Социальный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Роль социального интеллекта в деятельности медработников, несомненно, высока и возрастает в современных социальных условиях. При этом психологические механизмы социального интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены проявления социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1. Основные подходы к изучению социального интеллекта зарубежными авторами 4
1.1.1. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. 8
1.1.2. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. 8
1.2. Исследования социального интеллекта советскими психологами. 12
1.3. Функции социального интеллекта. 18
Выводы 20
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДРАБОТНИКОВ 21
2.1. Организация и методологические основы исследования 21
2.2. Исследование уровня социального интеллекта у медицинских работников 23
Выводы 25
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 123.82 Кб (Скачать документ)

     Социальный  интеллект обеспечивает переработку  информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего.   

     Полученная  информация находит отражение в  проявлении оценочных суждений о возможности ее использования, о реальных уровнях достижения результатов. В целом включается в процесс самопознания, позволяющий человеку, понять самого себя, свою сущность. Включение в этот процесс позволяет проявить себя в качестве субъекта профессиональной деятельности. Таким образом, реализация этой функции позволяет отобрать значимую информацию адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая человека в процесс целеполагания (оценочный аспект). Однако, эта функция не позволяет определить ценностный смысл ее достижения, что происходит при реализации следующей функции.

     Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и в свою очередь быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, начинается процесс при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. Н.И. Чуприкова [29] отмечает, что общение реализуется в способности передавать смысл содержания о чем-либо, выражать собственное состояние, отношение к сообщаемому и слушателю; наконец, проявлять намерения и целевые установки сообщения.  

     Кроме того, коммуникацию рассматривают, с одной стороны, как способ установления связи между человеком и социальной средой, с другой стороны – как процесс поиска смыслов среди ценностей жизни. Соответственно, выделяяют следующие два основных проявления коммуникативно-ценностной функции.

     1) создание идеально-содержательного  плана, связанного с определением  ситуации социального действия (мыслекоммуникация) способствует пониманию данного человека. Человек не просто контактирует и воспринимает информацию, но и преобразует ее, выдвигая задачи, проблемы, касающиеся социальных отношений;

     2) акт обнаружения себя в другом  человеке (экзистенциональная коммуникация) реализуется в способности понимать, воспринимать личностные и социально-психологические позиции людей, в анализе особенностей поведения, представить другого человека на своем месте. 

     По  мнению Альбухановой-Славской [1], эта внутренняя деятельность находит свое выражение в ожидании определенного отношения, мнений, оценок со стороны конкретных людей или группы в целом. Это приводит к формированию своего имиджа, содержание которого зависит от реалистичности ума данного человека, от его способности объективно воспринимать и обобщать многочисленные и порой разнообразные оценки его персоны другими людьми, что позволяет действительно сформировать свой образ на основе предъявляемых ценностей.  

     Очевидна  взаимосвязь познавательно-оценочной  функции социального интеллекта и коммуникативно-ценностной функции. Система ценностей не может рассматриваться как результат оценочного познания. Цель приобретает смысловое значение в определении средств ее достижения при реализации коммуникативно-ценностной функции. 

     Коммуникация  позволяет получить достоверную  информацию о социальной среде и осуществить обратную связь в форме ценностных представлений о ней. Ценностный компонент рассматриваемой функции позволяет установить отношение к окружающей действительности, что предполагает активность в определении позиции к происходящему в социальной среде. 

     С коммуникативно-ценностной функцией тесно  связана рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта, которая находит с одной стороны свое отражение в самопознании, с другой обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности. 

     Рефлексия обеспечивает связь с социальной средой. Она проявляется, в осознании  человеком того, как он воспринимается другими. Эта функция позволяет корректировать взаимодействие с социальной средой, определяющее внутренние изменения личности. 

     Коррекционный аспект функции социального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира, во взаимоотношении  с социальной средой. 

     Корректирующая  роль социального проявляется не только в области мыслительных процессов, но опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. Социальный интеллект сдерживает прорыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется поведение личности. 

     Кроме этого коррекция проявляется  в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков.  

