Социально – психологические особенности потенциального контрактника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить социально-психологические особенности личности в становлении профессиональной идентичности военнослужащего контрактника и разработать систему её психологического сопровождения.
Задачи :
Уточнить содержание процесса становления профессиональной идентичности военнослужащего контрактника, проходящего военную службу в частях постоянной боевой готовности.
Выявить социально-психологические особенности личности и их влияния на СОЦИАЛИЗАЦИЮ в условиях современных Вооруженных Сил.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Общая характеристика особенностей военнослужащих-контрактников…………………………………………………………………….4

1.1.Социально – психологические особенности потенциального контрактника……………………………………………………………………...4
1.2.Общая характеристика особенностей военнослужащих-контрактников…6

Глава 2 Влияние личностно-профессиональных особенностей на становление профессиональной идентичности контрактника……………………………...11

2.1 Мотивационно-ценностная ориентация контрактников…………………11

2.2 Конструктивное и деструктивное влияние социально-психологических особенностей на становление профессиональной идентичности военнослужащего проходящего военную службу по контракту…………….16

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

2) социально-психологические особенности микросреды: социально-психологические аспекты экономических условий профессиональной деятельности; факторы, определяющие социально-психологические особенности коллектива подразделения, ведущий фактор - уровень руководства коллективом;

3) субъективная  оценка контрактником востребованности в регионе профессий, приобретенных в ВС РФ, ведущий социально-психологический фактор макросреды.

Доказано, что СОЦИАЛИЗАЦИЯ имеет специфику в зависимости от принадлежности контрактника к определенной профессиональной группе; управленцев или специалистов. Содержательной стороной СОЦИАЛИЗАЦИИ является выраженная совокупность сформированных в ходе срочной службы системы социальных установок, стереотипов и стандартов, закрепленных социально-психологических характеристик личности. В результате сравнительного анализа системы социальных установок, составляющих ядро личностного потенциала, и выявленных характеристик, предопределяющих эффект стереотипизации в восприятии командиров, выявлены системы особенностей, как оказывающих положительное влияние, так и тормозящих в реальном процессе самореализацию личности контрактника.

3. Обоснована  в условиях современной воинской части возможность и необходимость организации социально-психологического сопровождения становления профессиональной идентичности контрактника. Доказано, что это ведет к более эффективному использованию человеческого потенциала данной категории военнослужащих. Дано определение социально-психологическому сопровождению СОЦИАЛИЗАЦИИ. СПС - целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции состояний и поведения контрактников, осуществляющийся в рамках целостной исследова-тельско-развивающей технологии в интересах оптимизации труда и жизни как контрактников (для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния и наивысшей продуктивности), так и всего подразделения в целом, оптимально использующего имеющиеся человеческие ресурсы.

 Считаю необходимо внедрить в конкретных воинских частях Программу по социально-психологическому сопровождению СОЦИАЛИЗАЦИИ. Она реализует основные направления: оказание социально-психологической помощи, организационные мероприятия по адаптации военнослужащих к новым условиям труда, подключение к процессу становления профессиональной идентичности потенциала контрактников младших командиров подразделений. Социально-психологическая помощь контрактникам представляет собой комплекс мероприятий, направленных прежде всего на профилактику возможных последствий деструктивных факторов СОЦИАЛИЗАЦИИ путём социально опосредованной регуляции психических состояний контрактников, а также на непосредственное преодоление ими сложной жизненной ситуации профессионального пути. Предметом социально-психологической помощи являются не столько сами по себе переживания и чувства контрактника (реакции на какие-то психологически значимые события), сколько мнения, представления и позиции как регуляторы психологического самоопределения в сложной жизненной ситуации.

4.      Определены   дальнейшие   направления   исследования   изучаемой проблемы СОЦИАЛИЗАЦИИ, осуществляющиеся как:

  • изучение особенностей профессионального психологического отбора контрактников на должности младших командиров в воинских частях;
  • совершенствование психотехнологий социально-психологического сопровождения СОЦИАЛИЗАЦИЯ;
  • оптимальное использование человеческого ресурса контрактников.

 

 

 

 

                 

 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. – 480 с
  2. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996. – 94 с
  3. Волковицкий Г.А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М., 1994. – 162 с
  4. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993. - 120 с
  5. Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. М., 1997. – 213 с
  6. Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998 – 980 с
  7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.,1992 – 97 с
  8. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999. – 427 с
  9. Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы (на примере Вооруженных сил РФ). Монография. М., ВУ, 2000. – 270 с
  10. Рабочая книга практического психолога/ Отв.ред. Л.Г.Лаптев.- М., 1996. – 420 с
  11. Рыбалко Е.Ф. Психологическое обеспечение системы обучения и воспитания на разных этапах жизненного пути. //Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. – 307 с
  12. Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб., 1998. – 208 с
  13. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998 – 356 с
  14. Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности. /Под ред. Н.А. Шматко. М., РАН Институт социологии, 1992. – 256 с
  15. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. – 422 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально – психологические особенности потенциального контрактника