Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН………………
1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с
нарушениями речи на современном этапе……………………………….6
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10
1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи
в ходе нормального развития и дизонтогенезе……………………………. 13
1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….19
Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего
дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………
2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного
возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………….21
2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию
фонетико – фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..27
Выводы по второй главе………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по логопедии.docx

— 67.76 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической  работы

                с детьми старшего дошкольного  возраста с ФФН………………

1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с   

  нарушениями речи на современном этапе……………………………….6

1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10

 1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи

  в ходе  нормального развития и дизонтогенезе……………………………. 13

1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего

 дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16

Выводы по первой главе……………………………………………………….19

Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего

 дошкольного  возраста с ФФНР…………………………………………………

2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного

 возраста  с фонетико – фонематическим  недоразвитием речи……………….21

2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию

 фонетико – фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..27

Выводы по второй главе………………………………………………………39

Заключение………………………………………………………………………41 
 
 
 
 

    Введение 

    Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов  формирования произносительной системы  родного языка у детей с  различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    Правильная  речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог  успешного освоения грамоты и  чтения: письменная речь формируется  на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического  слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями  письма и чтения).

    Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции  звуковой стороны речи и фонематического  недоразвития.

    Система обучения и воспитания детей дошкольного  возраста с ФФНР включает коррекцию  речевого дефекта и подготовку к  полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

    Дети, поступающие в группы с ФФНР, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим  для успешного обучения в общеобразовательной  школе.

    Так как дети с ФФН – это дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными  и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии особенно актуально встаёт вопрос дифференциальной диагностики сложных дислалий и  стёртой формы дизартрии, а также  вопрос особенностей организации работы логопеда в группе детей с ФФНР.

    Именно  этим обусловлена актуальность изучения данной проблемы.  Целью  исследования является изучение проблемы  организации работы логопеда в группе детей с фонетико-фонетическим недоразвитием(5-6; 6-7 лет)

    Предмет исследования –   особенности организации работы логопеда в группе детей с фонетико-фонетическим недоразвитием (5-6; 6-7 лет).

    Объект  исследования – фонетико-фонематическая сторона речи и особенности организации работы логопеда в группе детей с фонетико-фонетическим недоразвитием (5-6; 6-7 лет).

    В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты проблемы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР на современном этапе.
    2. Систематизировать диагностический материал для обследования и коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей (5-6; 6-7 лет).
    3. Определить  методику и особенности организации работы логопеда в группе детей с фонетико-фонетическим недоразвитием (5-6; 6-7 лет), путём анализа литературных источников.

    Методологическая  основа исследования:

    • Теория о компенсаторных резервах мозга ребенка раннего возраста, теория о сверхкомпенсации  (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, П. К. Анохин и другие);
    • Положение о взаимосвязи и взаимообусловленности процессов восприятие звуков речи и их воспроизведения (Н. X. Швачкин, Н. И. Жинкин, Д. Б. Эльконин, И. А. Зимняя, В. И. Бельтюков и др.).

    Методы  исследования. В процессе работы были применены следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической и научно-методической литературы по изучаемой проблеме, изучение педагогического опыта,  метод обобщения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I.  Психолого-педагогические аспекты проблемы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

    1.1. Состояние организации  логопедической помощи  детям дошкольного  возраста с нарушениями  речи

    на  современном этапе 

    В настоящее время проблемы диагностики  и коррекции речевых нарушений  чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых  сложных, болезненных, но вместе с тем  динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих  официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации  детей-логопатов свидетельствует  о том, что положение детей  в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14% детей практически здоровы, в  то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдали хроническими заболеваниями. В 1990-е  гг. появился термин — «децелерация», сущность которого заключается в  замедленном темпе роста и  развития детей. Наиболее часто это  явление встречается у детей  группы риска. В особо сложных  условиях находятся дети беженцев, вынужденных мигрантов, одиноких матерей, безработных, а также дети из неблагополучных  семей.

 Развитие  личности ребенка определяется тремя  факторами:

  1. Предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями.
  2. Условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов.
  3. Внутренней позицией самого человека, формирующейся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентации семьи.

