Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель исследования - выявить социально-психологические особенности личности в становлении профессиональной идентичности военнослужащего контрактника и разработать систему её психологического сопровождения.
Задачи :
Уточнить содержание процесса становления профессиональной идентичности военнослужащего контрактника, проходящего военную службу в частях постоянной боевой готовности.
Выявить социально-психологические особенности личности и их влияния на СОЦИАЛИЗАЦИЮ в условиях современных Вооруженных Сил.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика особенностей военнослужащих-контрактников…………………………………………………………………….4
1.1.Социально – психологические особенности потенциального контрактника……………………………………………………………………...4
1.2.Общая характеристика особенностей военнослужащих-контрактников…6
Глава 2 Влияние личностно-профессиональных особенностей на становление профессиональной идентичности контрактника……………………………...11
2.1 Мотивационно-ценностная ориентация контрактников…………………11
2.2 Конструктивное и деструктивное влияние социально-психологических особенностей на становление профессиональной идентичности военнослужащего проходящего военную службу по контракту…………….16
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………..27
Вышеизложенное приводит к пониманию необходимости изучения функций организма военнослужащих контрактников при физических и умственных нагрузках, что позволит выявить функциональные возможности организма контрактника в определённые возрастные периоды, степень его готовности к различным видам профессиональной деятельности, адаптивные способности и т.д.
В связи с возрастающим количеством женщин контрактников, в профессиональном воспитании необходимо учитывать их физиологические особенности. Как известно, физиология женщины отличается от мужской. Ведь основное природное призвание женщины - быть матерью. Происходящий в организме женщины ежемесячный цикл (менструация) сопровождается обычно физической слабостью, головной болью, болью в животе, раздражительностью, вспышками гнева и т.д. Профессиональная деятельность военнослужащих-женщин требует дополнительных гигиенических условий, особенно во время полевых выходов, при совершении марша, в командировках, нарядах. Женщина сильно отличается от мужчины своим ростом и конституцией. Мышцы её мягки и легки по сравнению с мужскими. Она в состоянии вынести физическое напряжение и психические нагрузки в намного большей степени, чем мужчина, но не за счёт физической силы или выносливости, а благодаря присущим её природе характерным особенностям и прежде всего материнскому инстинкту. Однако физическая и умственная усталость во время службы могут привести к ослаблению её природного интереса к семье и детям, а затем к равнодушию и разочарованию.
С физиологическими
особенностями тесно связаны во
Возраст военнослужащих контрактников можно условно разделить на следующие периоды:
1. От 18-20 лет до 25-27 лет - период наиболее благоприятный для профессионального становления и адаптации к службе в армии. Военнослужащие в этом возрасте выбирают профессию, "прицениваются" к своим возможностям и к тому, что может дать профессия военного. В этом возрасте, как правило, хорошо работает память, характерен большой приток энергии, которая может использоваться как в положительных, так и в отрицательных целях, достаточная физическая выносливость. Военнослужащих влечёт романтика, жажда приключений, каких-то исключительных поступков. У них сильно стремление к постоянному движению, сексуальное влечение. Военнослужащие не умеют распределять время, зачастую использую его не рационально, и не дорожат им.
По данным исследования, около 70% проступков, совершённых военнослужащими контрактниками, выпадают на этот возраст. Для этого возраста характерны крайности в мыслях и поступках, непредсказуемость, недоверие к авторитетам и в тоже время большая внушаемость и возможность попадания под чьё-либо влияние. В них, с одной стороны, сильно сопротивление "приручению", а с другой стороны, сильно желание выделиться и доказать свою независимость и самостоятельность. В экстремальных ситуациях возможна несдержанность, опрометчивость, необдуманность поступков.
2. От 26-28 до 34-37 лет - период социальной и профессиональной зрелости. В этом возрасте практически все военнослужащие контрактники имеют семью и это в значительной мере определяет их мотивацию к профессиональной деятельности, ими приобретён значительный жизненный и профессиональный опыт, они начинают ценить стабильность в профессии, и даже при низкой удовлетворённости военной профессией продолжают служить. Отсутствие же удовлетворённости профессией в этом возрасте приводит не к поиску новой профессии, а к желанию "отключиться" от профессиональных забот, что может привести к отрицательным последствиям (употребление спиртных напитков, наркотиков). Познавательные интересы начинают затухать в связи с семейными заботами, отсутствием масштабных перспектив, сменой восторженных представлений о жизни, пониманием, что не все могут быть великими людьми и не все ими становятся. Появляется ощущение "приземлённости", что для некоторых военнослужащих бывает началом их пассивной или даже негативной профессиональной деятельности и жизненного поведения. В эмоциональном отношении военнослужащие контрактники более сдержанны, знают себе цену, понимают с кем из начальников и как себя следует вести, т.е. приспосабливаются к образу профессиональной деятельности. Им присуща рассудительность, но порой их деятельность ей противоположна. Они стараются заботиться о своём интеллекте, чтобы выглядеть соответственно возрасту, но многое им ещё не доступно.
