Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель исследования - выявить социально-психологические особенности личности в становлении профессиональной идентичности военнослужащего контрактника и разработать систему её психологического сопровождения.
Задачи :
Уточнить содержание процесса становления профессиональной идентичности военнослужащего контрактника, проходящего военную службу в частях постоянной боевой готовности.
Выявить социально-психологические особенности личности и их влияния на СОЦИАЛИЗАЦИЮ в условиях современных Вооруженных Сил.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика особенностей военнослужащих-контрактников…………………………………………………………………….4
1.1.Социально – психологические особенности потенциального контрактника……………………………………………………………………...4
1.2.Общая характеристика особенностей военнослужащих-контрактников…6
Глава 2 Влияние личностно-профессиональных особенностей на становление профессиональной идентичности контрактника……………………………...11
2.1 Мотивационно-ценностная ориентация контрактников…………………11
2.2 Конструктивное и деструктивное влияние социально-психологических особенностей на становление профессиональной идентичности военнослужащего проходящего военную службу по контракту…………….16
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………………..27
Изучение становления профессиональной идентичности контрактника в различных подразделениях показало, что положительное влияние на этот процесс оказывается там, где командиру удается «загрузить» военнослужащего положительной информацией о службе. При этом особенно важным является наличие позитивной направленности всех элементов социально-психологической структуры коллектива (общественного мнения, групповых настроений, межличностных взаимоотношений и др.). Оказалось, что при неблагоприятных социально-психологических условиях в коллективе (преобладание негативных настроений среди военнослужащих, низкий уровень сплоченности, процветание негативных социальных явлений (особенно пьянства) возникает ситуация, когда наиболее успешно в целом адаптируются контрактники нарушавшие воинскую дисциплину в период прохождения срочной службы. Большинство же военнослужащих с активно-положительным отношением к новой службе не могут адаптироваться до тех пор, пока не завоюют авторитет, прежде всего, у командиров и начальников, своим отношением к делу. Иначе обстоят дела, если в коллективе сложился здоровый социально-психологический климат. Он способствует более быстрому становлению профессиональной идентичности дисциплинированных и ответственных военнослужащих с положительной профессиональной направленностью. С контрактниками, негативно относящимися к своей профессиональной деятельности, командирам зачастую приходится расставаться.
Второй важной составляющей затруднений на уровне воинского коллектива, является стиль и методы управления коллективом со стороны командиров. Были выявлены две основные задачи, решение которых ведет к преодолению затруднений становления: оптимизация функциональных отношений командира с контрактником (непосредственное руководство) и совершенствование образа деятельности самого офицера (руководство, опосредованное личным примером).
При рассмотрении процесса оптимизации функциональных отношений офицера было проанализировано соотношение властных и демократических начал в стиле руководства. В результате этого анализа был сделан вывод о том, что это соотношение должно гибко изменяться в зависимости от ведущих мотивов, характерных для того или иного контрактника. В случае если в структуре мотивации специалиста преобладает активно-положительное отношение к службе (таких в ходе исследования выявлено, лишь 47 %), стиль руководства должен быть преимущественно демократическим. Следует смело делегировать ему полномочия и сводить уровень контроля до минимально допустимого. Если же контрактник не нацелен на службу (28 % респондентов), офицерам надо сделать крен в сторону авторитарных методов управления. Однако, и в этом случае необходимо разделять требования к человеку как к подчиненному и как к самостоятельной личности, ни в коем случае не унижая его достоинства.
В ходе исследования было установлено: влияние образа деятельности командира и его личностных качеств на становления профессиональной идентичности контрактника осуществляется таким образом, что, если они не соответствуют системе социальных ожиданий подчиненного, это сказывается на авторитете начальника, а также на степени его стимулирующего воздействия на адаптационный процесс в целом. Именно поэтому забота о своем моральном облике, глубокие профессиональные знания и умения, высокая компетентность в межличностном общении, умение принимать на себя ответственность в сложных ситуациях являются неотъемлемыми качествами руководителя при социально-психологическом сопровождении становления профессиональной идентичности контрактника.
3. Раскроем содержание конструктивного и деструктивного влияние на становление профессиональной идентичности контрактника личностных социально-психологических особенностей.
Это, прежде всего «неподготовленность контрактника к данной проблемной ситуации». Изучение адаптационных затруднений показало, что обязательной составной частью информации, необходимой для правильного прогноза адаптивного поведения и управления им, являются сведения об адаптивном опыте военнослужащего, который он имел до подписания контракта с ВС РФ. Как правило, большинство военнослужащих имеет богатый адаптивный опыт, связанный со служебным ростом и географическими перемещениями.