    При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии  в целом и в речи, в частности  на первом-втором году жизни, часть  детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет  рекомендовать для них интегрированное  обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при  условии сохранения систематической  коррекционной помощи со стороны  педагога-логопеда, психолога, под наблюдением  врачей: психоневролога, психиатра  и т.д.

    В чем же еще причины нарушения  здоровья детей? Почему за последние  годы так резко возрос процент  речевой патологии? Ученые выделяют несколько причин:

  • Во-первых, произошло резкое сокращение профилактических осмотров детей.
  • Во-вторых, произошли существенные изменения в питании детей.
  • В-третьих, из-за финансовых затруднений наблюдается массовое сокращение детских здравниц.
  • В-четвертых, резко возросла учебная нагрузка, которая по своей сложности и объему не отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • В-пятых, к сожалению, повсеместно наблюдаются грубые отступления от санитарных норм и правил (содержание, освещенность и др.).

    Помощь  детям, испытывающим трудности, осуществляется тремя министерствами: образования, здравоохранения, социальной защиты. Институты  помощи детям, создаваемые общественными  благотворительными организациями  и фондами, к сожалению, недостаточно активны и эффективны, что снижает результативность. В настоящее время в стране функционируют десять типов специализированных детских садов и школ, которые, за исключением вспомогательных школ для умственно-отсталых детей, дают цензовое образование. Следует отметить, как положительный факт, что в последние годы интегрированное обучение заняло достойное место. Появилось большое количество специализированных классов в массовых школах: классы коррекции, выравнивания, компенсирующего обучения, которые созданы для детей группы риска.

    Таким образом, в современных условиях создалась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей в  детском саду, в общеобразовательной  школе, что, в свою очередь, требует  пересмотра традиционных путей организации  коррекции воспитательно-образовательного процесса.

    Возникшие противоречия определяют следующие  принципиальные мотивы: педагог, работающий с детьми группы риска, должен иметь  специальную профессиональную подготовку, владеть современными диагностическими методиками, позволяющими организовать коррекционно-педагогическую работу на должном уровне. Особенно это касается вопросов дифференциальной диагностики.

    При организации логопедического обследования в группе детей старшего дошкольного  возраста с ФФНР особенно актуально  встаёт вопрос дифференциальной диагностики  сложных дислалий и стёртой формы  дизартрии.

    О.А.Токарева обращает внимание на то, что многие практики слабо дифференцируют дизартрию  от дислалии, что приводит к ошибочности  диагностики, к неправильному выбору коррекционной методики[20].

    И.Л.Панченко отмечает, что у детей с диагнозом  дислалия при тщательном комплексном  обследовании выявляется дизартрическая симптоматика, но в легкой степени. В результате наблюдаются нарушения звукопроизношения: боковой, межзубный сигматизмы и т.д. По мнению автора, эти нарушения носят дизартрический характер.

    Первоначальная диагностика имеет особое значение, так как именно в процессе отбора при прохождении ребенком медико-педагогической комиссии впервые определяется основной путь его обучения.

    Немаловажное  значение имеет и то, в каких  условиях происходит исследование, кто  его проводит, и как затем используются логопедические, неврологические, психологические данные в общем заключении о ребенке, в постановке диагноза.

    Особенно  важными с нашей точки зрения при организации работы логопеда в группе детей старшего дошкольного возраста с ФФНР является следующие аспекты:

  1. Профессиональная компетентность учителя-логопеда.
  2. Знание педагогом  современных диагностических методик.
  3. Знание онтогенетических закономерностей становления речи и в частности фонетико-фонематической стороны речи в ходе нормального речевого развития.
  4. Этиологии, механизмов и симптоматики ФФН.
  5. Учёт психофизиологических особенностей детей.
  6. Основополагающих принципов организации коррекционной работы.
 
 
 
 
 

    1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития

    ФФНР  может быть обусловлено дислалией (функциональной моторной, функциональной сенсорной, смешанной; дизартрией или  стёртой дизартрией; ринолалией).

    Дислалия  – нарушение звукопроизношения  при нормальном слухе и сохранной  иннервации речевого аппарата. Причины  возникновения функциональной дислалии – биологические и социальные: общая физическая ослабленность  ребёнка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи, запоздалое речевое развитие, избирательные нарушения фонематического  восприятия, неблагополучное социальное окружение, недостатки воспитания, когда  родители культивируют несовершенное  детское произношение.

Информация о работе Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи на современном этапе