Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН………………
1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с
нарушениями речи на современном этапе……………………………….6
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10
1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи
в ходе нормального развития и дизонтогенезе……………………………. 13
1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….19
Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего
дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………
2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного
возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………….21
2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию
фонетико – фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..27
Выводы по второй главе………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по логопедии.docx

— 67.76 Кб (Скачать документ)

  Дети  к концу третьего периода:

  1. На базе полностью сформированного произношения и фонематического слуха самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (лук, шум),  слогов и слов со стечением согласных ([сто], стол,  стул).  В  качестве  зрительной опоры используются схемы, где длинной полоской обозначено слово,  короткой  -  слоги,  гласные  звуки выделяются красными кружочками, согласные – синими.
  2. Свободно пользуются лексико-грамматическими конструкциями - простыми и сложными предложениями.

      Дети,  заканчивая  обучение  по  коррекционной  программе   группы   ФФНР, переходя в обычную  подготовительную группу,  полностью   готовы  к  обучению грамоте. 

    Программа обучения и воспитания детей с  ФФНР в  подготовительной группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999) также включает три периода.

В первый период  обучения  (сентябрь  -  1-я  неделя  ноября) фронтальные  занятия логопеда проводятся 3 раза в  неделю,  индивидуальные  и  подгрупповые – ежедневно, фронтальные  занятия по развитию речи воспитатель  проводит 1 раз в неделю, вечерние  индивидуальные  занятия   воспитателя   по   заданию   логопеда предусмотрены  ежедневно во всех периодах обучения.

          Содержание фронтальных логопедических  занятий:

  1. Произношение: закрепление произношения звуков: [у], [а], [и], [э], [п], [п'], [т], [к], [к'], [л'], [о], [х], [х'], [й], [ы], [с].
  2. Развитие фонематического восприятия:
    • различение на слух всех гласных звуков и согласных [т]-[д]-|к|, [к|-[г]- [х]-[т], [л'|-|л]-|j|-[р'|-|р], |c|-[з]-[ц]-[т']-[ш]-[щ];
    • дифференциация правильно произносимых звуков: [к]-[х], [л']-|j|, [ы]-[и].
  3. Лексико-грамматическая работа: усвоение двух- и трехсложных слов;
  4. Усвоение грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами, употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа, употребление и изменение притяжательных местоимений;
  5. Составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам.
  6. Работа по развитию связной речи. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.
  7. Подготовка к анализу звукового состава слова: выделение первого ударного гласного звука в слове; анализ и синтез ряда гласных ([ау], [ауи]); выделение последнего согласного в слове (мак); анализ и синтез обратного слога типа [ап]; анализ и синтез прямого слога типа [са]; выделение гласного из положения после согласного под ударением; полный звуковой анализ и синтез слова (мак).

    Во  втором периоде обучения (2-я половина ноября  -  1-я  половина февраля) фронтальные логопедические занятия  проводятся  3  раза  в  неделю, индивидуальные и подгрупповые –  ежедневно, фронтальные занятия  по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю; по формированию графических  навыков и подготовке к письму - 1 раз в неделю.

      Содержание фронтальных логопедических  занятий:

  1. Произношение: [с], [с'], [з], [з'], [ц], [т'], [б], [б'], |д|, |д`|,[г], [г'],[ш],[л], | ж], [р], [р'].
  2. Формирование фонематического восприятия:
    • различение на слух звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [з]-[з'], [с]-[с'], [ж], [ц]-[т]-[с], [б]-[б`|, [п]-[п'], [т`|-[д`|, [д|-|д'|-|т]-[т'|-|г]- [т'], |г|-[г'], [к]-[к']-[д]-[д'], [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л']-[р]-[р'], [ж]- [з]-[ш],[р]-[р']-[л]-[л'].
    • дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-[ц], [б]-[п], |д|-|т|, [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж], [с|-[ш]-[ж]-|з|, [р|-|л],[р]-|р'|-|л|-|л'].
  3. Формирование слоговой структуры слов: преодоление затруднений в произношении и усвоении трех- и четырехсложных слов различной структуры листопад.
  4. Лексико-грамматическая работа: употребление существительных в различных падежах; согласование прилагательных с существительными в роде, числе; сравнение и сопоставление личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени; согласование числительных с существительными; усвоение некоторых способов словообразования; составление предложения по  вопросам,  по  демонстрации  действия,  по опорным словам, распространение предложений.
  5. Развитие связной речи: умение с опорой на вопросы составить  рассказ  по  картине,  по  серии картин; заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов,  чистоговорок и скороговорок.
  6. Анализ и синтез звукового состава слова: деление слов на слоги; построение схем одно, двух и трехсложных слов; звукослоговой анализ и построение  схем  односложных  слов  типа  суп, двусложных слов типа зубы; звукослоговой анализ односложных слов со стечением согласных в  начале слова типа стол, двусложных слов типа мышка; преобразование слов путем замены или добавления звуков (сто - стол);
  7. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с буквами а, у, м, ш; составление схемы из букв.
  8. Развитие графических навыков. Содержание соответствует плану воспитателя.

