Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретически обоснованные проблемы логопедической работы
с детьми старшего дошкольного возраста с ФФН………………
1.1 Состояние организации логопедической помощи детям возраста с
нарушениями речи на современном этапе……………………………….6
1.2 Механизмы фонетико – фонематического недоразвития………………10
1.3 Закономерности становления фонетико – фонематической стороны речи
в ходе нормального развития и дизонтогенезе……………………………. 13
1.4 Психолого – педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с ФФН………………………………………………..16
Выводы по первой главе……………………………………………………….19
Глава 2. Изучение особенностей работы в группе для детей старшего
дошкольного возраста с ФФНР…………………………………………………
2.1 Диагностическое изучение детей старшего дошкольного
возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи……………….21
2.2 Организация и содержание логопедической работы по формированию
фонетико – фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН…………………………………………………………………..27
Выводы по второй главе………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по логопедии.docx

— 67.76 Кб (Скачать документ)

    При обследовании фонематического восприятия у ринолаликов целесообразно  использовать задания, исключающие  артикулирование, чтобы трудности  проговаривания не влияли на качество дифференциации.

    В результате такого всестороннего логопедического  обследования удается получить все  необходимые данные, позволяющие  сделать заключение о причине, характере  и речевого нарушения, а также  наметить пути коррекции дефекта  и содержание коррекционной работы.  

2.2. Организация и  содержание логопедической  работы по формированию  фонетико-фонематической  стороны речи у  детей старшего  дошкольного возраста  с ФФНР 

    Преодоление ФФНР достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции  звукопроизношения и развитию фонематического  восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию  речевого дефекта и подготовку к  полноценному овладению грамотой.

    Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений  об окружающем, развитие словаря, звукового  анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены  детьми на данном возрастном этапе.

    Коррекционная работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них речевых  и психофизических нарушений  путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

    При проведении подгрупповых занятий в  подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей  и задач того или иного периода  обучения и индивидуальных успехов  каждого ребенка.

    Рекомендуется отдельно проводить занятия с  детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие при достаточном уровне развития грамматического строя  речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на дифференциации их и анализе  звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые  недостатки которых касаются не только фонетики, но и лексики, и грамматики, т.е. детей с элементами лексико-грамматического  недоразвития речи. На занятиях с этими  подгруппами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени  и внимания развитию словаря и  грамматического оформления речи. Таким  подгруппам следует отводить значительно  больше времени, чем подгруппам только с фонетико-фонематическим недоразвитием.

    С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и  т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут  проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

    Постановка  и закрепление правильного произношения звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и групповых  занятий.

    Приемы  коррекции звуков - общепринятые в  логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе  слова.

    Таким образом, перед логопедом стоят  две задачи:

  1. Воспитание артикуляционных навыков.
  2. Развитие слухового восприятия.
  3. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача - выделение звука из состава слова.

    В педагогическом процессе эти три  задачи не существуют изолированно, и  на всех этапах логопедической работы, так или иначе, взаимосвязаны.

    В тех случаях, когда у детей  имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности  и словосочетаний выделяется как  специальная задача.

    Планируя  работу по постановке звуков, логопед  учитывает следующее:

    1. Общую последовательность логопедической работы.
    2. Общепринятую последовательность постановки звуков.

    Необходимо  учитывать индивидуальные особенности  каждого ребенка - строение и подвижность  артикуляционного аппарата, степень  развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень  звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность.

    В зависимости от всех этих данных планируются  индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить  больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать  на постановку звуков, с другими - больше внимания уделять развитию слухового  внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной  речи.

    Предлагаемая  система подготовки к обучению в  школе детей с недостатками речи требует четкой организации их жизни  во время пребывания в детском  саду. Соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность  без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.

    Логопед работает в детском саду с 9 до 13 часов, из них 3,5 часа отводится на фронтальные  и индивидуальные занятия, а 30 минут  выделяется на ведение документации.

    В утренние часы в группах для детей  с ФФН проводится ежедневно по 2 фронтальных занятия (логопедические и воспитательские):

    • I занятие с 9 ч. до 9 ч. 30 мин;
    • II - с 9 ч. 40 мин до 10 ч. 10 мин.

    После второго занятия воспитатель  ведет часть детей на прогулку, остальные занимаются с логопедом.

    Во  второй половине дня воспитатель  ежедневно (с 15 ч до 15 ч 30 мин) проводит подгрупповые и индивидуальные занятия  по заданию логопеда, а с 16 ч 30 мин  до 17 ч одно из занятий (4-5 раз в  неделю) согласно специально разработанной  сетке.

