнослужащего контрактника в условиях современных Вооруженных Сил.
Цель исследования - выявить социально-психологические особенности личности в становлении профессиональной идентичности военнослужащего контрактника и разработать систему её психологического сопровождения.
Задачи :
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения отечественной психологии о личности, факторах её развития, принципах изучения и коррекции, оказания психологической помощи, о профессиональной идентичности человека в условиях воинской службы. На формирование концепции исследования большое влияние оказали идеи отечественных ученых-психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.И. Дьяченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, A.M. Столяренко, Б.М.Теплова, Л.Б. Шнейдер и других, касающиеся развития высших психических функций личности, системы отношений человека к внешнему миру, самому себе и профессиональной идентичности. Кроме того, широко использовались положения зарубежных психологов: социально-когнитивная теория личности А. Бандуры.
При исследовании поставленной проблемы использовались следующие методы: наблюдение, беседа, анализ документальных источников, опрос офицеров, тестирование. Применялись психодиагностические методики: СМИЛ Л.Н. Собчик; методика диагностики межличностных отношений; метод цветовых выборов; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд; модификация теста социальной идентификации Ю.М. Фёдорова и А.В. Булгакова.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ
Одним из важнейших мероприятий продолжающейся модернизации Вооруженных Сил является практическое внедрение смешанного способа их комплектования, когда значительную долю солдат и сержантов составляют контрактники.
Особый интерес в связи с этим представляет качественный анализ потенциальных добровольцев. В современных условиях – это представители малообеспеченных слоев населения, имеющих относительно невысокий уровень образования, а также выходцы из неполных семей.
В настоящее время подтверждается
предположение о том, что создание
приемлемых материальных и социально-бытовых
условий для привлечения
Практика отбора добровольцев для прохождения военной службы по контракту свидетельствует, что в армию идут представители наименее социально защищенных слоев общества.
Молодые люди, воспитываемые в полных семьях, менее охотно связывают свою жизнь с армией.
Среди женатых граждан, желающих служить по контракту, преобладают те, кто имеет одного или двоих детей. Бездетные или многодетные отцы, как правило, служить идут менее охотно.
Для Вооруженных Сил важными факторами являются интеллектуальные возможности и способности добровольцев, уровень их образования, морально-психологические качества.
Опыт показывает, что для граждан, уже имеющих специальность, военная служба менее привлекательна. Для респондентов, только окончивших школу, служба дает возможность эту специальность приобрести. Таким образом, уровень образования потенциальных кандидатов на военную службу по контракту пока явно недостаточен.
Для успешной индивидуально-воспитательной работы с контрактниками очень важно знать их жизненные ценности. У современной молодежи этот спектр достаточно широк.
У потенциальных кандидатов на военную службу по контракту ярче выражено стремление к материальному достатку, получению образования. Они более честолюбивы, их влечет желание стать профессионалом в своем деле, реализовать свои способности, проверить свои силы и обрести семейное счастье. Тогда как для не желающих служить по контракту более характерны такие ценности, как забота о своем здоровье, любовь родителей и уважение в коллективе.
Размер заработной платы, получаемой респондентами на руки, тоже имеет различия. Служить стремятся те, кто менее устроен в жизни и имеет невысокие доходы.
В этой связи наиболее приемлемым и привлекательным материальным стимулом военной службы по контракту для потенциальных добровольцев является ежемесячный доход, соизмеримый с денежным эквивалентом четырех среднедушевых прожиточных минимумов по Российской Федерации.
Существенное влияние на желание проходить военную службу по контракту оказывает готовность граждан к службе.
Однако неэффективная допризывная подготовка не позволяет в настоящее время гражданам в полной мере считать себя готовыми к военной службе.
По состоянию здоровья, физической подготовленности и психологической готовности только около трети респондентов считают себя готовыми к военной службе. Более критично граждане оценивают свой уровень начальной военной подготовки, что связано с прекращением преподавания подобного предмета в учебных заведениях в последние годы.
В связи с
уменьшением срока военной
К сожалению, качественные характеристики потенциальных добровольцев при нынешних условиях военной службы по контракту пока еще оставляют желать лучшего. Необходимо предпринять существенные усилия по повышению престижа военной службы, после чего в армию придет лучшая часть российской молодежи.
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-КОНТРАКТНИКОВ
Как показывает практика профессионального воспитания военнослужащих контрактников, успех его во многом зависит от учёта особенностей военнослужащих контрактников. Они должны постоянно быть в центре внимания.
АЛГОРИТМ учёта особенностей военнослужащих контрактников
Общая характеристика особенностей воинов-контрактников показывает, что изучение военнослужащих - это сложный процесс познания внутреннего мира, индивидуальных различий каждой личности. В изучении особенностей контрактников выделяют несколько этапов:
Воспитателю необходимо изучить воспитуемого в том объеме, который обеспечивал бы ему эффективное целенаправленное педагогическое влияние на военнослужащего. Основными методами изучения личного состава, призванного по контракту, являются: наблюдение; изучение биографических данных (жизненного пути), различных документов; обобщение независимых характеристик; письменные и устные опросы; различные виды бесед; анализ результатов деятельности и другие.
Можно выделить следующие группы особенностей военнослужащих контрактников, требующие учёта в воспитании: физиологические, возрастные, социально-психологические, национально-территориальные, религиозные и индивидуальные. Индивидуальные особенности военнослужащих-женщин проявляются в тех же категориях. При их учёте необходимо обращать внимание на женский характер, на формирование которого накладывают отпечаток социальное предназначение женщины, и их роль в семье и обществе.
Рис. 6 Основные группы особенностей военнослужащих- контрактников
Физиологические особенности. Физиологические особенности связаны, прежде всего, с функционированием нервной системы, которая может характеризоваться повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью, возбудимостью, пластичностью, чувствительностью и восприимчивостью.
Например, для военнослужащих контрактников повышенная возбудимость может быть обусловлена преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем моложе контрактник, тем сильнее выражена эта особенность. Повышенную возбудимость или наоборот флегматичность, пониженную реакцию может вызвать не здоровый образ жизни: курение, употребление спиртных напитков, недосыпание, недоедание и т. д. Эти особенности необходимо учитывать в профессиональном воспитании контрактников. Как свидетельствует практика, отрицательно сказываются на профессиональной деятельности воинов-контрактников случаи, когда они не соблюдают режим отдыха, неорганизованно проводят свободное время, иногда это может привести к нервным срывам военнослужащего или чрезвычайному происшествию. Некоторые контрактники, с целью экономии денег, не обедают или питаются всухомятку, что понижает работоспособность, внимательность и может также привести к отрицательным последствиям.
Физиология указывает на то, что до 20-25 лет продолжается рост человека. В этот период ему свойственны повышенная возбудимость, чувствительность, восприимчивость. Вместе с тем, этот период наиболее подходит для профессионального роста, стремления к чему-то новому, к познанию неизвестного. В этом возрасте идёт поиск своего места в жизни, своей будущей профессии. Этот период наиболее благоприятен для воспитания любви к своей профессии, к профессиональной службе в армии.
Информация о работе Социально – психологические особенности потенциального контрактника