Социальный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Роль социального интеллекта в деятельности медработников, несомненно, высока и возрастает в современных социальных условиях. При этом психологические механизмы социального интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены проявления социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1. Основные подходы к изучению социального интеллекта зарубежными авторами 4
1.1.1. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. 8
1.1.2. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. 8
1.2. Исследования социального интеллекта советскими психологами. 12
1.3. Функции социального интеллекта. 18
Выводы 20
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДРАБОТНИКОВ 21
2.1. Организация и методологические основы исследования 21
2.2. Исследование уровня социального интеллекта у медицинских работников 23
Выводы 25
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 123.82 Кб (Скачать документ)

     -такие же результаты и  в   способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам (субтест№2);

     -способность распознавать контекст общения по вербальным реакциям, чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, способность находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях  (субтест №3)  - от среднего до ниже среднего;

     -способность понимать логику развития ситуаций общения, структуру межличностных ситуаций в динамике, способность чувствовать изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников, умение путем логических умозаключений отыскивать причины определенного поведения, умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах регулирующих поведение в обществе (субтест №4) колеблется от высокого  до низкого уровня;

     Из  вышесказанного следует, что испытуемая группа в общем показала  средний уровень развития социального интеллекта.  Что в свою очередь указывает на то, что в достаточной степени развита способность прогнозировать последствия поведения и распознавать невербальный язык общения.  Члены исследуемой группы обладают чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях профессионального общения,  эмоциональной стабильностью, совестливостью, эмпатией, невербальной чувствительностью, навыком  нестереотипного, пластичного суждения о личности. Однако среднее значение по субтесту №4 является минимальным во всей батарее субтестов, хотя и попадает в шкалу среднего уровня. Это вызвано наличием как максимального так и минимального из возможных набранных  баллов.  Это указывает на то, что некоторые из членов исследуемой  группы испытывают трудности  при адаптации к различным системам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

     Т. о. цель данной курсовой работы была достигнута, в ходе исследования удалось определить уровень социального интеллекта медработников на примере центральной районной поликлиники города  Светлогорска.  В ходе достижения цели была изучена  необходимая  по теме исследования литература, научные данные   различных ученых  о  социальном интеллекте  были систематизированы и проанализированы. Было раскрыто содержание  основных теоретических подходов к исследованию социального интеллекта.  Для достижения цели курсовой и подтверждения гипотезы было проведено тестирование для определения уровня социального интеллекта медработников  светлогорской  центральной районной поликлиники.  В результате тестирования были выявлены особенности социального интеллекта испытуемой группы.

     Следует заметить, что результат исследования  показал необходимость повышения  коммуникативной компетенции медработников. Так как развитие социального интеллекта позволяет выделять значимую информацию, это особенно важно, так как люди не только обмениваются знаниями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию и человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Это особенно важно потому, что всякий обмен информацией между сторонниками коммуникации возможен лишь при условии, что знаки, и главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Именно эти возможности могут развиваться и совершенствоваться благодаря социальному интеллекту.

     Сведения  о проведении подобных исследований в учреждениях здравоохранения не  публиковались ранее, что не дает возможности сравнить полученные в данной работе результаты с другими проводимыми ранее исследованиями. Возможно, это связано с тем, что понятие социального интеллекта относительно новое направление в  общей и социальной  психологии и изучению данного вопроса не уделялось еще достаточного внимания. Тем более не проводились исследования по измерению уровня социального интеллекта среди различных профессиональных групп.

      

          Выводы

                                                                                                                                                                                       

       Проведенный теоретический анализ  исследований социального интеллекта различными учеными позволил сделать вывод о том, что социальный интеллект – относительно новое понятие в современной социальной психологии, которое находиться в процессе развития  и уточнения.  Социальный интеллект – интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек – человек». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения.

     В этот период увеличивается круг общения  ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта.

     На  формирование социального интеллекта оказывают влияние социальное мышление и социальные представления личности. Социальный интеллект формируется  в процессе деятельности человека в социальной сфере, сфере общения и социальных взаимодействий.

     Для достаточного развития социального  интеллекта необходим опыт межличностного общения, который включает нормы и ценности  общественной среды, в которой существует человек и личный жизненный опыт, основанный на индивидуальных особенностях  и психологических событиях  личной жизни индивида. А также общая эрудиция, как запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид. Однако все ученые сходятся во мнении, что уровень выраженности социального интеллекта  относительно не связан уровнем общего интеллекта.

     Социальный  интеллект  рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении понимать  и прогнозировать поведение другого человека.

     Так как он обуславливает  самопознание  индивида в процессе социализации, познание норм и эталонов взаимоотношений между людьми, контроль своих эмоций, умение встать на точку зрения другого человека.

     Проведенное экспериментальное исследование и анализ полученных данных частично подтвердили выдвинутую гипотезу  и позволили сделать следующие выводы:

  1. Социальный интеллект является одним из профессионально значимых качеств медработников.
  2. В настоящее время у медперсонала в средней степени  развита способность прогнозировать последствия поведения и распознавать невербальный язык общения.  Члены исследуемой группы обладают  средней чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях профессионального общения,  эмоциональной стабильностью, невербальной чувствительностью. Однако некоторые из членов исследуемой  группы испытывают трудности  при адаптации к различным системам взаимоотношений между людьми.
  3. Ключевые способы повышения уровня социального интеллекта  нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в попытках личностной реконструкции, а в активном осознании индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, в  развитии социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.