    На  основе анализа методической, научно-популярной и специальной логопедической литературы мы пришли к выводу, что основополагающими  документами  по преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного  возраста в условиях ДОУ являются:

  1. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ФФНР (старшая группа). Авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М., 1993.
  2. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ФФНР (подготовительная  группа). Авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. – М., 1993.
  3. Перспективное планирование работы логопеда в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения (ФФНР, ОНР). Сост. Н.В.Серебрякова.
  4. Перспективное планирование работы логопедической работы в подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР. Сост. Н.В.Нищева.
  5. Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Сост. Т.А.Ткаченко.
  6. Календарный план коррекционной работы в подготовительной группе для детей с ФФНР. Сост. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.

    Для более эффективной коррекционной  работы необходимо использовать рекомендации Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Фотековой  Т.А., Колесниковой Е.В., Астафьевой Е.Г., Гаркуша Ю.Ф., Грибовой О.Е., Пожиленко  Е.А., Васильевой С.А., Соколовой Н.В., Фомичёвой М.Ф., Парамоновой Л.Г. и  многих других авторов.

    Система занятий по преодолению ФФНР должна быть основана на принципе специального образования – принципе коррекционной  направленности при соблюдении триединой  задачи, а именно: коррекционное  воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное  развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

    Все занятия должны быть ориентированы  на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность  в эмоциональном общении с  педагогом. Занятия планируются  на основании  специальных коррекционных  программ.

    Программа коррекционного обучения детей с  ФФНР в старшей группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993) рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода:

    1). В первом периоде обучения (сентябрь  – середина ноября): фронтальные  логопедические занятия по произношению - 2 раза в неделю, фронтальные  занятия воспитателя по развитию  речи - 1 раз в неделю, индивидуальные  и подгрупповые занятия логопеда  -  ежедневно  (в  течение  всех периодов обучения), работа  воспитателя по  заданию  логопеда  -  ежедневно  (в  течение   всех периодов обучения).

      На индивидуальных  и  подгрупповых  занятиях  логопед  в  первом  периоде занимается:

  • Отработкой  правильной  артикуляции,  закреплением  и  автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей.
  • Постановкой  отсутствующих  у  ребенка  звуков. 
  • Выработкой подвижности органов  артикуляционного  аппарата,  используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;
  • Различением звуков на слух;
  • Дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.

  На  фронтальных логопедических занятиях:

  1. Изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы];  согласные звуки:  [п],  [п'],  [т],  [к],  [к'],  [т'],  [j],  [л'].  Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и  переход  от более легких к более сложным по артикуляции звукам;
  2. Одновременно  проводится  работа  по   формированию   фонематического восприятия.

    2). Во втором периоде (вторая  половина  ноября  -  первая   половина февраля) фронтальные  логопедические занятия - 3 раза  в неделю, фронтальные занятия  воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.

    На  индивидуальных занятиях этого периода  ведется постановка отсутствующих  звуков  и  их автоматизация.

      На фронтальных логопедических  занятиях в этот период акцентируется  внимание:

  • На дифференциации на слух и  в  произношении  звуков  по  твердости – мягкости, глухости – звонкости; на занятиях закрепляются и  дифференцируются  следующие звуки: [л']-[ы],  [с],  [с]-[с'],  [з]-[з'],  [с]- [з],   [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];
  • На грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;
  • На   синтаксической   работе   по   составлению   предложений,    их распространению;
  • На  развитии  связной  монологической  речи:  составлении   короткого рассказа с опорой на наглядность;
  • На  закреплении  навыков  звукового  анализа  и  синтеза:  определении позиции звука в слове (в начале,  середине,  конце);
  • Определении ударного гласного в положении после согласного;
  • Анализе прямых и открытых слогов, их преобразовании;
  • На  усвоении  терминов  и  понятий  слог,  слово,  предложение,  звук,  согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки.  

    3). В третьем периоде (февраль-май)  индивидуальная и подгрупповая  логопедическая работа проводится  с  детьми, у которых есть  трудности  в  дифференциации  звуков,  усвоении  анализа   и синтеза, автоматизации поставленных  звуков, фронтальные логопедические  занятия проводятся 3 раза в неделю, фронтальные занятия воспитателя  по развитию речи - 2 раза в неделю.

      Главное в этом периоде:

  1. Закрепить навык употребления  поставленных  звуков  в  самостоятельной речи детей;
  2. Изучить и дифференцировать следующие звуки: [л], [р],  [л]-[л'],  |р|-[р'], |л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];
  3. Закрепить    лексико-грамматические    конструкции,     конструкции сложносочиненного  и  сложноподчиненного  предложений   в   самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.

Информация о работе Состояние организации логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи на современном этапе