Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:34, курсовая работа
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН………………
1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с
нарушениями речи на современном этапе……………………………….6
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10
1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи
в ходе нормального развития и дизонтогенезе……………………………. 13
1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….19
Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего
дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………
2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного
возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………….21
2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию
фонетико – фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..27
Выводы по второй главе………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………41
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН………………
1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с
нарушениями речи на современном этапе……………………………….6
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10
1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи
в ходе
нормального развития и
1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….19
Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего
дошкольного
возраста с ФФНР………………………………………
2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного
возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………….21
2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию
фонетико –
фонематической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..
Выводы по второй главе………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………
Введение
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление
фонетико-фонематического
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Так
как дети с ФФН – это дети
с преимущественными
Именно этим обусловлена актуальность изучения данной проблемы. Целью исследования является изучение проблемы организации работы логопеда в группе детей с фонетико-фонетическим недоразвитием(5-6; 6-7 лет)
Предмет исследования – особенности организации работы логопеда в группе детей с фонетико-фонетическим недоразвитием (5-6; 6-7 лет).
Объект исследования – фонетико-фонематическая сторона речи и особенности организации работы логопеда в группе детей с фонетико-фонетическим недоразвитием (5-6; 6-7 лет).
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
Методологическая основа исследования:
Методы
исследования. В процессе работы были
применены следующие методы: теоретический
анализ психолого-педагогической, логопедической
и научно-методической литературы по изучаемой
проблеме, изучение педагогического опыта,
метод обобщения.
Глава I. Психолого-педагогические аспекты проблемы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
1.1. Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи
на
современном этапе
В
настоящее время проблемы диагностики
и коррекции речевых нарушений
чрезвычайно актуальны. Это не удивительно,
ведь Россия переживает один из самых
сложных, болезненных, но вместе с тем
динамичных периодов своей истории.
Увеличилось количество семей, имеющих
официальные доходы ниже прожиточного
минимума. Анализ научной литературы
по проблемам речевой патологии,
ее этиологии и социальной адаптации
детей-логопатов
Развитие личности ребенка определяется тремя факторами:
При
ранней диагностике и своевременно
начатом коррекционном
В чем же еще причины нарушения здоровья детей? Почему за последние годы так резко возрос процент речевой патологии? Ученые выделяют несколько причин:
Помощь детям, испытывающим трудности, осуществляется тремя министерствами: образования, здравоохранения, социальной защиты. Институты помощи детям, создаваемые общественными благотворительными организациями и фондами, к сожалению, недостаточно активны и эффективны, что снижает результативность. В настоящее время в стране функционируют десять типов специализированных детских садов и школ, которые, за исключением вспомогательных школ для умственно-отсталых детей, дают цензовое образование. Следует отметить, как положительный факт, что в последние годы интегрированное обучение заняло достойное место. Появилось большое количество специализированных классов в массовых школах: классы коррекции, выравнивания, компенсирующего обучения, которые созданы для детей группы риска.
Таким
образом, в современных условиях
создалась новая педагогическая
ситуация, связанная с качественным
изменением контингента детей в
детском саду, в общеобразовательной
школе, что, в свою очередь, требует
пересмотра традиционных путей организации
коррекции воспитательно-
Возникшие противоречия определяют следующие принципиальные мотивы: педагог, работающий с детьми группы риска, должен иметь специальную профессиональную подготовку, владеть современными диагностическими методиками, позволяющими организовать коррекционно-педагогическую работу на должном уровне. Особенно это касается вопросов дифференциальной диагностики.
При
организации логопедического
О.А.Токарева обращает внимание на то, что многие практики слабо дифференцируют дизартрию от дислалии, что приводит к ошибочности диагностики, к неправильному выбору коррекционной методики[20].
И.Л.Панченко отмечает, что у детей с диагнозом дислалия при тщательном комплексном обследовании выявляется дизартрическая симптоматика, но в легкой степени. В результате наблюдаются нарушения звукопроизношения: боковой, межзубный сигматизмы и т.д. По мнению автора, эти нарушения носят дизартрический характер.
Первоначальная диагностика имеет особое значение, так как именно в процессе отбора при прохождении ребенком медико-педагогической комиссии впервые определяется основной путь его обучения.
Немаловажное значение имеет и то, в каких условиях происходит исследование, кто его проводит, и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребенке, в постановке диагноза.
Особенно важными с нашей точки зрения при организации работы логопеда в группе детей старшего дошкольного возраста с ФФНР является следующие аспекты:
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития
ФФНР может быть обусловлено дислалией (функциональной моторной, функциональной сенсорной, смешанной; дизартрией или стёртой дизартрией; ринолалией).
Дислалия
– нарушение звукопроизношения
при нормальном слухе и сохранной
иннервации речевого аппарата. Причины
возникновения функциональной дислалии
– биологические и социальные:
общая физическая ослабленность
ребёнка вследствие соматических заболеваний,
особенно в период активного формирования
речи, запоздалое речевое развитие,
избирательные нарушения