Дети
к концу третьего периода:
- На базе полностью
сформированного произношения и фонематического
слуха самостоятельно проводят анализ
и синтез односложных слов (лук, шум),
слогов и слов со стечением согласных
([сто], стол, стул). В качестве
зрительной опоры используются схемы,
где длинной полоской обозначено слово,
короткой - слоги, гласные
звуки выделяются красными кружочками,
согласные – синими.
- Свободно
пользуются лексико-грамматическими конструкциями
- простыми и сложными предложениями.
Дети, заканчивая обучение по
коррекционной программе
группы ФФНР, переходя в обычную
подготовительную группу, полностью
готовы к обучению грамоте.
Программа
обучения и воспитания детей с
ФФНР в подготовительной группе детского
сада (авторы - Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова,
1999) также включает три периода.
В первый
период обучения (сентябрь -
1-я неделя ноября) фронтальные
занятия логопеда проводятся 3 раза
в неделю, индивидуальные и
подгрупповые – ежедневно, фронтальные
занятия по развитию речи воспитатель
проводит 1 раз в неделю, вечерние
индивидуальные занятия воспитателя
по заданию логопеда предусмотрены
ежедневно во всех периодах обучения.
Содержание фронтальных логопедических
занятий:
- Произношение:
закрепление произношения звуков: [у],
[а], [и], [э], [п], [п'], [т], [к], [к'], [л'], [о], [х],
[х'], [й], [ы], [с].
- Развитие
фонематического восприятия:
- различение
на слух всех гласных звуков и согласных
[т]-[д]-|к|, [к|-[г]- [х]-[т], [л'|-|л]-|j|-[р'|-|р], |c|-[з]-[ц]-[т']-[ш]-[щ];
- дифференциация
правильно произносимых звуков: [к]-[х],
[л']-|j|, [ы]-[и].
- Лексико-грамматическая
работа: усвоение двух- и трехсложных слов;
- Усвоение
грамматических форм слова: изменение
числа существительных, согласование
существительных единственного и множественного
числа с глаголами, употребление личных
окончаний глаголов единственного и множественного
числа, употребление и изменение притяжательных
местоимений;
- Составление
простых распространенных предложений
по картинке, по демонстрации действий,
по вопросам.
- Работа по
развитию связной речи. Объединение нескольких
предложений в небольшие рассказы, заучивание
текстов наизусть.
- Подготовка
к анализу звукового состава слова: выделение
первого ударного гласного звука в слове;
анализ и синтез ряда гласных ([ау], [ауи]);
выделение последнего согласного в слове
(мак); анализ и синтез обратного слога
типа [ап]; анализ и синтез прямого слога
типа [са]; выделение гласного из положения
после согласного под ударением; полный
звуковой анализ и синтез слова (мак).
Во
втором периоде обучения (2-я половина
ноября - 1-я половина февраля)
фронтальные логопедические занятия
проводятся 3 раза в неделю,
индивидуальные и подгрупповые –
ежедневно, фронтальные занятия
по развитию речи воспитатель проводит
1 раз в неделю; по формированию графических
навыков и подготовке к письму
- 1 раз в неделю.
Содержание фронтальных логопедических
занятий:
- Произношение:
[с], [с'], [з], [з'], [ц], [т'], [б], [б'], |д|, |д`|,[г],
[г'],[ш],[л], | ж], [р], [р'].
- Формирование
фонематического восприятия:
- различение
на слух звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [з]-[з'], [с]-[с'],
[ж], [ц]-[т]-[с], [б]-[б`|, [п]-[п'], [т`|-[д`|, [д|-|д'|-|т]-[т'|-|г]-
[т'], |г|-[г'], [к]-[к']-[д]-[д'], [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л']-[р]-[р'],
[ж]- [з]-[ш],[р]-[р']-[л]-[л'].
- дифференциация
правильно произносимых звуков: [с]-[с'],
[з]-[з'], [с]-[ц], [б]-[п], |д|-|т|, [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж],
[с|-[ш]-[ж]-|з|, [р|-|л],[р]-|р'|-|л|-|л'].