3. От 35-38 до 45-50 - лет предпенсионный возраст для военнослужащего контрактника. Характеризуется определённой зрелостью, развитыми профессиональными навыками и умениями, стремлением к спокойной независимой профессиональной деятельности. Физические возможности снижаются, часто военнослужащий становится зависимым от состояния здоровья. Большие физические нагрузки переносятся с напряжением и не вызывают у военнослужащего удовлетворения. Мотивация профессиональной деятельности больше связана с привычкой исполнять свои функциональные обязанности и с заинтересованностью получения пенсии. В этом возрасте военнослужащий стремится к стабильности, надёжен в выполнении сложных, ответственных задач, тяготеет к наставничеству, к воспитанию младшего поколения. Требует почтительного к себе отношения, особенно со стороны младших по возрасту. Чаще всего впечатлителен, болезненно реагирует на критику, обидчив. Стабилизируются основные операционные структуры, личностные черты носят устойчивый характер, облик личности воина-контрактника постоянен, намечаются признаки снижения профессиональной активности, корректируются жизненные цели.
Таким образом, изучение и учёт особенностей военнослужащих-контрактников - одна из главных задач офицеров-воспитателей. При изучении особенностей необходимо подходить к проблеме всесторонне, с учётом всех источников информации, тщательно анализировать их и на основе полученных данных создавать общую картину личности военнослужащего, продуманно использовать в профессиональном воспитании полученные характеристики.
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИИ КОНТРАКТНИКА
2.1
Мотивационно-ценностная
Рассмотрим содержание выявленных в ходе работы личностно-профессиональных особенностей.
Группа особенностей «Индивидуально - психологические особенности воина контрактника». Ведущий фактор: адаптационный потенциал воина контрактника (или его реализованность в виде социально-психологической адаптированности в новом профессиональном сообществе).
Изучение практики адаптации военнослужащих контрактника позволяют говорить о двух группах причин, обусловливающих затруднения адаптации.
Первую группу составляют личностно-профессиональные особенности, включающие в себя как особенности темперамента, специфические черты характера, адаптационные способности, интериоризированный адаптационный опыт, ценностные ориентации личности, а также наличие у контрактника профессионально-важных качеств. Во вторую группу входят социально-психологические особенности, составляющие такие уровни детерминации, как интимно-семейный, трудового коллектива, общественно-государственный и общечеловеческий (группы факторов А, В, Е).
Исследование основных личностно-профессиональных особенностей адаптирующихся специалистов позволило выделить такую детерминанту адаптационных затруднений, как особенности нервной системы военнослужащего контрактника (сила, подвижность), его темперамента.
Так отмечая, что тот или иной тип темперамента ничего не говорит о моральной ценности человека, не определяет направление его развития или место, которое человек занимает по шкале общественных оценок, Я. Стреляу утверждает, что «темперамент можно оценивать с точки зрения адаптационных возможностей и той роли, какую темперамент играет в процессе поддержания равновесия между организмом и средой».
Исследование показало, что контрактникам с сильной нервной системой присущи низкий уровень тревожности, самоуверенность, повышенная самооценка, быстрое привыкание к новой обстановке. Преобладающей эмоцией у них является эмоция радости при невысокой выраженности эмоции страха. У этих военнослужащих преобладают направленность на себя, мотивы собственного благополучия, стремление к личному первенству.
Иная картина процесса адаптации наблюдается у специалистов со слабой нервной системой. Им зачастую свойственен высокий уровень тревожности (как общей, так и ситуативной), неуверенность, недовольство собой. У них отсутствует способность быстро переключаться на новые виды работы. Таким военнослужащим свойственна заниженная самооценка, робость, застенчивость. Они постоянно находят поводы для переживаний. В тоже время, преобладающей направленностью этих военнослужащих является ярко выраженная установка на решение задачи, у них устойчивы мотивы увлечения процессом деятельности.
