Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:34, курсовая работа
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН………………
1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с
нарушениями речи на современном этапе……………………………….6
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10
1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи
в ходе нормального развития и дизонтогенезе……………………………. 13
1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….19
Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего
дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………
2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного
возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………….21
2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию
фонетико – фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..27
Выводы по второй главе………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………41
Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Для детей-дошкольников с ФФН, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре.
Так,
например, дети со сложными формами
функциональных дислалий, ринолалиями
и дизартриями нередко теряют
возможность совместной деятельности
со сверстниками в игре из-за неправильного
звукопроизношения, неумения выразить
свою мысль, боязни показаться смешным,
хотя правила и содержание игры им
доступны. Ослабленность условно-
Всё это сказывается на общем и в частности на речевом развитии ребёнка с ФФНР, затруднят процесс его дальнейшего обучения в школе, сказывается на формировании личности ребёнка в целом.
Выводы
по I главе
1.
Фонетико-фонематическое
2.
Одним из основных критериев
готовности к обучению в школе
является полноценное развитие
речи, следовательно, своевременное
выявление ФФН помогает
3.
Большинство современных
5.
Фонетико-фонематическое
Глава
II. Организация логопедической
работы в группе для
детей старшего дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи
2.1.
Диагностическое
изучение детей старшего
дошкольного возраста
с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи
Диагностическое
изучение детей старшего дошкольного
возраста с ФФНР основано на применении
комплекса диагностических
При
изучении детей с ФФНР особенно актуальны
вопросы дифференциальной диагностики,
материал по дифференциальной диагностике
представлен в работах Г.А. Волковой,
Р.И. Мартынова – вопросы
На основании анализа данных диагностических методик мы пришли к выводу, что обследование состояния звуковой стороны речи проводится по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной и др.
Логопедическое обследование детей с ФФНР строится с учётом заключения ПМПК и индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка.
Обследование звукопроизношения имеет два аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.
Цель второго аспекта, фонологического, — выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой.
При изучении состояния звукопроизношения определяется:
При
подборе лексического материала
соблюдаются следующие
При обследовании звукопроизношения применяются методические приёмы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала. Детям предлагаются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки.
Одним из основных требований к лексическому материалу должно быть понимание ребёнком значения слов, предлагаемых ему для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.
Приступая к обследованию, логопед знакомится с историей развития ребенка, с данными неврологического и отоларингологического обследований, в процессе краткой беседы устанавливает с ним контакт и получает, таким образом, общее представление об особенностях звуковой стороны речи [23, с. 5].
Анализ логопедических методик обследования (Р.Е. Левиной, Т.Б. Чиркиной) показывает, что данные авторы при обследовании состояния звукопроизношения у детей считают, что «исследованию произношения должно предшествовать изучение состояния артикуляционного аппарата у ребенка. Известно, что даже незначительные отклонения в его строении или двигательной функции могут задержать формирование правильной речи. Иногда эти нарушения могут быть резко выражены, как, например, при парезах или анатомических дефектах и т.д., в других случаях остаются малозаметными и выявляются в основном при тщательном обследовании строения и подвижности органов речи» [14, с. 23].
Таким образом, обследование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР, обусловленное дислалией, ринолалией или лёгкой (стёртой) степенью дизартрии целесообразнее начать в следующем порядке:
1). Обследование артикуляционного аппарата начинают с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.
При дизартрии обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое. При этом отмечают выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. У ребенка проверяют умения держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и каждый глаз изолированно), нахмуривать брови; отмечают появление содружественных движений (синкинезий).
2).
Далее проверяется подвижность
органов артикуляционного
При
дизартрии обследование двигательных
функций необходимо производить
при различных нагрузках и
многократном повторении. При этом
отмечается качественная сторона каждого
движения, его полноценность или
неполноценность. В последнем случае
фиксируют время включения в
движение, истощаемость движения, изменения
его темпа и плавности, объем,
а также появление
При обследовании детей с ринолалией используются упражнения, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить особенности двигательной сферы, особенно в случаях сочетания ринолалии со «стертой» формой дизартрии.
Полезным для логопедического анализа является и повторение ребенком вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап-пак). Сначала даются звуки, артикуляционно резко отличающиеся друг от друга, затем более близкие. При этом логопед фиксирует случаи, когда ребенку не удается моторное переключение с одного звука на другой, и он, вместо того чтобы повторить конечный звук первого слога, произносит предыдущий. Отмечается также появление «усредненной» артикуляции (например, вместо т и д произносится полузвонкий звук, вместо т и т' — полумягкий).
3).
Затем обследуют произношение
звуков по общепринятой
При ринолалии отмечается также степень назальности при произнесении гласных и согласных звуков и наличие компенсаторных «гримасок».
Помимо дефектов произношения, важно обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова.
При ринолалии важно выяснить, из каких звуков состоят слова, слоговая структура которых искажается, — из усвоенных или неусвоенных. Отмечается характер искажения.
Затем выявляют особенности различения речевых звуков. Ребенку предлагают повторить за логопедом слоговые ряды с оппозиционными звуками, например: та-да-та, ша-са-ша, ра-ла-ра и др. Поскольку часто дети не произносят эти звуки, ребенку даются задания, исключающие собственно проговаривание и рассчитанные на узнавание и выделение исследуемых звуков. Так, он должен поднять руку, услышав заранее обусловленный звук или слог среди других звуков или слогов, например слог –са среди слогов -ша-, -ча-, -ща-, -ца-. Проверяют также различение слов, отличающихся одним звуком (коса — коза, дрова — трава и др.).
При обследовании детей, страдающих дизартрией, необходимо выявлять особенности различения не только часто смешиваемых звуков, но и гласных (они обычно плохо дифференцируются в артикуляции).
4).
После проверки состояния
Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие.
Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.