- Формирование
слоговой структуры слов: преодоление
затруднений в произношении и усвоении
трех- и четырехсложных слов различной
структуры листопад.
- Лексико-грамматическая
работа: употребление существительных
в различных падежах; согласование прилагательных
с существительными в роде, числе; сравнение
и сопоставление личных окончаний глаголов
1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего
времени; согласование числительных с
существительными; усвоение некоторых
способов словообразования; составление
предложения по вопросам, по
демонстрации действия, по опорным
словам, распространение предложений.
- Развитие
связной речи: умение с опорой на вопросы
составить рассказ по картине,
по серии картин; заучивание наизусть
прозаических и стихотворных текстов,
чистоговорок и скороговорок.
- Анализ и
синтез звукового состава слова: деление
слов на слоги; построение схем одно, двух
и трехсложных слов; звукослоговой анализ
и построение схем односложных
слов типа суп, двусложных слов
типа зубы; звукослоговой анализ односложных
слов со стечением согласных в начале
слова типа стол, двусложных слов типа
мышка; преобразование слов путем замены
или добавления звуков (сто - стол);
- Подготовка
к обучению грамоте: знакомство с буквами
а, у, м, ш; составление схемы из букв.
- Развитие
графических навыков. Содержание соответствует
плану воспитателя.
В
третьем периоде обучения (2
половина февраля - май)
фронтальные занятия логопеда по
произношению проводятся 2 раза в неделю,
по развитию речи - 2 раза в неделю, по
грамоте - 1 раз в неделю, фронтальные
занятия по развитию речи воспитатель
проводит 1 раз в неделю, по формированию
графических навыков - 1 раз в неделю.
Содержание
фронтальных логопедических занятий:
- Произношение:
закрепление произношения звуков [ч], [щ]
и всех ранее пройденных.
- Развитие
фонематического восприятия:
- различение
на слух: [ч]-[т']-[с']-[щ], [щ]-[ч]-[с']-[ш];
- дифференциация
правильно произносимых звуков: [ч]-[т']-|ч|-[с'],[щ]-[ш],[щ]-[c`].
- Работа над
слоговой структурой слова: употребление
в речи слов сложной слоговой структуры
типа электричество, часовщик в связи
с закреплением правильного произношения
всех звуков речи.
- Развитие
связной речи: составление рассказа с
опорой на вопросы, на картинку, серию
картин и т. п.; закрепление навыков
фонетически и грамматически
правильной, выразительной речи в диалоге
и монологе.
- Обучение
грамоте: деление слов на слоги и звуки;
членение предложений на слова, определение
порядка слов в предложении; составление
схем слов для слогозвукового анализа;
знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к,
х, т, и; воспитание навыка слитного
осознанного, послогового чтения
слов, предложений, текстов, с четким и
правильным произнесением каждого звука;
складывание из букв разрезной азбуки
слов, простых предложений; развитие умения
преобразовывать слова (суп - сук - сок).
- Работа по
развитию графических навыков.
Логопед, планируя фронтальные
занятия, указывает воспитателю:
- какую
лексику, согласно календарному
плану, надо закрепить,
актуализировать;
- какой языковой
материал нужно использовать на занятиях
по развитию речи и в логопедических
играх по закреплению
отработанных грамматических категорий;
- какой лексический
материал можно брать для закрепления
и дифференциации звуков в речи;
- какая работа
должна планироваться воспитателем
по закреплению навыков звукослогового
анализа и навыков чтения.
Таким
образом, на основании анализа коррекционных
программ мы можем сделать вывод,
что организация и содержание
работы по формированию фонетико-фонематической
стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста основана на:
- Требованиях
коррекционно-образовательной программы
- Индивидуальном
плане коррекционной логопедической работе,
который составляется на основании логопедического
обследования
- Взаимодействии
с воспитателями, родителями и другими
сотрудниками ДОУ
Выводы
по II главе
1.
Организация и содержание работы
по формированию фонетико-фонематической
стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста основана
на требованиях коррекционно-образовательной
программы.
2.
Логопедическая работа по преодолению
нарушения фонетико-фонематической
стороны речи детей результативна
только при ее комплексном
и дифференцированном характере,
с учетом языкового фактора
и особенностей проявления дефекта
3.