     Структура указанных выше функций проявляется  в их соподчинении. Проявление социального интеллекта зависит от содержания деятельности, определяющей доминирование той или иной функции. В процессе целеполагания ведущей становится познавательно-оценочная функция, а остальные две функции создают условия. Определение направленности целей опосредуется реализацией коммуникативно-ценностной функции. Установление индивидуальных темпов реализации своих возможностей приводит к доминированию рефлексивно-коррекционной функции над остальными.

    Выводы

 

     Таким образом, социальный интеллект –  интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий.

     Социальный  интеллект обеспечивает понимание  поступков и действий людей, понимание  речевой продукции человека, а  также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек – человек». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения.

     В этот период увеличивается круг общения  ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта.

     Для успешной реализации личности в жизни и деятельности самое важное — способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи были порождены специальными исследованиями в области изучения социального интеллекта.

     Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДРАБОТНИКОВ

      2.1. Организация и методологические основы исследования

 

     Для диагностики социального интеллекта применялась методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена. Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систе¬му интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:

  1. Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вер¬бальную и невербальную экспрессию поведения.
  2. Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
  3. Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
  4. Познание систем поведения – способность понимать логику развития цело¬стных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
  5. Познание преобразований поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
  6. Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

     Модель  Дж.Гилфорда открыла дорогу для построения тестовой батареи, диагностирующей социальный интеллект. Был создан стимульный материал, содержащий слуховые и рисуночные стимулы, который позволил выделить среди факторов общего и вербального интеллекта фактор «психологической способности», послужившей прообразом социального интеллекта. Эти исследования доказали необходимость использования невербального материала для диагностики социального интеллекта. Было выявлено, что социальный интеллект значимо не коррелирует с развитием общего интеллекта и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами Последний факт особо важен, т.к. в методике использовалась невербальная информация в виде картинок-комиксов. Из первоначальных 23-х тестов четыре теста, наиболее адекватные для измерения социального интеллекта, составили диагностическую батарею Дж. Гилфорда. Впоследствии она была адаптирована и стандартизирована во Франции. Результаты французской адаптации были взяты за основу при адаптации теста к российским социо-культурным условиям Михайловой Е.С. в период с 1986 по 1990 год на базе лаборатории педагогической психологии НИИ профессионального образования РАО и кафедры психологии Российского государственного педагогического университета[ 23].

     В исследовании приняли участие 30 медработников учреждения здравоохранения «Светлогорская центральная районная больница»,  средний возраст составил 30.8 ±8.7 .

     Целью исследования является определение уровня социального интеллекта медработников среднего и старшего звена учреждения здравоохранения «Светлогорская центральная районная больница».

     Стимульный  материал представляет собой набор  из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено. Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

     Бланки  ответов обрабатываются с помощью  специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта

       Статистические анализ данных проводился при помощи программы Microsoft® ExсelTM.

      

     2.2. Исследование уровня социального интеллекта у медицинских  работников

 

     В результате анализа данных (Таблица П3) и их статистической обработки, получены следующие показатели: 

     -по субтесту №1 среднее значение набранных баллов равно 7,5 ±2,2,  наибольший балл  равен 12,0, наименьший 4,0.

     -по субтесту №2  среднее значение - 7,8±1,7,  максимальное 10,0 , минимальное  - 4,0

     -по субтесту №3 среднее значение 6,4±1,4,  диапазон баллов от 9,0 до 3,0

     -по субтесту №4 среднее значение составило 5,5±2,1,  полученные баллы колеблются от 12,0 до 1,0

       Среднее значение композитнной оценки - 27,1±5,5, испытуемые набрали  от 40,0 до 17,0 баллов.

     При рассмотрении результатов исследования можно сделать следующие выводы:

     - способность предвидеть последствия  поведения, предвосхищать поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, понимать чувства, мысли, намерения собеседника, знание нормо-ролевых моделей и правил регулирующих поведение людей, которые измеряются субтестом №1 у исследуемой группы колеблется от  границ ниже среднего до выше среднего уровня;

Информация о работе Социальный интеллект