Сравнительный анализ показал, что контрактники, имеющие богатый положительный опыт адаптации к новым условиям, и по прибытии в подразделение быстрее вливаются в коллектив, обладающие же малым, а особенно отрицательным адаптационным опытом военнослужащие испытывают существенные затруднения в адаптации.
Но главное это отсутствие готовности изменить некоторые установки, преодолеть мешающие становлению профессиональной идентичности в новой системе труда. В ходе срочной армейской и флотской службы у контрактника формируется целый блок частных, конкретных установок и стереотипов. Это, прежде всего: 1) установка на подчинение. Уставы предполагают выполнение приказов безоговорочно и точно, то есть военнослужащий обязан выполнять все указания, идущие сверху. Фактически он лишен права поиска альтернативных решений в этой связи. Ответственность за решения возлагается на лицо, отдавшее такое приказание. Следовательно, это дает основания считать, что уставы формируют у контрактника установку на безусловное подчинение; 2) установка на обязательность выполнения отданных распоряжений; 3) установка на личную ответственность. Эти установки характеризуют контрактника как исполнителя, добросовестного, ответственного исполнителя, который не вступает в обсуждение по поводу целесообразности тех или иных команд и распоряжений старших начальников. Такие установки имеют как положительные характеристики, так и недостатки, которые особенно проявляются в условиях жизни. Бесспорен тот факт, что контрактник ответственный исполнитель привыкший выполнять все поручения беспрекословно, точно и в срок — высоко ценится руководителями всех уровней, однако армейская служба не предполагала, и это подчеркивалось в уставах, поиск личностью альтернативных решений, не обязывала проявлять инициативу, творчество. И тогда получается жесткая доказанность системы регламентации и нагрузки на интеллектуальную сферу в поисках решения заданной задачи по заранее установленным стандартам, и не предполагается проявление при этом творческого поиска.
В условиях жизни отсутствие ориентации на проявление творчества, на проявление инициативы в эпоху формирования отношений, негативно сказывается на оценках контрактника, как профессионала с точки зрения командира.
И это создает новые трудности
в процессе самореализации в
новых условиях жизни,
Ко второму блоку по степени важности правомерно отнести блок требований, которые предъявляются к личности. При этом отчетливо проявляется система требований, которая направлена на эмоционально-волевую сферу.
Наиболее частыми категориями требований к специалистам, выступают наличие способностей к преодолению трудностей, настойчивость, храбрость, мужество и самоотверженность и др. В системе перечисления таких характеристик в ходе исследования обнаружена особенность, которая проявляется в том, что доминирует волевая составляющая эмоционально-волевых характеристик. Тогда как другие, такие как: выдержанность, самостоятельность, доброжелательность, инициативность и т. д. проявляются довольно редко, например, с одноразовой частотой проявления в уставах.
Третий блок - это блок требований, которые проявляются в системе взаимоотношений. Взаимоотношений вверх, в системе подчиненности, взаимоотношений вниз - в отношении к подчиненным военнослужащим и взаимоотношений по диагонали, со своими коллегами. В числе требований доминирующее место занимают такие как: взаимопомощь, взаимовыручка, товарищество, взаимопонимание и т. д.
Для определения наиболее значимой части личностного потенциала, сформированного в условиях срочной армейской службы, в целях ее успешной реализации в новых условиях в ходе исследования представлялось необходимым выявить систему ожидания командиров в отношении контрактников.
Анализируя систему установок, правомерно также утверждать, что они оказывают неоднозначное влияние на успешность или неуспешность самореализации личности контрактника в современных условиях службы. Так, достаточно большое количество установок оказывает бесспорно положительное влияние, и в то же время, есть установки, которые оказывают негативное, тормозящее, а иногда и блокирующее влияние на результаты самореализации. Так, отсутствие установки на проявление творчества, выраженная стереотипизация мышления, в недостаточной степени выраженная гибкость мышления, затрудняют необходимую перестройку в системе отношений, которая соответствовала бы вновь создаваемым условиям службы по контракту.
Таким образом, выявленные ожидания и установки, которые оказывают существенное влияние на дальнейшую жизнедеятельность контрактников, в то же время будут оказывать существенное влияние на систему особенностей, влияющих на процесс самореализации. К их числу относятся:
Особенности, положительно влияющие на систему самореализации: достаточно высокий уровень образования; высокий уровень профессионализма; богатый жизненный опыт.
Выводы по второй главе:
3. Проведенное
исследование позволяет
Группа личностно-
При этом собственно социально-психологические особенности подразделяются на три подгруппы:
1) личностные
социально-психологические особ
Информация о работе Социально – психологические особенности потенциального контрактника