Совершенствование логопедической
работы связано, прежде всего,
с четкой внутригрупповой дифференциацией
дошкольников с ФФН, выявлением
их индивидуально-типологических
особенностей (для проведения эффективной
фронтальной работы и построения
микропрограмм развития и коррекции),
а также подготовкой учителей-логопедов
к проведению коррекционно-развивающей
рабогы с учетом современных
требований общей и специальной
дошкольной педагогики. Эти аспекты
работы взаимосвязаны и взаимообусловлены,
их синтез инициирует создание
модели коррекционно- развивающего
процесса.
4.
Для проведения эффективной дифференцированной
работы на фронтальных занятиях
необходимо выявление и учет
типичных и индивидуальных различий
в структуре ФФН (Р.Е. Левина,
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
5.
Необходимость определения оптимальных
форм и эффективных методов
логопедической работы имеет
значение для создания предпосылок
успешного овладения русским
языком, подготовке к школьному
обучению, повышению положительной
мотивации, становлению личности
в целом.
Заключение
Целью
данного исследования
являлось изучение проблемы организации
работы логопеда в группе детей старшего
дошкольного возраста с фонетико-фонетическим
недоразвитием.
В
процессе исследования, на основе анализа
педагогической, психологической и
специальной логопедической литературы,
изучения диагностических методик
логопедического обследования и
коррекционно-образовательных программ
старших дошкольников с ФФНР мы выполнили
следующие задачи:
- Проанализировали
психолого-педагогические аспекты проблемы
логопедической работы с детьми старшего
дошкольного возраста с ФФНР на современном
этапе;
- Систематизировали
диагностический материал для обследования
и коррекции фонетико-фонематической
стороны речи у детей (5-6; 6-7 лет).
- Определили
методику и особенности организации работы
логопеда в группе детей старшего дошкольного
возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием.
Таким
образом, цель нашего исследования достигнута.
Библиографический
список
- Архипова
Е. Ф. Стертая дизартрия у детей:
учеб. Пособие для студентов вузов/
Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319с.
- Балобанова
В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и
др. Диагностика нарушений речи у детей
и организация логопедической работы
в условиях дошкольного образовательного
учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
- Волкова Г.
А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи.
Вопросы дифференциальной диагностики:
Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2008.
- Выготский
Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
- Гвоздев А.Н.
Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
- Журова Л.Е.,
Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании
фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста. М.: Просвещение, 1963.
- Карелина
И.Б. Дифференциальная диагностика стертых
форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология.
- 2006. - № 5-С. 10-14
- Каше Г.А.
Подготовка к школе детей с недостатками
речи. – М., 1985.
- Каше Г.А.,
Филичёва Т.Б. Программа обучения детей
с недоразвитием фонематического строя
речи. – М., 1978.
- Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной группе для
детей с ФФН. – М., 1998.
- Колесникова
Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников. – М., 2002.
- Лопатина
Л. В. Приемы логопедического обследования
дошкольников со стертой формой дизартрии
и дифференциация их обучения// Дефектология.
- 2006. - № 2. - С. 64 - 70.
- Мартынова
Р.И. О психолого-педагогических особенностях
детей - дислаликов и дизартриков. Очерки
по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского.
- М.: 1967 - С 98 - 99; 109 - 110.
- Основы теории
и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной.
- М.: Просвещение, 1967.
- Ткаченко
Т.А. Если дошкольник плохо говорит. –
СПб., 1997.
- Ткаченко
Т.А. В первый класс – без дефектов речи.
– СПб., 1999.
- Ткаченко
Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие
фонематического восприятия и навыков
звукового анализа. – СПб., 1998.
- Ткаченко
Т.А. Специальные символы в подготовке
детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
- Тумакова
Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим
словом. - М., 1991.
- Поваляева
М.А.: Справочник логопеда. - Ростов- на-
Дону: Феникс, 2002.
- Филичева
Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
- М.,2002.
- Фомичёва
М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
– Воронеж, 1997.
- Чиркина
Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие
по диагностике речевых нарушений. – М.,
1997.