Социальный интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Роль социального интеллекта в деятельности медработников, несомненно, высока и возрастает в современных социальных условиях. При этом психологические механизмы социального интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены проявления социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 4
1.1. Основные подходы к изучению социального интеллекта зарубежными авторами 4
1.1.1. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка. 8
1.1.2. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда. 8
1.2. Исследования социального интеллекта советскими психологами. 12
1.3. Функции социального интеллекта. 18
Выводы 20
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЕДРАБОТНИКОВ 21
2.1. Организация и методологические основы исследования 21
2.2. Исследование уровня социального интеллекта у медицинских работников 23
Выводы 25
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 123.82 Кб (Скачать документ)

     М.И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности – потребность в социальном опыте. Эта потребность может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий[1] , но может быть реализована и в специально созданных условиях. Т.е. существуют и необходимы для полноценного развития личности две формы приобретения социального опыта – и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности. Т.о. важнейшей задачей прикладной социальной психологии личности и психологии воспитания, как замечает исследователь, является поиск оптимальных форм сочетания обоих видов социального научения и выявления их специфических закономерностей.

     Надо  отметить, забегая вперед, что правомерность  и значение последнего утверждения становятся особо очевидными в свете данного исследования. В нем наглядно демонстрируется необходимость организации социально-психологической работы с молодежью, моделирование и развитие социального интеллекта для профилактики социально-ненормативного поведения.

     Социально-психологическое  развитие личности  предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро- и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект – это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М.И. считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И  принципиально важно, подчеркивает автор, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан  однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок  и т.д. 

     Другой  отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов [11], изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности – повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Под социальным интеллектом он понимает устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности – особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности. Т.о. социальный интеллект выступает относительно независимым праксеологическим образованием.

     На  основе анализа литературы можно  выделить следующие источники развития социального интеллекта.

     Жизненный опыт, – ему принадлежит ведущая  роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие. (1) он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды; (2) он индивидуален, т.к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни.

     Искусство, – эстетическая деятельность двусторонне  обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений. 

     Общая эрудиция – это запас достоверных  и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.

     Научные методы – предполагают интеграцию всех источников коммуникативной компетенции, открывают возможность описания, концептуализации, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества.

     Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с  особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию.

     Емельянов так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект  и ситуативную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное  владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, – всеми видами семиотических систем. Автор дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека, и способность воздействовать на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других. Этот «акциональный» аспект коммуникативной компетенции требует осознания: а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы; б) своих перцептивных умений, т.е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем); в) готовности воспринимать новое во внешней среде; г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм); д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды (экологическая психокультура); е) способов персонализации окружающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»); ж) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания – жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).

     Говоря  о пути повышения коммуникативной  компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и  интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными (как в филогенетической, так и онтогенетической перспективе) по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому, ключевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально-психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей. 

     А.Л. Южанинова [30]также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект – субъект-субъектных.

     Она рассматривает социальный интеллект  как особую социальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.

     Социально-перцептивные способности – это такое целостно-личностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими. С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социально-перцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуально-личностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими).

     Социальное  воображение – это способность  адекватного моделирования индивидуальных и личностных особенностей людей  на основе внешних признаков, а также  способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвидения особенностей дальнейшего взаимодействия.

     Социальная  техника общения – это «действенный»  компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужно для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих.

     Исследования, которые провела А.Л. Южанинова, а  также ряд других ученых, выявили, что социальный интеллект слабо  связан с оценками общего интеллекта, со шкалой интеллектуальной продуктивности теста MMPI, с данными по фактору В теста Кеттелла. Все эти данные позволяет говорить о правомерности выделения социального интеллекта в качестве самостоятельного компонента общей системы познавательных способностей личности. Были обнаружены корреляции с некоторым шкалам теста MMPI.

     Значимая  положительная связь с оценками шкалы «играние роли» . Т.о., умение взаимодействовать с окружающими, быть социально приемлемой личностью – компонент социального интеллекта.

     Значимая  отрицательная с оценками шкалы  «уверенность в себе». Очевидно, что  завышение самооценки действительно  связано с неспособностью ориентироваться  в социальном окружении.

     Слабая  теснота связей с «социальной  преемственностью» и «социальной уверенностью». Чем выше социальный интеллект, тем общение с человеком желательнее для окружающих, тем увереннее он себя чувствует[30].

     Т.о., вывод о том, что чем выше социальный интеллект, тем более адаптивен  человек, кажется вполне оправданным. Значение данной стороны психики  с особой наглядностью обнаруживаются на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений.

     Д.В. Ушаковым дана характеристика структурных особенностей социального интеллекта. Социальный интеллект, по его утверждению, обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:  
• «континуальным характером;  
• использованием невербальной репрезентации;  
• потерей точного социального оценивания при вербализации;  
• формированием в процессе социального научения;  
• использованием «внутреннего» опыта» [ 27 . С. 17].

     Можно выделить два фактора социального интеллекта.

     Первый  — это «кристаллизованные социальные знания». Имеются в виду декларативные  и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях. Под декларативными в данном случае следует понимать знания, полученные в результате социального научения, а под опытными те, что получены в ходе собственной исследовательской практики.

     Второй  — социально-когнитивная гибкость. Здесь речь идет о способности применять социальные знания при решении неизвестных проблем. Всем известно, что «знать» о чем-либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять.

     Характеризуя  концепцию социального интеллекта, можно выделить три группы, описывающих  его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп может быть представлена следующим образом:  
1.Когнитивные:  
• социальные знания — знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;  
• социальная память — память на имена, лица;  
• социальная   интуиция   —оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;  
• социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.  
2. Эмоциональные:  
• социальная     выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;  
• сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);  
• способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.  
3. Поведенческие:  
• социальное восприятие —умение слушать собеседника, понимание юмора;  
• социальное    взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству;  
• социальная адаптация —умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

     Пользуясь выделенными критериями, вполне можно  разрабатывать процедуры выявления и количественной оценки каждого из обозначенных параметров социального интеллекта. Особенно важно то, что данная концепция социального интеллекта, отражая полно его составляющие способна служить общей программой его развития в образовательной деятельности.  
 

     Функции социального интеллекта 

     Рассматривая  интеллект как индивидуально-личностное свойство человека, можно отметить, что в содержании функций отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Теоретический анализ психологической литературы позволяет выделить следующие функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлксивно-коррекционную.

     Познавательно-оценочная  функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации. 

Информация о работе Социальный интеллект