     Заключение

 

     Социальный  интеллект является новым понятием в психологии, которое находится в процессе развития и уточнения. В ходе теоретического обзора и анализа литературы было сформулировано следующее определение социального интеллекта. Социальный интеллект — сложное структурное образование, состоящее из ряда мыслительных способностей, которые связаны с определенной деятельностью и являются личностным образованием. Предмет этих способностей — точность понимания других людей, адекватность интерпретации и прогнозирования, которые обеспечивают для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социально-средовых факторов уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Социальный интеллект относительно независим от общего интеллекта. Формирование социального интеллекта определяют социальная перцепция, социальное мышление, рефлексия, социальная сензитивность - особая, имеющая эмоциональную природу, чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям, целям. Сензитивность, в свою очередь предполагает эмпатию – способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта. Обучение  происходит имплицитно, через опыт общения.

     Социальный  интеллект  позволяет, точно оценив ситуацию и участвующих в ней людей, более адекватно выстроить стратегию поведения.

     Основными факторами успеха в ситуациях, где требуется общение и взаимодействие с другими людьми, являются способности человека правильно понимать самих себя, поведение других людей, ситуации их взаимодействия и использовать это понимание для выстраивания плодотворных взаимоотношений.

     Поэтому социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек - человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, менеджеров, юристов, следователей, политиков, бизнесменов, врачей.

     Выполняя  регулирующую функцию в межличностном  общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, успешность в профессиональной деятельности. Социальный интеллект по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Социальный интеллект – это  способность принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле, и выражается в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе. Им свойственны: контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и чуткость.

     Высокий социальный интеллект часто сочетается с развитыми организаторскими способностями и связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле.

     Надо  отметить, что все вышесказанное демонстрирует необходимость организации социально-психологической работы с сотрудниками учреждений здравоохранения, моделирование и развитие социального интеллекта для повышения профессиональных навыков и повышения  коммуникативной компетенции.

     Общение с людьми различного возраста и социального  положения, имеющими индивидуальные  особенности   как соматические, так и психологические, является одной из  основных  профессиональных функций медперсонала. Именно от  профессиональных и личностных качеств  медперсонала зависит, возникнет ли доверие пациента, а значит и выполнение назначений  и рекомендаций врача. От чего частично зависит эффективность проводимого лечения. Врач  должен не только диагностировать заболевание и назначить курс лечения, но и убедить пациента  в необходимости изменения образа жизни, исключения негативных факторов, приведших к заболеванию. Кроме того к каждому пациенту нужно уметь найти правильный подход, умело манипулировать убеждениями и системами ценностей человека, чтобы аргументировано доказать необходимость предлагаемых изменений. Все это возможно только при наличии у медработников способности выявлять внутренние переживания пациентов  по невербальным знакам общения, интонациям,  наличии навыков общения с различными категориями людьми, умении определять и использовать их ценностные ориентации, умело оперировать полученными сведениями для определения истинной картины  жизни своих пациентов, проявлять искреннее сочувствие. Именно эти качества личности медицинских работников  обуславливает в достаточной мере развитый социальный интеллект. 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
   
  1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
  2. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности // Психологический журнал. 1994. №4.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Кн. 2 / Пер. с англ., предисл. К.М.Гуревича. М.: Педагогика, 1982. - 318 с.
  4. Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989. - 196 с.
  5. БитяноваМ.Р. Социальная психология. М.: Наука, 1994. - 379 с.
  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  7. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. 224 с.
  8. Брушлинский А.В. Поликарпов В.А. Мышление и общение. — Минск, 1990.
  9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 1,2,- М.: Мир, 1992. 370 с.
  10. Донцов А.И. Общение как фактор развития коллектива / Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, ЯЛноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 20-24.
  11. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-167С.
  12. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 104 с.
  13. Захарян И.С. Эмпатия // Журнал практического психолога. М., 1998. №1. С. 43-51.
  14. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал, 2000в. Т. 21. №2. С. 7-15.
  15. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенцио-нальная проблема//Психологический журнал, 2005. Т. 26. №1. С.18-28
  16. Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1965. — 254 с.
  17. Кудрявцева Н.А. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993-1994). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  18. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.-216 с.
  19. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Сб. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1.4. 1.1995.
  20. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 232 с.
  21.   Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. Гаврилов В. и др. СПб.: Питер, 1998. - 682 с. (Мастера психологии).
  22.    Михайлова Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: Канд. дисс. — Л, 1990.
  23. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж.Гилфорда  и М.Салливена): Руководство по использованию. СПб., 1996. - 53 с.
  24. Пиаже Ж. О природе эгоцентрической речи // Хрестоматия по общей психологии. М.: Прогресс, 1981. - 456 с.
  25. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам / Пер. с англ. -М.: АИКЬЮ, 1995. 257 с.
  26. Практический интеллект / Р.Дж.Стенберг, Дж.Форсайт, Дж.Хедланд и др. СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
  27. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования У Под ред. Д.В,Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.- 11-29 с.
  28. Ушаков Д.Б. Интеллект: структурно-динамическая теория. — М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. -264 с.
  29.   Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М; Томск, 1997.-478 с.
  30.    Южанинова A.JI. К проблеме диагностики социального интеллекта. // Проблемы оценивания в психологии. — Саратов, 1984. С. 84-87.  
  31.   Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта// Вестник практической психологии образования.- 2005.- №3 (4).-Июль - сентябрь.- С. 4-10.

Информация о работе Социальный интеллект