Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН………………
1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с
нарушениями речи на современном этапе……………………………….6
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10
1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи
в ходе нормального развития и дизонтогенезе……………………………. 13
1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….19
Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего
дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………
2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного
возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………….21
2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию
фонетико – фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..27
Выводы по второй главе………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по логопедии.docx

— 67.76 Кб (Скачать документ)

    Однако  при имеющихся трудностях у детей  данной категории остаются сохранными возможности смыслового, логического  запоминания.

    Для детей-дошкольников с ФФН, игровая  деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие  всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это влияет на игровую деятельность детей, порождает  определенные особенности поведения  в игре.

    Так, например, дети со сложными формами  функциональных дислалий, ринолалиями  и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного  звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно-рефлекторной деятельности. Медленное образование  дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей  в коллективные игры. Нарушение общей  и речевой моторики, особенно у  дизартриков, вызывает быстрое утомление  ребенка в игре.

    Всё это сказывается на общем и  в частности на речевом развитии ребёнка с ФФНР, затруднят процесс  его дальнейшего обучения в школе, сказывается на формировании личности ребёнка в целом.

    Выводы  по I главе 

    1. Фонетико-фонематическое недоразвитие  представляет наиболее распространенное  речевое нарушение у дошкольников, зачисленных в логопедические  группы (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф.  Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина).

    2. Одним из основных критериев  готовности к обучению в школе  является полноценное развитие  речи, следовательно, своевременное  выявление ФФН помогает корригировать  речевую функцию и способствует  подготовке детей к усвоению  программы общеобразовательной  школы (А. П. Воронова, Л.Ф. Спирова).

    3. Большинство современных исследователей  в области специальной педагогики  свидетельствуют об усложнении  структуры отклонении, значительном  увеличении сочетанных нарушений  у различных категорий детей,  что затрудняет дифференциальную  диагностику (Л С. Волкова, Е.Л.  Гончарова, Л.П. Григорьева).

    5. Фонетико-фонематическое недоразвитие  может провоцировать возникновение  психологических особенностей (стеснительность,  замкнутость, нерешительность), а  также проявляться в чертах  общего и речевого поведения  (замедленная включаемость в ситуацию  общения, нежелание поддерживать  беседу, неумение вслушиваться в  звучащую речь и т.д.), что приводит  к речевой и психологической  инактивности и ведет к осложнениям  при общении. Такие дети стараются  меньше говорить, замыкаются, нарушается  коммуникативная функция речи, что  может провоцировать возникновение вторичных нарушений (Р.Е. Левина,  Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II.  Организация логопедической работы в группе для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 

2.1.    Диагностическое      изучение детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 

    Диагностическое изучение детей старшего дошкольного  возраста с ФФНР основано на применении комплекса диагностических методик. Так как дети с ФФН – это  дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными  и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии в  данной работе, при изучении диагностического инструментария, мы ориентировались  на различные диагностические методики:

  • Методики обследования детей с дислалией (Р.Е. Левина,  Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Г.А. Волкова)
  • Методика обследования детей с ринолалией (Г.И. Волкова, Е.А. Соболева, А.Г. Ипполитова)
  • Методика обследования детей с легкой формой дизартрии (Е.Ф. Архипова, Л.А. Зайцева, Л.В. Лопатина, Серебрякова, Г.А. Волкова)

    При изучении детей с ФФНР особенно актуальны  вопросы дифференциальной диагностики, материал по дифференциальной диагностике  представлен в работах Г.А. Волковой, Р.И. Мартынова – вопросы дифференциальной диагностики дислалии и стёртой  дизартрии.

    На  основании анализа данных диагностических  методик мы пришли к выводу, что  обследование состояния звуковой стороны  речи проводится по общепринятой в логопедии методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной и др.

    Логопедическое  обследование детей с ФФНР строится с учётом заключения ПМПК и индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка.

    Обследование  звукопроизношения имеет два  аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и  функционирования произносительных органов  в момент речи.

    Цель  второго аспекта, фонологического, — выяснить, как ребенок различает  систему речевых звуков (фонем) в  различных фонетических условиях. Эти  два аспекта тесно связаны  между собой.

    При изучении состояния звукопроизношения  определяется:

  1. Количество нарушенных звуков,
  2. Какие фонетические группы нарушены,
  3. Характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях:
    • при изолированном произношении;
    • в слогах – прямых, обратных, со стечением согласных;
    • в словах (исследуемый звук находится в разных позициях по отношению к началу, концу и середине слова);
    • во фразах;
    • в спонтанной речи.

    При подборе лексического материала  соблюдаются следующие требования:

  1. Насыщенность лексического материала заданным звуком.
  2. Разнообразие лексического материала.
  3. Включение слов с оппозиционными звуками.
  4. Включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

    При обследовании звукопроизношения применяются  методические приёмы отраженного и  самостоятельного воспроизведения  лексического материала. Детям предлагаются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки.

    Одним из основных требований к лексическому материалу должно быть понимание  ребёнком значения слов, предлагаемых ему для воспроизведения при  обследовании звукопроизношения.

    Приступая к обследованию, логопед знакомится с историей развития ребенка, с данными  неврологического и отоларингологического  обследований, в процессе краткой  беседы устанавливает с ним контакт  и получает, таким образом, общее  представление об особенностях звуковой стороны речи [23, с. 5].

