Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:34, курсовая работа
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН………………
1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с
нарушениями речи на современном этапе……………………………….6
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10
1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи
в ходе нормального развития и дизонтогенезе……………………………. 13
1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….19
Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего
дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………
2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного
возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………….21
2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию
фонетико – фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..27
Выводы по второй главе………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………41
Выделяют сенсорную и моторную дислалии. (К.П. Беккер, М. Совак, М.Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.). Такое деление обращает внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.
При акустико-фонематической дислалии в основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, вследствие чего избирательно не формируются функции слухового различения некоторых фонем.
При артикуляторно-фонематической дислалии дефектное произношение обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.
Ринолалия
– нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-
Отклонения в фонематическом восприятии у детей с ринолалией бывают вызваны недостаточным артикуляционным опытом.
Патогенез
дизартрии определяется органическим
поражением центральной и периферической
нервной системы под влиянием
различных неблагоприятных внешних
(экзогенных) факторов, воздействующих
во внутриутробном периоде развития,
в момент родов и после рождения.
Среди причин важное значение имеют
асфиксия и родовая травма, поражения
нервной системы при
Появление
многообразных форм расщелин нёба зависит
от времени возникновения и
Количество
неправильно произносимых звуков может
достигать большого числа (до 16-20). Чаще
всего оказываются
На
недостаточность
Кроме
всех перечисленных особенностей произношения
и различения звуков, при фонематическом
недоразвитии нередко наблюдаются
смазанность речи, сжатая артикуляция,
а также некоторая
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова»
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта
способность формируется у
1.3.
Закономерности становления
фонетико-фонематической
стороны речи в
ходе нормального
речевого развития
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам.
В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.
В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2— 3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3 — 4 мес. — лепет. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематического слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает источник звука, поворачивает голову к говорящему.
К 6 мес. в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук а, среди согласных — п, б, м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса.
К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные — а, у, и и, согласные — п, б, м, н, т, д, к, г.
Развитие
и становление произношения у
всех детей происходит в разные сроки.
Одни дети произносят большее число
звуков и более отчетливо, а другие
— меньшее и менее четко. Качество
произношения зависит от состояния
и подвижности органов
На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ — звуками ть и сь соответственно, звуки л и р — звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие — ть, дь. К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, ем фь, вь. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произношении других, легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фонематического восприятия.
На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные — л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых — заменяют.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К
шести годам дети способны правильно
произносить все звуки родного
языка и слова различной
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.
Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.
Итак,
к моменту поступления в школу
у ребенка сформировано звукопроизношение,
хорошо развиты все стороны речи,
что дает ему возможность успешно
овладевать программным материалом
в школе.
1.4.
Психолого-педагогическая
характеристика детей
с фонетико-фонематическим
недоразвитием
Дети
с ФФН - дети с преимущественными
недостатками звукопроизношения: с
функциональными и
Речевое и эмоциональное общение. В речевой коммуникации старших дошкольников с ФФН были выявлены следующие особенности: дети с дизартрией, ринолалией, часто отказываются от речевого контакта, применяют различные уловки, маскируя дефект, дислалики в контакт входят легко, речевая активность повышена.
Дети с ФФН отмечают у себя те же положительные качества, однако они менее общительны и счастливы. Так же они осознают, что причиной их необщительности является речевой дефект.
Тесная
связь между нарушениями речи
и другими сторонами
Внимание детей с ФФН характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания. Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя.
У
детей с ФФН развитие зрительного
восприятия несколько отстает от
нормы и характеризуется
При изучении особенностей ориентировки детей с ФФН в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий (А.П.Воронова 2007).
Однако пространственные нарушения у детей характеризуются определенной динамичностью, и тенденцией к компенсации.
Низкий уровень произвольного внимания у детей с ФФН приводит к значительному нарушению у них структуры деятельности (О.Н.Усанова, 2006, Ю.Ф.Гаркуша, 2007).
К
концу дошкольного возраста, при
условии систематических
Объем
зрительной памяти у детей с ФФН
практически не отличается от нормы.
Исследования показали большую вариабельность
в объеме слуховой памяти. При этом
уровень слуховой памяти понижается
с увеличением тяжести