    В третьем  периоде  обучения  (2  половина  февраля   -   май) фронтальные занятия логопеда по произношению проводятся 2 раза в неделю, по развитию речи - 2 раза в неделю, по грамоте - 1 раз в неделю, фронтальные  занятия по развитию речи воспитатель  проводит 1 раз в неделю, по формированию графических навыков - 1 раз в неделю.

    Содержание  фронтальных логопедических занятий:

  1. Произношение: закрепление произношения звуков [ч], [щ] и всех ранее пройденных.
  2. Развитие фонематического восприятия:
    • различение на слух: [ч]-[т']-[с']-[щ], [щ]-[ч]-[с']-[ш];
    • дифференциация правильно произносимых звуков: [ч]-[т']-|ч|-[с'],[щ]-[ш],[щ]-[c`].
  3. Работа над слоговой структурой слова: употребление в речи слов сложной слоговой структуры типа электричество, часовщик в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи.
  4. Развитие связной речи: составление рассказа с опорой на вопросы, на картинку, серию картин  и т. п.; закрепление   навыков   фонетически   и   грамматически   правильной, выразительной речи в диалоге и монологе.
  5. Обучение грамоте: деление слов на слоги и звуки; членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении; составление схем слов для слогозвукового анализа; знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и; воспитание  навыка  слитного  осознанного,  послогового  чтения  слов, предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука; складывание из букв разрезной азбуки слов, простых предложений; развитие умения преобразовывать слова (суп - сук - сок).
  6. Работа по развитию графических навыков.

      Логопед, планируя фронтальные  занятия, указывает воспитателю:

    • какую   лексику,   согласно   календарному   плану,    надо    закрепить, актуализировать;
    • какой языковой материал нужно использовать на занятиях по развитию речи и в  логопедических   играх   по   закреплению   отработанных   грамматических категорий;
    • какой лексический материал можно брать для закрепления  и  дифференциации звуков в речи;
    • какая работа должна планироваться  воспитателем  по  закреплению  навыков звукослогового анализа и навыков чтения.

    Таким образом, на основании анализа коррекционных  программ мы можем сделать  вывод, что организация и содержание работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста основана на:

  1. Требованиях  коррекционно-образовательной программы
  2. Индивидуальном плане коррекционной логопедической работе, который составляется на основании логопедического обследования
  3. Взаимодействии с воспитателями, родителями и другими сотрудниками ДОУ
 

Выводы  по II главе 

    1. Организация и содержание работы  по формированию фонетико-фонематической  стороны речи у детей старшего  дошкольного возраста основана  на требованиях коррекционно-образовательной  программы.

    2. Логопедическая работа по преодолению  нарушения фонетико-фонематической  стороны речи детей результативна  только при ее комплексном  и дифференцированном характере,  с учетом языкового фактора  и особенностей проявления дефекта

    3. Совершенствование логопедической  работы связано, прежде всего,  с четкой внутригрупповой дифференциацией  дошкольников с ФФН, выявлением  их индивидуально-типологических  особенностей (для проведения эффективной  фронтальной работы и построения  микропрограмм развития и коррекции), а также подготовкой учителей-логопедов  к проведению коррекционно-развивающей  рабогы с учетом современных  требований общей и специальной  дошкольной педагогики. Эти аспекты  работы взаимосвязаны и взаимообусловлены,  их синтез инициирует создание  модели коррекционно- развивающего  процесса.

    4. Для проведения эффективной дифференцированной  работы на фронтальных занятиях  необходимо выявление и учет  типичных и индивидуальных различий  в структуре ФФН (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

    5. Необходимость определения оптимальных  форм и эффективных методов  логопедической работы имеет  значение для создания предпосылок  успешного овладения русским  языком, подготовке к школьному  обучению, повышению положительной  мотивации, становлению личности  в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Целью данного исследования являлось изучение проблемы  организации работы логопеда в группе детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием.

    В процессе исследования, на основе анализа  педагогической, психологической и  специальной логопедической литературы, изучения диагностических методик  логопедического обследования и  коррекционно-образовательных программ старших дошкольников с ФФНР мы выполнили  следующие  задачи:

  1. Проанализировали  психолого-педагогические аспекты проблемы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР на современном этапе;
  2. Систематизировали диагностический материал для обследования и коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей (5-6; 6-7 лет).
  3. Определили  методику и особенности организации работы логопеда в группе детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием.

    Таким образом, цель нашего исследования достигнута. 
 
 
 
 
 

Библиографический список 

  1. Архипова  Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов/ Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319с.
  2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
  3. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
  7. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. - 2006. - № 5-С. 10-14
  8. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
  9. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
  11. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
  12. Лопатина Л. В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. - 2006. - № 2. - С. 64 - 70.
  13. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей - дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. - М.: 1967 - С 98 - 99; 109 - 110.
  14. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
  15. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
  16. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
  17. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
  18. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
  19. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
  20. Поваляева М.А.: Справочник логопеда. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2002.
  21. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.,2002.
  22. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
  23. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 1997.

Информация о работе Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи на современном этапе