    Анализ  логопедических методик обследования (Р.Е. Левиной, Т.Б. Чиркиной) показывает, что данные авторы при обследовании  состояния звукопроизношения у  детей считают, что «исследованию  произношения должно предшествовать изучение состояния артикуляционного аппарата у ребенка. Известно, что даже незначительные отклонения в его строении или  двигательной функции могут задержать  формирование правильной речи. Иногда эти нарушения могут быть резко  выражены, как, например, при парезах  или анатомических дефектах и  т.д., в других случаях остаются малозаметными  и выявляются в основном при тщательном обследовании строения и подвижности  органов речи» [14, с. 23].

    Таким образом, обследование звукопроизношения  у детей старшего дошкольного  возраста с ФФНР, обусловленное дислалией, ринолалией или лёгкой (стёртой) степенью дизартрии целесообразнее начать в  следующем порядке:

  1. Прежде всего, детально изучить строение артикуляционного аппарата.
  2. Подвижность органов артикуляционного аппарата.
  3. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения.
  4. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия [14, с. 38].

    1). Обследование артикуляционного  аппарата начинают с проверки  строения всех его органов:  губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет  ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме. 

    При дизартрии обследование начинают с  наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в покое. При этом отмечают выраженность носогубных складок  и их симметричность, характер линии  губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. У ребенка  проверяют умения держать рот  закрытым, закрывать глаза (оба и  каждый глаз изолированно), нахмуривать  брови; отмечают появление содружественных  движений (синкинезий).

    2). Далее проверяется подвижность  органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить  различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой  инструкции [Филичева, с.38]. При этом  логопед отмечает свободу и  быстроту движений органов артикуляционного  аппарата, их плавность, а также  насколько легко осуществляется  переход от одного движения  к другому (при дислалии).

    При дизартрии обследование двигательных функций необходимо производить  при различных нагрузках и  многократном повторении. При этом отмечается качественная сторона каждого  движения, его полноценность или  неполноценность. В последнем случае фиксируют время включения в  движение, истощаемость движения, изменения  его темпа и плавности, объем, а также появление содружественных  движений. При многократных движениях могут быть выявлены стертые формы пареза. При такой нагрузке может появиться слюнотечение, которое сопутствует дизартрии. Логопед должен определить, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается; расспросить родителей о раннем периоде кормления малыша.

    При обследовании детей с ринолалией используются упражнения, состоящие  в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются  условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить особенности двигательной сферы, особенно в случаях сочетания ринолалии  со «стертой» формой дизартрии.

    Полезным  для логопедического анализа  является и повторение ребенком вразбивку  двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап-пак). Сначала даются звуки, артикуляционно резко отличающиеся друг от друга, затем более близкие. При этом логопед фиксирует случаи, когда ребенку не удается моторное переключение с одного звука на другой, и он, вместо того чтобы повторить  конечный звук первого слога, произносит предыдущий. Отмечается также появление  «усредненной» артикуляции (например, вместо т и д произносится полузвонкий  звук, вместо т и т' — полумягкий).

    3). Затем обследуют произношение  звуков по общепринятой методике. При этом отмечаются особенности  артикуляции, четкость движений, входящих в артикуляционную установку  звуков, плавность перехода от  одного звука к другому в  стечении согласных, появление  призвуков.

    При ринолалии отмечается также степень  назальности при произнесении гласных  и согласных звуков и наличие  компенсаторных «гримасок».

    Помимо  дефектов произношения, важно обратить внимание на уровень владения слоговой структурой слова.

    При ринолалии важно выяснить, из каких  звуков состоят слова, слоговая структура  которых искажается, — из усвоенных  или неусвоенных. Отмечается характер искажения.

    Затем выявляют особенности различения речевых  звуков. Ребенку предлагают повторить  за логопедом слоговые ряды с оппозиционными звуками, например: та-да-та, ша-са-ша, ра-ла-ра и др. Поскольку часто дети не произносят эти звуки, ребенку даются задания, исключающие собственно проговаривание и рассчитанные на узнавание и  выделение исследуемых звуков. Так, он должен поднять руку, услышав  заранее обусловленный звук или  слог среди других звуков или слогов, например слог –са среди слогов -ша-, -ча-, -ща-, -ца-. Проверяют также  различение слов, отличающихся одним  звуком (коса — коза, дрова — трава  и др.).

    При обследовании детей, страдающих дизартрией, необходимо выявлять особенности различения не только часто смешиваемых звуков, но и гласных (они обычно плохо  дифференцируются в артикуляции).

    4). После проверки состояния произношения  звуков необходимо выяснить, как  ребенок воспринимает их на  слух, как различает (фонематическое  восприятие). Особенно это относится  к звукам, сходным по артикуляции  или близким по звучанию. Следует  проверять различение всех коррелирующих  фонем из групп свистящих и  шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т.  д.), звонких и глухих (да-та па-ба, и т. д.), сонорных (ра-ла, ри-ли и  т. д.), мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.).

    Если  ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется  следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить  какое-либо действие.

    Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу. Можно также  предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова. Этот прием  позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

Информация о работе Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи на современном этапе