Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:55, курсовая работа
Актуальность темы. Роль социального интеллекта в деятельности медработников, несомненно, высока и возрастает в современных социальных условиях. При этом психологические механизмы социального интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены проявления социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности.
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1. Основные подходы к изучению социального интеллекта зарубежными авторами 4
1.1.1. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. 8
1.1.2. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. 8
1.2. Исследования социального интеллекта советскими психологами. 12
1.3. Функции социального интеллекта. 18
Выводы 20
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДРАБОТНИКОВ 21
2.1. Организация и методологические основы исследования 21
2.2. Исследование уровня социального интеллекта у медицинских работников 23
Выводы 25
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
общей и клинической
психологии
3
курс
Социальная работа
Заочное
отделение
Кухаренко
Елена Николаевна
СОЦИАЛЬНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Курсовая
работа
Научный
руководитель:
Доцент, кандидат биологических наук
И.В. Пантюк
Минск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1. Основные подходы к изучению социального интеллекта зарубежными авторами 4
1.1.1. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. 8
1.1.2. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. 8
1.2. Исследования
социального интеллекта
1.3. Функции социального интеллекта. 18
Выводы 20
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДРАБОТНИКОВ 21
2.1. Организация и
методологические основы
2.2. Исследование уровня социального интеллекта у медицинских работников 23
Выводы 25
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Приложение 1 31
Приложение 2 32
Приложение 3 33
Актуальность темы. Роль социального интеллекта в деятельности медработников, несомненно, высока и возрастает в современных социальных условиях. При этом психологические механизмы социального интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены проявления социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности.
Социальный интеллект - способность правильно понимать свое поведение и поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности. Уровень развития социального интеллекта медработника во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и взаимоотношения с пациентами.
От личности медперсонала во многом зависит эффективность деятельности организации. Личностные качества медработника являются важнейшим фактором оптимизации его профессиональной деятельности. Социальный интеллект как психологическая характеристика личности представляет собой важнейшую составляющую профессионально важных качеств медперсонала.
Психологические требования к личности медработника в психологической литературе представлены в виде списков профессионально важных качеств. При этом в настоящее время место социального интеллекта в системе профессионально важных качеств медработника не определено, хотя межличностная коммуникация является профессиональной функцией медперсонала и занимает до 80% его рабочего времени.
Актуальность проблемы, ее практическая востребованность и недостаточный уровень научной разработанности определили выбор темы, предмета и цели настоящего исследования.
Целью исследования является изучение уровня социального интеллекта медработников на примере районной поликлиники.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
Объект исследования - социальный интеллект.
Предмет исследования – уровень социального интеллекта медработников.
Гипотеза исследования: медработники в силу осознанного выбора профессии, своего образования и постоянного общения с различными людьми обладают средним и выше среднего уровнем социального интеллекта.
Методы исследования и обработки включали: теоретический анализ психологической литературы, тестирование, статистическую обработку и анализ данных.
Для проведения тестирования была выбрана методика исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и О.Салливена.
База исследования. В исследуемую группу вошло 30 старших и средних медработников светлогорской районной центральной поликлиники.
Научная
новизна исследования заключается
в том, что:
- систематизированы основные подходы
к исследованию социального интеллекта;
- в исследовании отражено, что социальный
интеллект является одним из профессионально
важных качеств медперсонала, который
обеспечивает эффективную реализацию
профессиональных функций.
Практическая значимость исследования
заключается в возможности внедрения
результатов работы в практику преподавания
общей и социальной психологии.
Результаты
работы открывают перспективу
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения способности понимать других и мудро, адекватно вести себя по отношению к ним. Многие известные психологи внесли свой вклад в интерпретацию этого понятия.
Г.Оллпорт
[26] описывал социальный интеллект как
особое умение верно, судить о людях, прогнозировать
их поведение и обеспечивать адекватное
приспособление в межличностных взаимодействиях.
Он выделял восемь качеств, которые обеспечивают
лучшее понимание окружающих:
1. Опыт. Для того, чтобы хорошо разбираться
в людях, прежде всего, необходим жизненный
опыт.
2. Сходство. Это требование того, чтобы
человек, который пытается судить о людях,
по своей природе был похож на того человека,
которого он хочет понять.
3. Интеллект. Умение понимать людей - это
в значительной степени задача уяснения
связей между прошлыми и нынешними поступками,
между экспрессивным поведением и внутренними
свойствами, между причиной и следствием.
4. Глубокое понимание себя. Слепота и ошибочность
в понимании нашей собственной природы
будет автоматически перенесена на наши
суждения о других.
5. Сложность. Как правило, люди не могут
глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше
их самих.
6.Отстраненность. Человек, который остается
в стороне от событий, но внимательно наблюдает
за ними, сможет высказать более ценные
суждения, чем участник событий.