Проведенное исследование выявило различия в адаптации офицеров запаса с различным темпераментом. Так была подмечена адаптивная гибкость работников с сангвиническим темпераментом. Более медленно, но стабильно проходит становление профессиональной идентичности у специалистов с преобладанием флегматических черт. Наибольшие трудности возникают перед офицерами запаса с холерическим и меланхолическим темпераментами. Их реакция не адекватна изменениям среды: у холериков эмоции «выплескиваются» на окружающих, что не всегда им нравится, а меланхолики осуществляют «самоагрессию», что может привести к психическим расстройствам.
В ходе выявления личностно-профессиональных детерминант затруднений процесса становления профессиональной идентичности нашел свое подтверждение подход Л. И. Анциферовой, которая выделяет два основных типа личности, отличающихся друг от Друга специфическим отношением к миру, убеждениями, самооценкой, когнитивными стилями, историей успехов и неудач. У них разные модели идентификации, они в разной мере прибегают к помощи других людей. Военнослужащие-контрактники , предпочитающие в процессе адаптации конструктивно преобразующие стратегии, обладающие оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения, верящие в свои силы и способность контролировать ситуацию относятся к интернальному типу. Напротив, люди, уходящие от трудных ситуаций, прибегающие к механизмам психологической защиты, воспринимающие новую профессиональную среду как враждебную, отличающиеся пессимизмом и низкой самооценкой, уверенные в своей недееспособности, считающие, что негативные события происходят по злой воле других или предначертаны судьбой, относятся к экстернальному типу.
Характеризуя эти типы, следует сказать, что интерналы воспринимают трудную проблему, а таковой и является чаще всего адаптационная ситуация, в совокупности ее положительных и отрицательных сторон, в ее связях с другими событиями. Неопределенность условий побуждает их к поиску новой информации
Прямой противоположностью описанному выше типу являются экстерналы. Это нерешительные, с недостаточно развитыми процессами когнитивного оценивания личности. Их основной характеристикой является низкая мотивация достижения, интерпретируемая ими зачастую как отсутствие способностей. Им присущи три группы идей. Эти группы получили названия: «Это ужасно!», «Я -ничтожество», «Терпеть не могу...» . Индивиды, входящие в первую группу, драматизируют любые, даже самые незначительные, события. Представители второй группы обладают такой низкой самооценкой, что в любых неудачах, даже обусловленных объективными причинами, они винят только себя, занимаясь настоящей самоагрессией. И наконец, те, кто относится к третьей группе, обвиняют во всем других и проявляют абсолютную неспособность объективно оценивать свое поведение.
Исследование
личностных детерминант
трудностей становления
профессиональной
идентичности можно дополнить анализом
профессиональных диспозиций
личности, под
которыми понимается предрасположенность
к определенному восприятию условий
профессиональной деятельности и готовность
человека к ней.
Систему профессиональных диспозиций военнослужащих контрактников образуют:
- высшие диспозиции
- концепция жизни и ценностные ориентации,
общая направленность деятельности
личности;
Ценностные ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностеи к определенному восприятию условий жизни и трудовой деятельности, к поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуации профессионального выбора служат опорными критериями принятия жизненно важных решений. Их отличает то, что они соотносятся с целостностью образа жизни личности, тогда как социальные установки соотносятся с частными объектами и ситуациями, регулирующими отдельные профессиональные действия. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, ее ценностные ориентации выражают субъективную позицию контрактников, их мировоззрение и нравственные принципы. Непротиворечивость ценностных ориентации - показатель устойчивости личности, знаменует ее становление как активного субъекта труда, способствует более успешной психологической адаптации к его новым условиям.
Однако практика показала, что и в этом случае возможны затруднения как в целом адаптационного процесса, так и процесса становления профессиональной идентичности, так как, несмотря на то, что высшие диспозиции, являясь продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее общим потребностям личности - потребностям слияния с социумом - активно воздействуют на диспозиции нижележащих уровней. Последние, особенно ситуативные установки, обладают относительной самостоятельностью и могут вступать в противоречия с направленностью личности и выступать в форме внутриличностного конфликта.
В опросе (методом анкетирования) приняли участие 121 человек, военнослужащих контрактников, проходящих службу в «Таманской дивизии». Исследование семейного уровня детерминации адаптационных затруднений показало, что от того, насколько крепка семья контрактника и благоприятен ее психологический климат, во многом зависит и его отношение к службе, физическое и психическое самочувствие. В результате опроса было выявлено, что около 86 % респондентов достаточно уверенно и комфортно чувствуют себя во взаимоотношениях с членами своей семьи.
Информация о работе Социально – психологические особенности потенциального контрактника