Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:55, курсовая работа
Актуальность темы. Роль социального интеллекта в деятельности медработников, несомненно, высока и возрастает в современных социальных условиях. При этом психологические механизмы социального интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены проявления социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности.
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1. Основные подходы к изучению социального интеллекта зарубежными авторами 4
1.1.1. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. 8
1.1.2. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. 8
1.2. Исследования социального интеллекта советскими психологами. 12
1.3. Функции социального интеллекта. 18
Выводы 20
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДРАБОТНИКОВ 21
2.1. Организация и методологические основы исследования 21
2.2. Исследование уровня социального интеллекта у медицинских работников 23
Выводы 25
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
-такие же результаты и в способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам (субтест№2);
-способность распознавать контекст общения по вербальным реакциям, чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, способность находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях (субтест №3) - от среднего до ниже среднего;
-способность понимать логику развития ситуаций общения, структуру межличностных ситуаций в динамике, способность чувствовать изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников, умение путем логических умозаключений отыскивать причины определенного поведения, умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах регулирующих поведение в обществе (субтест №4) колеблется от высокого до низкого уровня;
Из вышесказанного следует, что испытуемая группа в общем показала средний уровень развития социального интеллекта. Что в свою очередь указывает на то, что в достаточной степени развита способность прогнозировать последствия поведения и распознавать невербальный язык общения. Члены исследуемой группы обладают чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях профессионального общения, эмоциональной стабильностью, совестливостью, эмпатией, невербальной чувствительностью, навыком нестереотипного, пластичного суждения о личности. Однако среднее значение по субтесту №4 является минимальным во всей батарее субтестов, хотя и попадает в шкалу среднего уровня. Это вызвано наличием как максимального так и минимального из возможных набранных баллов. Это указывает на то, что некоторые из членов исследуемой группы испытывают трудности при адаптации к различным системам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).
Т. о. цель данной курсовой работы была достигнута, в ходе исследования удалось определить уровень социального интеллекта медработников на примере центральной районной поликлиники города Светлогорска. В ходе достижения цели была изучена необходимая по теме исследования литература, научные данные различных ученых о социальном интеллекте были систематизированы и проанализированы. Было раскрыто содержание основных теоретических подходов к исследованию социального интеллекта. Для достижения цели курсовой и подтверждения гипотезы было проведено тестирование для определения уровня социального интеллекта медработников светлогорской центральной районной поликлиники. В результате тестирования были выявлены особенности социального интеллекта испытуемой группы.
Следует
заметить, что результат исследования
показал необходимость
Сведения о проведении подобных исследований в учреждениях здравоохранения не публиковались ранее, что не дает возможности сравнить полученные в данной работе результаты с другими проводимыми ранее исследованиями. Возможно, это связано с тем, что понятие социального интеллекта относительно новое направление в общей и социальной психологии и изучению данного вопроса не уделялось еще достаточного внимания. Тем более не проводились исследования по измерению уровня социального интеллекта среди различных профессиональных групп.
Проведенный теоретический
В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта.
На формирование социального интеллекта оказывают влияние социальное мышление и социальные представления личности. Социальный интеллект формируется в процессе деятельности человека в социальной сфере, сфере общения и социальных взаимодействий.
Для достаточного развития социального интеллекта необходим опыт межличностного общения, который включает нормы и ценности общественной среды, в которой существует человек и личный жизненный опыт, основанный на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни индивида. А также общая эрудиция, как запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид. Однако все ученые сходятся во мнении, что уровень выраженности социального интеллекта относительно не связан уровнем общего интеллекта.
Социальный интеллект рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении понимать и прогнозировать поведение другого человека.
Так как он обуславливает самопознание индивида в процессе социализации, познание норм и эталонов взаимоотношений между людьми, контроль своих эмоций, умение встать на точку зрения другого человека.
Проведенное экспериментальное исследование и анализ полученных данных частично подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Социальный интеллект является новым понятием в психологии, которое находится в процессе развития и уточнения. В ходе теоретического обзора и анализа литературы было сформулировано следующее определение социального интеллекта. Социальный интеллект — сложное структурное образование, состоящее из ряда мыслительных способностей, которые связаны с определенной деятельностью и являются личностным образованием. Предмет этих способностей — точность понимания других людей, адекватность интерпретации и прогнозирования, которые обеспечивают для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социально-средовых факторов уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Социальный интеллект относительно независим от общего интеллекта. Формирование социального интеллекта определяют социальная перцепция, социальное мышление, рефлексия, социальная сензитивность - особая, имеющая эмоциональную природу, чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям, целям. Сензитивность, в свою очередь предполагает эмпатию – способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта. Обучение происходит имплицитно, через опыт общения.
Социальный интеллект позволяет, точно оценив ситуацию и участвующих в ней людей, более адекватно выстроить стратегию поведения.
Основными факторами успеха в ситуациях, где требуется общение и взаимодействие с другими людьми, являются способности человека правильно понимать самих себя, поведение других людей, ситуации их взаимодействия и использовать это понимание для выстраивания плодотворных взаимоотношений.
Поэтому социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек - человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, менеджеров, юристов, следователей, политиков, бизнесменов, врачей.
Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, успешность в профессиональной деятельности. Социальный интеллект по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Социальный интеллект – это способность принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле, и выражается в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе. Им свойственны: контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и чуткость.
Высокий социальный интеллект часто сочетается с развитыми организаторскими способностями и связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле.
Надо отметить, что все вышесказанное демонстрирует необходимость организации социально-психологической работы с сотрудниками учреждений здравоохранения, моделирование и развитие социального интеллекта для повышения профессиональных навыков и повышения коммуникативной компетенции.
Общение
с людьми различного возраста и социального
положения, имеющими индивидуальные
особенности как соматические,
так и психологические, является одной
из основных профессиональных функций
медперсонала. Именно от профессиональных
и личностных качеств медперсонала
зависит, возникнет ли доверие пациента,
а значит и выполнение назначений и
рекомендаций врача. От чего частично
зависит эффективность проводимого лечения.
Врач должен не только диагностировать
заболевание и назначить курс лечения,
но и убедить пациента в необходимости
изменения образа жизни, исключения негативных
факторов, приведших к заболеванию. Кроме
того к каждому пациенту нужно уметь найти
правильный подход, умело манипулировать
убеждениями и системами ценностей человека,
чтобы аргументировано доказать необходимость
предлагаемых изменений. Все это возможно
только при наличии у медработников способности
выявлять внутренние переживания пациентов
по невербальным знакам общения, интонациям,
наличии навыков общения с различными
категориями людьми, умении определять
и использовать их ценностные ориентации,
умело оперировать полученными сведениями
для определения истинной картины
жизни своих пациентов, проявлять искреннее
сочувствие. Именно эти качества личности
медицинских работников обуславливает
в достаточной мере развитый социальный
интеллект.