7. Эстетические склонности. При высоком
своем развитии эстетический склад ума
может до определенной степени возместить
ограниченность опыта, интеллекта, глубокого
понимания себя, сходства и сложности.
8. Социальный интеллект. По мнению Г.Оллпорта,
социальный интеллект-это способность,
необходимая для тонкого равновесия в
поведении, обеспечивающая гладкость
в отношениях с людьми. Для того, чтобы
тактично говорить и поступать, необходимо
прогнозировать наиболее вероятные реакции
другого человека. Поэтому социальный
интеллект связан со способностью высказывать
быстрые, почти автоматические, суждения
о людях. Вместе с тем социальный интеллект
имеет отношение скорее к поведению, чем
к оперированию понятиями.
В данном определении социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека. Однако автор связывает его более с поведенческим умением, чем с познавательной способностью.
Формулировка Д.Векслера [29] сводит эти различные точки зрения к одному определению социального интеллекта, который осознаётся ученым как приспособленность индивида к человеческому бытию, т.е. как умение хорошо справляться с жизненными ситуациями.
В 60-е гг. Дж.Гилфррд, создатель первого теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Согласно концепции Дж.Гилфорда [29], социальный интеллект есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.
Социальный интеллект, как отмечает Дж.Гилфорд, объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Некоторые ученые, в частности Ж.Годфруа [ 26], отождествляют социальный интеллект с одним из процессов, главным образом, с социальной перцепцией или социальным мышлением. Это связано с традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологии.
Д.Майерс [ 21]характеризует социальную психологию как науку, изучающую характер мыслей людей друг о друге, их влияние друг на друга, отношение друг к другу. Социальное мышление рассматривается ученым как способность оценивать себя и других, способность, обусловливающая социальные установки, объяснения и убеждения. Д.Майерс выясняет, от чего зависит точность впечатлений о себе и других, насколько социальное мышление склонно к предвзятости, каким образом социальные установки человека влияют на его поведение.
Вопросы
социального интеллекта обсуждаются
учеными в процессе решения проблем
творческого развития. Как отмечает
Х.Гарднер[29], интеллект проявляется не
только в традиционно выделяемых вербальных
и математических способностях. Интеллект
- это наша способность успешно реагировать
на новые ситуации и учиться на опыте.
Он выделяет семь видов интеллекта:
1. Вербальный интеллект - вербальные, речевые
способности. Человек, у которого хорошо
развит этот вид интеллекта, может аргументировать,
убеждать, учить, умело используя слова.
2. Музыкальный интеллект - способность
исполнять, сочинять или получать удовольствие
от музыки. (Как правило, данный вид интеллекта
хорошо развит у исполнителей, композиторов,
музыкальных критиков).
3. Логико-математический интеллект - умение
производить операции с числами, логически
мыслить, способность думать в понятиях
причины и следствия, формулировать тезисы,
развивать концепции, распознавать образы
и рационально анализировать процессы
и события.
4. Пространственно-визуальный интеллект
- способность видеть, воспринимать объекты
и манипулировать ими в уме; воспринимать
и создавать зрительно-пространственные
композиции (характерен для архитекторов,
инженеров, хирургов).
5. Телесно-кинестетический интеллект
— хорошо развиты двигательные навыки,
которые успешно используются в спорте,
в исполнительском искусстве, в ручном
труде (характерен для танцовщиков, спортсменов,
механиков).
6. Межличностный интеллект - способность
понимать других людей и сотрудничать,
идентифицироваться с ними и представлять,
как мир выглядит из их перспективы. Межличностный
интеллект выражается в том, как мы воспринимаем
настроения, темперамент и потребности
других, как реагируем на них.
7. Внутриличностный интеллект - способность
понимать себя, свои чувства, стремления
(хорошо развит у психиатров, поэтов).
Эти виды интеллекта рассматриваются Х.Гарднером как ранние, более общие, формы способностей, в значительной мере определяемые генетически. С возрастом они фокусируются в конкретное занятие.
Два последних вида интеллекта, по классификации Х.Гарднера, соответствуют понятию «социальный интеллект», который выражается в познавательной способности, т.е. способности понимать других людей и себя.
Ученый не устанавливает отношений между видами интеллекта, но предполагает, что они работают взаимосвязано.
Социальный
интеллект как форма
Нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психологические, и внешние, физические, принципы поведения, заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людей и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность, становятся предметом интереса ребенка.
Первая стадия развития социального интеллекта - стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира - сменяется стадией согласования разных точек зрения, намерений, действий.
На второй стадии социального развития ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.
На третьей стадии развития социального интеллекта, достигаемой обычно в предподростковом возрасте (10-12 лет), начинается понимание взаимозависимости, взаимообусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей; представления о человеческом взаимодействии структурируются, выстраиваются в систему.
Четвертая стадия социального
развития предполагает
В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта[ 23].